Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 57
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 57 страницы из PDF
Так, о человеке говорят,что он занимает высокое положение, если он имеет возможность управлять поведением других людей, в приказномпорядке или посредством влияния; если основа его престижа – важный пост, им занимаемый; если он своимидействиями заслужил уважение коллег. Относительный статус является основным фактором, определяющимповедение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можно считать первоочередной целью людей.Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста.
Например, положениемужчины в родовой группе определяет его положение в общине.Так, среди индейцев племени хопи принадлежность к определенному роду определяет механизм передачи прав навладение землей, постройками, церемониальными знаниями и, следовательно, является особенно важной дляличного статуса. У индейцев таллензи юноша (потерявший отца), взявший на себя все заботы по ведениюхозяйства, считается старшим в семье, тогда как мужчина средних лет, продолжающий жить в отцовском доме,формально считается ребенком.
Статус может основываться на профессиональных занятиях: например, в некоторыхрегионах Африки южнее Сахары кузнецы обычно составляют отдельную группу, имеющую низкий статус. Вкастовой системе Индии мусорщики, занимаясь, в частности, уборкой человеческих отходов, находятся на самойнизкой отметке шкалы. Во многих странах статус повышается в случае щедрости и благотворительнойдеятельности состоятельного человека (обмен подарками, пожертвования).Статусная группа представляет собой совокупность людей, организованных в иерархическую социальнуюсистему.
Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения ипрестижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном врамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса. В некоторыхобществах кланы или роды могут делиться в соответствии с обобщенной классификацией на аристократов ипростолюдинов, а могут категоризироваться более точно – начиная с королевского рода и вплоть до кланов,имеющих “клеймо” низкого профессионального статуса или рабского происхождения.Самые разительные проявления статусных групп обнаруживаются в кастовой системе Индии.
В индийскихдеревнях обычно проживают члены нескольких малых эндогамных групп (подкаст), основанных на традиционныхзанятиях, причем контакты с человеком более низкой касты (например, еда или питье, принятые из его рук,телесные контакты) оскверняют членов более высокой касты и требуют ритуального очищения.Система возрастной градации, существующая во многих традиционных восточно-африканских обществах, такженапоминает систему статусных групп.НазадСодержаниеВперед§ 6.2.
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИРабствоНезависимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известнычетыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древнихримлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чемусвободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабствобыло для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило ваграрных обществах.Обычно указывают на три причины рабства.
Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не всостоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казньубийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсацииза причиненное горе или ущерб.
В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другуюи победители использовали часть пленников в качестве рабов. Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов,захваченных в военных действиях, было больше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводствапотомства и в качестве дополнительной рабочей силы. Таким образом, рабство было следствием военногопоражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-толюдям природного качества.Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира.
В некоторыхfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 116 of 247странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, рабстановился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейныйгод, каждые 50 лет.
Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собратьнеобходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям(именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаяхрабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабови трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.Не везде статус раба передавался по наследству.
В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми.Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенкараба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и могстать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, нивласти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и дажедобиться высокого положения в обществе.
Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживатьденьги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к бывшему рабу.Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Светепредставляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить забилет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии,что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущиеполучали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельныеколонисты получали бесплатных слуг на определенный срок.
В течение этого четко оговоренного периода они былиобязаны служить своему хозяину, а в случае побега их могли силой вернуть обратно. По завершении срока“договорной службы” индивиды становились полноправными гражданами страны, получали возможность жить, гдеони пожелают, и продавать свой труд.Но “слуг по договору” стало не хватать для удовлетворения потребности в рабочей силе. Попытка превратитьиндейцев в своих рабов окончилась провалом. Тогда колонисты стали превращать в рабов африканцев, которыхпривозили в Северную и Южную Америку голландцы, англичане, португальцы и испанцы. В этом контекстенекоторые аналитики делают вывод о том, что расизм в Соединенных Штатах непосредственно вытекает израбовладения.
Обнаружив, что пожизненное закабаление людей представляет большие выгоды, американскиерабовладельцы выработали свою идеологию – систему убеждений, обосновывающую социальные построения.Определяющей ее идеей, оправдывавшей пожизненное рабство, стала идея о том, что рабы по своему уровнюнаходятся ниже белых людей, что они – недочеловеки, или люди, задержавшиеся в своем развитии на стадиимладенческого, беспомощного состояния и, следовательно, нуждающиеся в присмотре людей более высокогоуровня – колонизаторов.Позднее в южных штатах были введены в действие законы, делающие рабство наследственным, т.е.
дети родителейрабов становились собственностью хозяина этих рабов; рабами становились также дети рабов, в свое времяусыновленных своими владельцами. Рабовладельцы имели право продавать, обменивать или отдавать таких детей вуслужение за деньги. Согласно другим законам, рабам не разрешалось вступать в брак, находиться вдали от домабез разрешения хозяина, проводить собрания или учиться грамоте. Системы легальной дискриминации неизменились и после Гражданской войны 1861-1865 гг. К примеру, до 1954 г.
в американских штатахфункционировали две раздельные школьные системы – для белых и для цветных детей. Вплоть до 1950-х гг. вштате Миссисипи считалось недопустимым, чтобы белый человек и афро-американец сидели рядом на одномсиденье автомобиля. Белым и чернокожим не запрещалось находиться в одной машине только потому, что в такомслучае чернокожие не смогли бы работать шоферами.Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разныеэпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена илирасовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлсясобственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба.
Рабство служило основнымразграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получаетопределенные привилегии), а какой – рабом (не имеющим привилегий).КастыВ кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологическиетермины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменитьместо индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будутиметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ междукастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет наfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 117 of 247межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложныеправила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низшихкаст оскверняет высшую касту.Индия. Индийское общество – наиболее яркий пример кастовой системы.
Основанная не на расовых, а нарелигиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты,или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты икаждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть толькосвященнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи – купцы иискусные ремесленники; шудры – простые рабочие и крестьяне; хариджан – отверженные, неприкасаемые,занимающиеся унизительным трудом.Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы.