Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 58
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 58 страницы из PDF
Члены кастыхариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение кпредставителю высшей касты делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается дажетень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членамкасты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения сотверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.Хотя в 1949 г.
правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможноперебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру,обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами.Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовыеразграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества,в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения– многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль надправительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую ониопределили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас.
Население страны разделялось на четыре расовые группы:европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группеопределяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет правокупаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. Последесятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п.
африканеры были вынужденыликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 летпровел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая системаоставила после себя горькое наследие – предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не уодного поколения граждан ЮАР.Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) онобыло “заменено” расовой кастовой системой – рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и всебелые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцевафриканского происхождения.
Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет послеотмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые – представители высшей касты боялись“запачкаться” от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов идаже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.КланыКлановая система типична для аграрных обществ.
В подобной системе каждый индивид связан с обширнойсоциальной сетью родственников – кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи иимеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этомуклану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому членуклана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако вотличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться длясоздания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственниковсупругов, способны объединять членов двух кланов.
Процессы индустриализации и урбанизации превращаюткланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.Клан эмира Кувейта состоит примерно из 150 человек, занимающих дюжину стоящих по соседству домов вКувейте. В период оккупации Кувейта Ираком в 1989-1990 гг. члены клана сосредоточили все имеющиеся в ихfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 118 of 247распоряжении средства для выживания. Так, члены клана, занимавшиеся сбытом бытовых приборов, осуществлялиподкуп иракских должностных лиц, задаривая их кухонными комбайнами, микроволновыми печами, телевизорами;те, кто работал в гостиничном бизнесе, утаили огромные количества гостиничного продовольствия, которым потомделились с прочими членами своего клана. Сообща они спланировали и осуществили освобождение из тюрьмыодного из членов клана и сумели тайно переправить его в Саудовскую Аравию.КлассыСистемы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми.
Границы, разделяющиелюдей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы вдругую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта,поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности.
Принадлежность к классутакже определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивидав течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Крометого, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения илизапрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительнаягибкость ее границ.
Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движениявверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, иликласса,– одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно,семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодныеусловия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такиепривилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.Гендерное неравенство и социальная стратификацияВ любом обществе тендерный признак составляет основу социальной стратификации. Ни в одном обществе пол неявляется единственным принципом, на котором основывается социальное расслоение, но тем не менее он присущлюбой системе социальной стратификации – будь то рабство, касты, кланы или классы.
По гендерному признакучлены любого общества делятся на категории и получают неодинаковый доступ к тем благам, которые можетпредложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.НазадСодержаниеВперед§ 6.3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВАФункционалистская теория стратификацииВопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место и в социологии.
Нанего есть два разительно расходящихся ответа. Первый дали консерваторы, которые утверждали, что неравноераспределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества. Сторонникирадикального подхода, напротив, резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальноенеравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги.Современные теории неравенства в широком смысле принадлежат или первому, или второму направлению.
Теории,основывающиеся па консервативной традиции, называют функционалистскими; те же, что уходят корнями врадикализм, называются теориями конфликта.Согласно функционалистской теории социального неравенства, стратификация существует, поскольку она полезнадля общества. Эта теория наиболее четко сформулирована в 1945 г. Кингсли Дейвисом и Уилбертом Муром,позднее ее модифицировали и усовершенствовали другие социологи.
Дейвис и Мур утверждают, что социальнаястратификация не только универсальна, но и необходима, поэтому ни одно общество не может обойтись безрасслоения и классов. Система стратификации требуется для того, чтобы заполнить все статусы, образующиесоциальную структуру, и выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с ихположением.