Диссертация (Карелы Северного Приладожья в конце XVIII — начале ХХ вв. православный прибалтийско-финский этнос между Финляндией и Россией)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Карелы Северного Приладожья в конце XVIII — начале ХХ вв. православный прибалтийско-финский этнос между Финляндией и Россией". PDF-файл из архива "Карелы Северного Приладожья в конце XVIII — начале ХХ вв. православный прибалтийско-финский этнос между Финляндией и Россией", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Министерство образования и науки Российской Федерациифедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(ПетрГУ)Институт исторических, политических и социал ьных наукКафедра отечественной историиНа правах рукописиПашковаАннаАлександровнаКАРЕЛЫ СЕВЕРНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ ХХвв.:ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИБАЛТИЙСКО-ФИНСКИЙ ЭТНОС МЕЖДУФИНЛЯНДИЕЙ И РОССИЕЙСпециальность 07.00.02 – ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата исторических наукНаучный руководитель:профессор, д.
и. н.,С.Г. ВеригинПетрозаводск20161ОглавлениеСтр.Введение ………………………………………………………………………… 2Глава 1. Население Салминского и Сортавальского уездов в концеXVIII – начале ХХ века …………………………………………....... 391.1. Население Салминского и Сортавальского уездов в 1785-1868 годах391.2. Население Салминского и Сортавальского уездов в 1868-1920 годах691.3. Население города Сортавала в конце XVIII – начале ХХ века ……..
100Глава 2. Языковой вопрос в жизни карелов Приграничной Карелии в концеXVIII - начале XX века ……………………………………………. 1242.1. Билингвизм в жизни населения Приграничной Карелии ……………. 1242.2. Язык в сфере культуры, делопроизводства и язык церковнойслужбы ……………………………………………………………. 1412.3. Антропонимия жителей Приграничной Карелии …………… .…...… 1522.4. Язык в сфере образования …..………………........................................ 154Заключение …………………………………………………………………..
192Список использованных источников и литературы …................................. 202Список сокращений …..................................................................................... 222Приложение 1. Карта Салминского уезда Выборгской губернии 1903 года……………………………………………………………………… 223Приложение 2. Карта Сердобольского уезда Выборгской губернии 1903 года…………………………………………………………………….. 2242ВведениеИстория Северного Приладожья имеет ряд уникальных этнических иконфессиональныхособенностей,обусловленныхеепограничнымположением. С XIII века по 1478 год населенное карелами СеверноеПриладожье входило в состав Новгородской земли. В новгородский период, в1227 году произошло крещение карел, и начался процесс их христианизации.На Ладожском озере в XIV-XV веках возникло несколько православныхмонастырей(ВалаамскийСпасо-Преображенский,КоневецкийРождественский, Сенной Троицкий и др.).
Хотя христианизация карелзавершилась,вероятно,тольковXVIвеке,историческийвыборприладожских карел в пользу православия во многом определил ихисторическую судьбу на протяжении многих последующих веков. Другимрезультатом новгородского владычества в Северном Приладожье сталоотражение шведской агрессии. В результате многолетней экспансии шведовна восточном побережье Балтийского моря им удалось закрепиться в ЮжнойФинляндии и занять несколько карельских погостов на побережье Финскогозалива. Но, несмотря на все усилия, шведам не удалось занять ни Карельскийперешеек, ни Северное Приладожье. Итоги этой напряженной борьбы былиподведены Ореховецким мирным договором 1323 года, который прекратилмноголетнюю шведскую агрессию и обозначил новгородско-шведскуюграницу.
В последующие годы шведско-финские набеги и нападенияпродолжались, но носили локальный и кратковременный характер. Поэтомупосле 1323 года карельское население Северного Приладожья могло житьпод защитой Великого Новгорода в относительно мирных условиях. Послеприсоединения Новгородской земли к Московскому государству в 1478 годуземли Северного Приладожья также попали под власть Москвы.В середине XVI века началась серия русско-шведских войн, в ходекоторых шведские войска постоянно вторгались на территорию СеверногоПриладожья и разоряли ее. Итогом этой агрессии стала русско-шведскаявойна 1610-1617 годов, когда шведы воспользовались ослаблением России в3период Смуты и заняли большую территорию на северо-западе России,включая даже Новгород. По итогам Столбовского мирного договора,заключенного в феврале 1617 года, земли Карельского перешейка иСеверного Приладожья переходили под власть Швеции.Столбовский мирный договор привел к огромным переменам в жизниСеверного Приладожья.
Православное карельское население оказалось подвластью лютеранской Швеции. Туда были присланы шведские чиновники исудьи, там были введены в действие шведские законы, повинности иналоговая система, стало насаждаться лютеранство. В 1643 году по указукороля Густава II Адольфа 1632 года был основан город Сортавала (пошведски – Sordavalla, по-фински - Sortavala), который вскоре сталкрупнейшим административным, экономическим и культурным центромвсего Северного Приладожья.Земли Северного Приладожья раздавались в собственность шведскимдворянам.Православныекарелыоказалисьподтройнымгнетом:феодальным, национальным и религиозным.
Это вызвало массовое бегствоприладожских карел в Россию. На опустевшие земли шведские власти селилифинских крестьян. К концу XVII века большую часть населения СеверногоПриладожья уже составляли финны-лютеране. Только в пограничных сРоссией землях большинство населения составляли православные карелы.Эти населенные православными карелами земли получили в финскойисториографии название «Приграничная Карелия» (Raja-Karjala) (сейчас этатерриторияПиткяранскогоиСуяорвскогомуниципальныхрайоновРеспублики Карелия).По Ништадскому мирному договору 1721 года, положившему конецдлительной Северной войне 1700-1721 годов, территория СеверногоПриладожья юридически была возвращена в состав России. Хотя территорияСеверного Приладожья серьезно пострадала в ходе боевых действий(например, Сортавала была разорена русскими войсками в 1705 году и в 1727году официально потеряла статус города и стала просто селением), финское и4шведское население, в основном, осталось на своих местах.
Этомуспособствовала политика Петра I и его преемников, сохранивших на этихземлях шведские порядки, законодательство и т. д. и не притеснявшихлютеран. Более того, шведским и финским чиновникам и офицерам былисозданы условия для карьерного роста на русской службе, а купцы моглиразвивать торговлю, как с Россией, так и со Швецией и шведскойФинляндией. В то же время в Северном Приладожье усилилось влияниеРоссии. Официальным языком делопроизводства стал русский язык. ВСеверном Приладожье служили многие русские чиновники и офицеры, сюдапереселялись русские купцы и горожане. В регионе усилились позицииправославной церкви. В 1715 году был восстановлен Валаамский монастырь.В 1744 году на пограничных со Швецией землях, населенных финнами,шведами и карелами, была создана Выборгская губерния (с 1802 года онаназывалась Финляндская губерния).
Время существования Выборгскойгуберниибылопериодомдемографическогоростаиуспешногоэкономического и социокультурного развития Северного Приладожья. В 1783году Сортавала вновь получила статус уездного города Выборгскойгубернии.В 1809 году после очередной русско-шведской войны по условиямФридрихсгамского мирного договора к России перешла территорияФинляндии от Финского залива на юге до реки Торнио на севере. В сентябре1809 года из вновь присоединенных финских земель было создано Великоекняжество Финляндское с правами широкой автономии. В декабре 1811 годапо указу Александра I Финляндская губерния вошла в состав Великогокняжества Финляндского. С этого времени утвердилось еще одно названиеВыборгской (Финляндской) губернии – Старая Финляндия (по-фински Vanha Suomi, по-шведски - Gamla Finland), в противоположность НовойФинляндии (по-фински - Uusi Suomi) – землям, присоединенным в 1809 году.ПрисоединениеВыборгскойгуберниикВеликомукняжествуФинляндскому имело далеко идущие последствия.
В условиях финляндской5автономии на территории Северного Приладожья действовало шведскоезаконодательство, господствующей религией было лютеранство, языкомделопроизводства, книгоиздательства и преподавания был шведский язык, ново второй половине XIX века его начал вытеснять финский язык.В первой половине XIX века в Великом княжестве Финляндскомвозникло финское национальное движение - фенномания. Первоначально оноимелолитературно-научныйхарактер,боролосьзараспространениефинского языка и пробуждение финского национального самосознания.В годы правления Александра II в Великом княжестве Финляндскомбыла проведена серия либеральных реформ, следствием которых стали какускорение экономического развития, так и рост финского национальногосамосознания. В конце XIX века начался конфликт между финскиминационалистами и царским правительством, проводившим в Финляндииполитику русификации и централизации.В этой ситуации обострился вопрос о положении православногокарельского меньшинства в Великом княжестве Финляндском.
Во второйполовине XIX – начале ХХ века православные карелы проживали натерритории Салминского и Сортавальского уездов Выборгской губернии (дляобозначения этой территории использовался также термин Raja-Karjala –Пограничная Карелия). В конфессиональном отношении Салминский уезд,кроме общины Импилахти, был преимущественно населен православнымикарелами, в Сортавальском уезде, напротив, православные карелы и русскиесоставляли около четверти населения.Таким образом, территории Салминского и Сортавальского уездовбыли островками православия среди лютеранской Финляндии. В языковомотношении приграничное положение исследуемых земель приводило кзаимствованию в язык финских карел русских слов, преимущественносвязанных с православной обрядностью и торговыми операциями.