Ответы на билеты (2010), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на билеты (2010)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
крупных теоретиков.Одним из самых ранних был представитель немецкой школы Зиммель. В своей работе «Социология» онсформулировал ряд выводов и ввел в науку само понятие «соц. конфликта». Его концепция заключаласьв том, что конфликты имеют всеобщий, абсолютный характер. Они обусловлены психологией человекаи прежде всего конфликт корениться в двух противоположных началах, инстинктах, свойственныхлюбому человеку — любовь и ненависть.
Он считал, что это родовое начало, а конфликт —столкновение противоположностей свойственным всем формам жизни, они свойственны и обществу. Вобществе постоянно действуют такие начала, как стремление или движение к ассоциации илидиссоциации. Ассоциация — объединение, сплочение. Диссоциация — разъединение на личности,уровни. Выводы: конфликт — не обязательно является разрушителем системы, при определенныхусловиях он скорее способствует сохранению системы через разрушение вредной стороны этойсистемы. Еще позже Р.
Дарендорф (60-е гг.) исходил из того, что суть социальных конфликтовзаключается в том, что у одних групп в обществе власть, а у других ее нет, причем власть одних как разосуществляется по отношению к другим. Из этой ситуации существует 2 выхода: обострение борьбы,конфликта в результате 3-х причин: а) власть у немногих, а большинство ее лишены, б) не существуетспокойных, свободных путей перераспределения власти, в) большинство безвластное не имеетвозможности свободно создавать партии, союзы, блоки, способствующие перераспределению власти;преодоление конфликта, у которого тоже свои условия и этапы. Для преодоления конфликта людидолжны осознать свои интересы, объединиться и перераспределить власть.В настоящее время наиболее значительными представителями конфликтологии считаются американцыЛ.
Козыр, К. Боулдинг. По Козыру, суть конфликта заключается в идеологических явлениях,отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольныхсвоим статусом, своей ролью в обществе, и это чувство неудовлетворенности заставляет формулироватьаргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Козыр говорил, что в закрытомобществе нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными иобъявив войну другой части общества.
Результат — жестокая война частей общества. В открытыхобществах этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц.институтов.Продолжая эту идею, Боулдинг считал, что выход из конфликта заключается в том, чтобыуправленческие структуры разного уровня влияли на переориентирование интересов в другое русло ивозможности влиять на людей, прежде всего не допускать обострения страстей, когда преодолетьконфликт невозможно.Основными причинами конфликта являются : неравенство положения людей; разнообразие формсознания, когда сталкиваются люди, имеющие разнообразный менталитет.
Достаточно широкораспространено определение причин конфликтологии: «Несовместимость претензий сторон, приограниченности возможностей их удовлетворения». Соц. конфликты выполняют в обществе разныефункции: функцию «выхлопного клапана» в конфликте высказываются претензии и требования,порождающие неудовлетворенность; конфликт — источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходеконфликта находят идею, решение, которое удовлетворить решению, разрешает противоречия;конфликт позволяет четче или резче размежеваться обществу, узнать специфику каждого участникаконфликта.Важнейшее значение для социологического анализа конфликта имеет типологизация конфликтов, т.е.выделение их основных типов на основе существенных признаков.Конфликты подразделяются на структурные и неструктурные.
Первые — неотъемлемая частьнормального развития социальных систем, выступающие как фактор социальных преобразований. Безвозникновения и разрешения таких конфликтов немыслимы никакие изменения в обществе и егоразвитие.Результатом таких конфликтов являются переходы, например, от мануфактурного производства киндустриальному, от феодализма к капитализму, от тоталитаризма к демократии. Этот тип конфликтовкоренится в объективных тенденциях общественного развития. Второй тип конфликтов —неструктурных— носит характер событий случайных или субъективно обусловленных, не связанных собъективными процессами развития социальных систем.В зависимости от сферы действия конфликты подразделяются на соц.- экон., политические, культурные,национально-этнические, религиозные, бытовые и т.д.
Соц.-экон. конфликты — это конфликты поповоду средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, уровня цен, доступа к благам общества ит.д. соц.-экон. конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируютсяпереходом народного хозяйства от планово- командной экономики к рыночной и связанной с этимборьбой за перераспределением собственности между различными социальными слоями, обнищаниемшироких слоев населения, безработицей и т.д.
значительную роль в этих конфликтах играет исубъективный фактор: ошибки руководства, перекосы в экон. политике, злоупотребления в экон. сфере.Политический конфликт — это конфликт по поводу распределения власти.Этот конфликт может носить скрытый характер или открытый. Примером может служить затянувшийсяна многие годы конфликт исполнительной и законодательной власти, если до осени 93г он носилскрытый характер, то в 93 вылился в кровавые события.Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты — конфликты наоснове борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.
Чаще всего они связаны состатусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играетпроблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной Россиинационально-этнические конфликты чаще всего носят полит. характер.В зависимости от субъектов конфликта они подразделяются на несколько типов: внутриличностные,межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, межгрупповые, государственные иглобальные.Билет № 16Социальная теория анархизма М. Бакунина и П. Кропоткина.Как считал Бакунин, суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естественномутечению».
Отсюда одна из центральных идей анархизма - идея свободы личности как ее естественногосостояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. «Оставьте людейсовершенно свободными, - говорил Ш. Фурье, - не уродуйте их ... не бойтесь даже их страстей: вобществе свободном они будут совершенно безопасны».Исходя из того, что личность должна быть свободной и ей нельзя ничего навязывать, Бакунин вто же время указывают на «всецело социальный» характер свободы, ибо она может быть осуществлена«только через общество» и «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми». Обществодолжно предоставить условия для полноценного развития каждого человека, что и определяет реальныевозможности его социальной свободы.
Но есть и другие проявления свободы человека, а именно «бунтпротив всякой власти - божеской и человеческой, - если эта власть порабощает личность».Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами,ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников,перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет егопорабощения.Государство, по Бакунину, - это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила.Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы».
В конечномсчете оно явно или неявно закрепляет «привилегии какого-нибудь меньшинства и реальноепорабощение огромного большинства». Массы людей не понимают этого из-за своего невежества. Ихже действительные интересы заключаются в устранении государства, которое их порабощает. На это идолжен быть направлен их «справедливый бунт свободы».Кропоткин резко выступал против государства и «государственного социализма», считал, чтотрудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе.Теоретик анархии считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе«союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам».Этот свободный «анархический коммунизм» в отличие от государственного авторитарного коммунизмамыслился Кропоткиным как общество равных между собой людей, целиком основанное насамоуправлении.Принцип равенства толкуется как уважение к личности.