Диссертация (Международно-правовые средства борьбы с экстремизмом), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Международно-правовые средства борьбы с экстремизмом". PDF-файл из архива "Международно-правовые средства борьбы с экстремизмом", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
субъект. При этом в последнем наряду сполитическими охватываются и религиозные крайние взгляды. В Кембриджскомсловаре даются два определения: под «экстремистом» понимается лицо, убеждениякоторого являются необоснованными и неприемлемыми для большинства; под«экстремизмом» определяется факт существования экстремиста в обществе62.Экстремизм – социальное явление, он проявляется в обществе в виде общественных отношений. Экстремизм и его характерные черты проявлялись с Древних времен. В частности, в качестве экстремистской деятельности исследователиквалифицируют деяния секты сикариев (сика по-еврейски – кинжал) в Риме времен I в.
в виде убийства представителей еврейской знати за сотрудничество сримлянами63.В историческом плане изначально экстремизм имел религиозную окраскуи нередко служил в качестве почвы для религиозных войн. Экстремизм был59См.: Дворянов В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов.
М.: Институт политического и военногоанализа, 2002. С. 47–48.60Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологическихвыражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование; Оникс, 2012.61Oxford English Dictionary / ed. by C. Soanes, S. Hawker, J Elliot. 10th ed. N. Y., 2005.62Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus.
URL: http://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский (дата обращения: 11.11.2015).63Мамытов Т.Б. Религиозный и националистический экстремизм // Проблемы современнойнауки и образования. 2015. № 5. С. 28.22связан, прежде всего, с деятельностью религиозных объединений, когда «навязчивая» миссионерская деятельность приверженцев одной религии вызывалаответное негативное поведение у адептов, исповедующих другие культы64.В конце XI в. религиозными догмами уже обосновывали захватническиевойны.
Военные походы в период XII–XIII вв., известные как «крестовые», устраивались для грабежей, убийств и истребления инаковерцев и были прикрытырелигиозными лозунгами. К. Федерн писал о жестокостях средневековой религии, показателем которой может быть эпизод, когда, истребив в Иерусалимемужчин, женщин и детей, крестоносцы пали на колени перед гробом Искупителя в пламенном молитвенном рвении65.В средние века в деятельности католической церкви экстремизм проявлялся в борьбе с инакомыслием посредством уничтожения людей на кострах «святой» инквизиции.Период в XV в., называемый «рассветом испанской короны», характеризовался покорением мавров-мусульман испанскими католиками для принятияими христианства или выдворения их из страны.
С этого момента наблюдаласьширокомасштабная средневековая инквизиция («охота на ведьм», «охота заеретиками») в западной Европе.Впоследствии инквизиция сменилась новой религиозной войной между католиками и протестантами (сторонниками Мартина Лютера) по причине того,что последние объявили несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком66. Итогом войны был Аугсбурский религиозный договор 1555 г., который закрепил принцип cujus regio, ejus religio (пер. с лат.: «чья власть, того ивера»)67. Согласно этому принципу, подданным, не желавшим переходить в выбранную князем веру, оставалось воспользоваться правом jus emigrandi, т.е.64Инаева Д.Д. Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения // Молодой ученый.2016.
№ 1. С. 799.65Федерн К. Данте и его время. М.: Издание Товарищества И.Д. Сытина, 1911. С. 13.66Карева В.В. История Средних веков. М.: ПСТБИ, 1999.67Веджвуд С.В. Тридцатилетняя война. М.: ACT, Астрель, Полиграфиздат, 2012.23эмиграция на территорию, на которой исповедовалась их конфессия68. Этот период характеризовался новой волной насилия и кровопролития, основанного нарелигиозных мотивах.
Примером жестокости того времени являлось массовоеубийство во Франции гугенотов (протестантов) в «ночь длинных ножей» напраздник св. Варфоломея 24 августа 1572 г.69.Колониальные захваты Испанией и Португалией земель в Новом свете сопровождались массовыми истреблениями коренного населения70.Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновениесмешанных обществ, в которых цвет кожи человека, его национальная, религиозная или этническая принадлежность стали определяющими правового статусаличности. И сегодня эти различия порождают дискриминацию на почве расовой, религиозной и национальной нетерпимости.Крупной религиозной войной, затронувшей практически все европейскиестраны, являлась так называемая «тридцатилетняя война» (с 1618 по 1648 гг.)71.Она началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками, но затем переросла в борьбу за власть и доминирование в Священной Римской империи и в Европе в целом.
Предпосылкой религиозных недовольствстал изживший себя к этому времени Аугсбурский религиозный договор 1555 г., атакже разногласия и взаимные обвинения имперских курфюрстов, князей и сословий обеих религий. Война закончилась подписанием в 1648 г. Вестфальского мирного договора (Вестфальский мир), который состоял из двух соглашений – Мюнстерского и Оснабрюкского, согласно которым приверженцы крупнейших течений христианства на территории Священной Римской империи (католицизма, лютеранства и кальвинизма) обрели в ней равные права. Оснабрюк68Аугсбурский договор 1555 г. URL: http://www.lwl.org/westfaelische-geschichte/portal/Internet/finde/langDatensatz.php?urlID=739&url_tabelle=tab_quelle (дата обращения: 20.01.2017).69Руффини Ф.
Религиозная свобода. М.: ИВИ РАН, 1995. С. 79.70Возникновение колониальных империй. Последствия Великих географических открытий //История с конца XV до конца XVIII века. URL: http://knowhistory.ru/837-vozniknovenie-kolonialnyhimperiy-posledstviya-velikih-geograficheskih-otkrytiy.html (дата обращения: 20.01.2017).71Алексеев В.М. Тридцатилетняя война. Л.: Учпедгиз, 1961; Parker G. The Thirty Years' War.N.
Y.: Routledge, 1997.24ское соглашение от 24 октября 1648 г. прямо закрепляло положение о том, что«Договор о религиозном мире» 1555 г. в том виде, как он был утвержден вАугсбурге и впоследствии зафиксирован в различных законах империи, считается действительным во всех его статьях. Новые совместно принятые положения, которые касались отдельных спорных статей, считались неизменной нормативной основой данного мирного договора. Между всеми без исключениякурфюрстами, князьями и сословиями обеих религий должно было царить полное взаимное равенство.
Таким образом, религиям предоставлялись равныеправа и запрещались любые насильственные или оскорбительные действия.Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов илютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществленную до 1624 г.,и отменил ранее действовавший принцип cujus regio, ejus religio (лат. «чьявласть, того и вера»), вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами.Согласно положениям Вестфальского мирного договора 1648 г., главнаяроль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешлак суверенным государствам.
В Европе сложилось определенное равновесие,или баланс сил основных государств того времени. Итогом Тридцатилетнейвойны стало ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государствЕвропы, а также становление Вестфальской системы международных отношений72.Со сменой роли религии в обществе на более светскую экстремизм трансформируется и становится инструментом для проведения политики и свержениянеугодных государственных режимов, но уже не по религиозным мотивам, а пополитическим.
Важным этапом утверждения светского общества стала Француз-72История международных отношений: учебник / под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского: в3 т. Т. 1. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 76.25ская революция 1789 г.73, она, провозгласив девиз: «Liberté, Égalité, Fraternité»(пер. с франц.: «Свобода, равенство, братство»), тем самым положила основупубличным протестам граждан. Как показала практика, революция во многомсвязана с действием антигосударственных сил, которые выступают угрозой государственному строю и легитимной власти, что нередко приобретает чертыэкстремизма.Термин «экстремизм» начали употреблять позже, в годы Первой мировойвойны (1914–1918 гг.), как обозначение противостояния крайне левых и крайнеправых сил в политике.В этом деле особо выделялась Россия, которую в начале XX в.
охватилиреволюционные движения. Впоследствии революция привела к свержениюроссийского самодержавия. Аналогичные деяния в виде бунта и заговора известны в политической жизни России еще раньше, что отразилось, в частности,в Соборном уложении 1649 г., которое выделяло их в качестве преступлений,имеющих экстремистский характер.Экстремизм как идеологический концепт обусловлен объединением рядапризнаков таких явлений, как «радикализм» и «фашизм».Радикализм как явление проявлялось в Англии в середине XVIII в. Подэтим термином подразумевались социально-политические идеи и действия,направленные на кардинальное изменение политических институтов. Радикализм определяется как идейно-политическое течение, его сторонники настаивают на необходимости радикальных реформ, критикуют государственнуюсистему, выражают протест против антидемократизма и милитаризма, а такжеиспользуют радикальные методы при решении каких-либо вопросов методомрешительных действий74.
Если термин «радикализм» первоначально приме-73См.: Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. М.:Центр исследований постиндустриального общества, 2007; Манфред А. Французская революция. М.:РГБ, 2008. С. 150–170; Чудинов А.В. История Французской революции. М.: РОССПЭН, 2017; Захер Я.М.
Великая французская революция: учебник и хрестоматия. 4-е изд., перераб. Л.: Прибой,1927.74Водовозов В.В. Радикализм и радикальная партия // Энциклопедический словарь Брокгауза иЕфрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб, 1899. Т.
XXVI. С. 73–75.26нялся для того, чтобы охарактеризовать стремление дойти до корня социальных проблем, то в настоящее время он чаще используется для обозначениякомплекса политических идей и действий, нацеленных на коренное (радикальное) изменение существующих социальных и политических институтов75.Профессор С.А.