Диссертация (Образ региона в официальной печати российской провинции (на примере «новгородских губернских ведомостей» 1838 – 1918 гг.)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ региона в официальной печати российской провинции (на примере «новгородских губернских ведомостей» 1838 – 1918 гг.)". PDF-файл из архива "Образ региона в официальной печати российской провинции (на примере «новгородских губернских ведомостей» 1838 – 1918 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Торопова в статье, посвященной истории новгородскойархеологии2, в 1852 году инициатива губернатора Ф.О. Бурачкова повлияла нарешение провести описание городищ и курганов Новгородской губернии. Заэту работу берется Р.Г. Игнатьев, опубликовавший к тому времени 8 статей,многие из которых распределялись на 4 – 6 выпусков и составляли по объемупочти брошюры.
А редакция губернских ведомостей делает объявление длясвоих читателей: «Редакция Новгородских Губернских Ведомостей, по волеГубернского начальства, предприняла труд сделать подробное описание1Игнатьев Р. Г. Андрей Георгиевич Боголюбский Великий князь Суздальский//Новгородские губернскиеведомости. 1850. № 36. 9 сентября.2См. Торопова Е. В. Археологические изучение Новгородской земли в начале XX века: указатель памятниковархеологии И.
С. Романцева // Вестник НовГУ. 2006. № 38. С. 2448древних городищ и курганов <...> Описание это, по собрании обстоятельныхсведений, принимает на себя сотрудник Губернских Ведомостей Р. Г. Игнатьев<...> и желательно, чтобы предприятие это нашло последователей и в другихгуберниях»1. Результаты были опубликованы в шести номерах за 1853 и 1854годы2, а до этого времени в «Губернских ведомостях» было опубликовано ещемножество работ публициста по различной тематике.Игнатьев пишет о сельских школах в Померанье и Чудове, описываетпамятники Старой Руссы, занимается вопросами источниковедения в статьепод названием «Несколько слов о вкладных записях и синодиках»3,предоставляет фольклорные заметки о новгородских праздниках и дажепробует себя на литературном поприще.
Последние опыты, однако, необнаруживают художественной ценности. В отрывке из неизданной повестиР.Г. Игнатьева» «Великий Новгород» наблюдается подражание сказовофольклорной манере, автор пытается воссоздать атмосферу повседневной игероической жизни средневекового Новгорода: «Хотелось бы мне рассказатьлюду новому на старинный склад, на минувший лад, о господине Великом –Новгороде, и чтобы плелась моя речь правдивая, как узорчатое кружево, какхитросное шитье жемчугом да бисером под бело-снежною рукою души-девицы,что в века давно минувшие, одна одинехонька сидела в своем высоком тереме,под косящетым окошечком, распевая песни жалобны»4.
Публицистаинтересуют не столько поэтические красоты и даже не фольклорнаястилизация, сколько оценка событий, пусть и легендарных.Лейтмотивом исторических публикаций Р.Г. Игнатьева в «Новгородскихгубернских ведомостях» является сожаление о том, что древние памятники«болееилименееистребились1ипостепенноистребляютсяпредО предполагаемом описании городищ и древних курганов Новгородской губернии//Новгородские губернскиеведомости. 1852. № 43. 25 октября.2Игнатьев Р.Г. Курганы Новгородской губернии // Новгородские губернские ведомости.
1853. № 5; №11; № 34;№ 49; 1854. № 1; № 2.3См. Игнатьев Р. Г. Несколько слов о вкладных записях и синодиках//Новгородские губернские ведомости.1852. № 51. 20 декабря.4Великий Новгород (Отрывок из неизданной повести Р. Г. Игнатьева)//Новгородские губернские ведомости.1853. № 8. 21 февраля.49наблюдательнымилюбознательнымвниманиемзрителя;новизнаосвобождается в глазах наших от древности, как бы от какой лишней тяжести;многоутерялось еевМонастырях,церквахиархивахпоразнымобстоятельствам народным и проч. – и все, все это погибло навсегда дляистории, как и погибает среди людей слава мира. Теперь мы должныдовольствоваться тем, что сохранилось из древнего быта великого Новгорода»1.Не раз подобные формулировки встречаются в его статьях, как призывобратить внимание на необходимость историографических и археологическихизысканий, а также на сохранение существующих памятников.
«Вообще здесь,в Новгороде, много предметов для художника, которые к сожалениюбеспрестанно истребляются и история лишается необходимых пособий» 2 , –пишет Игнатьев в другой статье. Здесь очевиден посыл не только к обывателям,читателям издания, но и своим коллегам по Императорскому археологическомуобществу. Таким образом, в этот период историк-публицист формируетопределенный образ Новгородской губернии: позиционирует Новгород иуездные города как средоточие уникальных памятников древности, а такжеобращает внимание ученого мира и правительства на проблемы, связанные ссохранением этих памятников.Редакция губернских ведомостей сознательно шла на публикациюписьменных источников, как единственную возможность их оставить дляпотомков. О чем и сообщала читателям в «Программе статьям Неофициальнойчасти Новгородских Губернских Ведомостей на первую половину будущего1852 года» 3 .
Все исторические документы, указанные в программе, былиобнаружены и обработаны для печати Р.Г. Игнатьевым.Но этим планам не суждено было осуществиться. Видимо, в редакциисработали «независящее от нее обстоятельства» (такой формулировкой в1Игнатьев Р. Г. Краткое историческое описание Новгородского детинца или крепости//Новгородскиегубернские ведомости. 1850. № 10. 10 марта.2Игнатьев Р. Г. Краткое историческо-археологическое описание Новгородской Спас-Нередицкойцеркви//Новгородские губернские ведомости. 1851. № 30.
28 июля.3Новгородские губернские ведомости. 1851. № 51. 24 декабря.50сносках и примечаниях редактор объяснял невыполнение тех или иныхобязательств, причиной которого могла стать воля губернского начальства,цензуры). Лишь некоторые статьи и документы были опубликованы, в томчисле и принадлежащие другим авторам, из данного списка-анонса много летспустя. Истинные причины установить не удается. Могли повлиять идолжностные перестановки, приход на посты губернатора, вице-губернатора,редактора губернских ведомостей людей с иными интересами. Повлиять насодержание выпуска мог и местный цензор.Следовательно, положительный образ губернии оказывался защищеннымне только в тематическом, но и идеологическом плане.
Издание невозможнобыло упрекнуть в несоответствии программным требованиям с идеологическихпозиций, а значит, оно достойно представляло регион перед местнымначальством и правительством.Окончание деятельности Р.Г. Игнатьева в Новгороде совпадет сснижением доли исторических материалов на страницах издания. Со второйполовины 1850-х годов он переезжает в Уфу. Там он с новыми силаминаправляет свою историко-этнографическую деятельность на местные объекты,а центральное место в «Новгородских губернских ведомостях» в преддверииреформ 1860-х годов занимают новые темы.В эти же годы, по примеру столичных изданий, редакция нашлавозможность привлекать новых подписчиков с помощью особых приложений –литографированных экземпляров старинных грамот, автографов, рисунков ипланов исторических объектов, о которых идет речь в статьях номера.Плотная бумага, высокое качество печати и, следовательно, дороговизна– все это способствовало малому числу таких иллюстрированных экземпляров.И они рассылались только частным подписчикам: «По небольшому числуотлитографированных экземпляров, план сей <Новгород в 1169 году, осадагорода князем Андреем Боголюбским> рассылается при 11 No.
Губернских51ведомостей одним только подписавшимся на оные посторонним особам» 1 .Вместе с журнальными научно-популярными статьями эти приложениясоставляли солидное представление об историко-культурном потенциалеНовгорода и его современных архитектурно-археологических достоинствах.Тесно примыкают к исторической теме этнографическая и фольклорная,хотя в данный период отдельные статьи по этим предметам практически невстречаются, часть сведений входит в статистические и исторические описания,общие краеведческие очерки.Впервые эта тема заявляется на страницах губернских ведомостей: вПрибавлениях к № 1 за 1840 год (то есть с самого начала издания Прибавлений)публикуется рассказ о новгородских окрутниках, обычае, берущим начало вXIII веке. По тону статьи следует предположить, что это перепечатка (безуказания источника) из столичной газеты. Например, фрагмент: «Этот обычайперешел в Псков из Новгорода…», – выдает в авторе корреспондента издругого города, возможно из Пскова.
«Новгородцы приписывают этообыкновение тому, что будто, один богатый купец, возвратясь из Венеции вНовгород, вывез оттуда, значительное число разных костюмов и масок, ираздавши их своим товарищам, первый пригласил их, по иностранному, ехать втакой окрут или одеянии, к своим знакомым…», – продолжает автор стороннееповествование.Игривое настроение совмещается с вполне обстоятельными описаниями,характеризующими состоятельность новгородцев: «К праздникам Рождества,каждый год, привозят из Петербурга в Новгород большие коллекции масок икостюмов разнохарактерных; лавки в это время бывают ими наполнены.Потребность в маскерадном одеянии на Святках год от году здесьувеличивается, и потому мелкая промышленность заготовляет и в Новгородемножество своих нарядов из дешевых материй; эти костюмы ежедневнобывают разобраны»; а также их нравы: «В Новгороде, в продолжении десяти1Прибавления к № 11 «Новгородских губернских ведомостей».
1840. 16 марта.52дней, все наряжается, от богатого помещика до малодушного дворянина, <…>от неумытного судьи до канцелярского служителя <…>.Приличие и права гостеприимства, во время окруты, соблюдаются вНовгороде всегда ненарушимо; <...> им достаточно одной скрыпки, чтобпрыгать в шумной беседе два часа времени, если же хозяин, принявший их,хочет, чтоб гости дали ему покой, он велит снять свечи с окон и все обществототчас исчезает.
Так преходит слава мира сего!»Конечно, публикация такой статьи накануне Святок очень выгоднопредставляла Новгород для читателей из других губерний и полностьюсоответствовала образу города, как носителя и продолжателя национальныхрусских традиций. В данном случае, обычай окруты представлен как сугубоновгородский, хотя на самом деле его основа – святочные ряженые, имеющиегораздо более глубокие корни и широкое бытование. Но это не было отмеченоавтором текста, не было проанализировано и прокомментировано редакцией. Всвойственной тому времени фельетонной манере рассказ заключался оченьценным в имиджевом отношении выводом-пожеланием: «Заключим нашрассказ об окрутниках желанием, чтоб этот обычай, свидетельствующий онравственной образованности жителей и добродушной их веселости, никогдабы не выходил из употребления и не терял своего характера; обычаи вековотдаленных столь же драгоценны для нас, как любимые предания, в которыхотражается народная прелесть»1.Важно, что публицистический пафос текста затрагивал современнуюжизнь города.