Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 56
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 56 страницы из PDF
В Индии насчитывались тысячи каст, но все онигруппировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев,потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян иремесленников – около 70% населения, остальные 20% – хариджане, или неприкасаемые, которые традиционнобыли уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причем независимо от ихповедения и личных достоинств.
Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст,ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии,особенно в сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образ жизни,трудоустройство и даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том,что безропотно нести бремя своей судьбы – единственный морально приемлемый способ существования. Нокастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице.
Полностью закрытойсистема стратификации не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности вразных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конкуренции между членами различных каст,внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам и ряда другихфакторов.Измерения стратификацииПервыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, чтов капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет иуправляет важнейшими средствами производства,– класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, ктоможет продавать только свой труд,– угнетенный рабочий класс, или пролетариат.
По мнению Маркса, эти двегруппы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальнаястратификация существовала только в одном измерении.Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют идругие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, ипредложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение),статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации.Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но всеже могут не совпадать.
Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, ноне обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высокимпрестижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальныелица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметьпрестижа.Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом.Богатство – то, нем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег.Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людямотносятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другойчеловек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.Престиж. – авторитет, Влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенномусоциальному статусу.
Престиж – явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизничеловек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения,выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символовпрестижа, которым мы присваиваем социальную значимость.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 114 of 247В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения ипочтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна некая негласнаядоговоренность о том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам будет уделено такоеже внимание.
Самыми различными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так, вритуалах знакомства применяются символические действия – поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та жецель достигается при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.В качестве примера приведем рассказ Теодора X. Уайта об истории, произошедшей в 1960 г., когда в избранииДжона Кеннеди президентом США уже никто не сомневался. Войдя в свой “домик-укрытие”, где собрались многиелидеры Демократической партии, Кеннеди подошел к своему брату Роберту и Сардженту Шриверу:“Остальные присутствующие в комнате устремились к нему.
Потом остановились. Кеннеди от них отделяли,наверное, 10 метров, но их было невозможно преодолеть... никто не решился пройти маленькое открытоепространство между ним и ими, лицами не приглашенными, потому что было в Кеннеди что-то, заставляющеелюдей соблюдать дистанцию и дающее им ощущение зависимости. Они могли прийти только по приглашению, иборечь шла о будущем президенте Соединенных Штатов”.Сто лет назад Торстейн Веблен показал, какую большую роль играют показной досуг и показное потребление вопределении социального положения.
Для получения и удержания престижа недостаточно просто обладатьбогатством и властью – они должны быть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж присваивается только наоснове очевидных фактов. Демонстрация чековой книжки или сертификатов акций непрактична и рассматриваласьбы как проявление “дурного вкуса”.
Поэтому один из самых эффективных методов показа благосостояния –большие затраты на одежду, так как наряды показывают социальный статус человека с первого взгляда: дорогаяодежда по последней моде, которая меняется каждый сезон, свидетельствует о сумме, которую ее обладатель тратитна гардероб, что повышает его символическую значимость. Автомобиль служит похожей цели, особенно если оночень дорогой. По мысли Веблена, для многих свой относительный успех проверяется путем сравнениясобственного экономического положения с положением других, и это становится укоренившейся целью, в связи счем сравнения приобретают символическое выражение.Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образомжизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение, чем 100 лет назад. При этом личность иобщительность человека весьма важны.
Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни иценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении ихпрестижа.Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальнойжизни.
Власть – это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим имобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели. Социолог Амос Холи заметил: “Каждый социальныйакт есть проявление власти, каждое социальное взаимоотношение – это уравнение власти, и каждая социальнаягруппа или система – это организация власти”.Основы власти подразделяются на три категории ресурсов. Во-первых, существует принуждение – ресурсы,которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения.Люди обычно относятся к ограничениям, как к наказанию, поскольку результатом ограничений является ущербимуществу, телу, душе. Во-вторых, существуют побуждающие мотивы – ресурсы, которые позволяют однойстороне придавать ситуации новые преимущества. Индивиды обычно считают стимулы вознаграждением,поскольку они предполагают передачу социально признанных хороших вещей – материальных объектов, услуг илисоциального положения – в обмен на выполнение воли властных структур.
В-третьих, есть сила убеждения –ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесениянедостатков или преимуществ какой-либо ситуации. Под влиянием убеждения, базирующегося на репутации,мудрости, личном обаянии или контроле над окружающими, отдельные индивиды или социальные группыначинают выступать за те же цели, которым отдает предпочтение человек, обладающий властью.Таким образом, овладеть важными ресурсами – значит получить господство над людьми. Контролировать ключевыересурсы – значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людямудовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей. В той мере, в которойнекоторые индивиды и социальные группы имеют возможность распределять вознаграждения и наказания, а такжеоказывать убеждающее воздействие, они способны диктовать правила жизненной игры.
Но порой играть поправилам означает, что никакой игры нет вовсе – колода подтасована, а результат известен заранее.Социальный статус – это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями ижизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидампри рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей,происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств исобственных усилий.Достигнутый статус может базироваться на образовании, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинствеfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 115 of 247западных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными благами,внешний вид и стиль одежды, манеры, приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чемпроисхождение.Жизненный статус предполагает наличие социального расслоения по вертикальной шкале.