Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
нам удалось отметить, чтогосударственные программы по поддержке малых коренных народов не остаютсялишь на бумаге изданным законом, а в действительности работают. Так, например,вымирающая народность тофалары, которых осталось около 800 человек,тюркского происхождения Нижнеудинского района Иркутской области,еженедельно получают необходимую провизию от государства. В связи струднодоступностью их поселения, добраться до них можно на вертолетах, асвязаться по рации.
Существуют и государственные программы для малыхнародов Сибири, с дополнительными надбавками к зарплатам, а также спредложением путевок от государства в санатории на территории РФ (например, всанаторий гор. Аршан), а также специальные цены на экскурсии в другие городаРоссии для школьников и студентов.Таким образом, мы наблюдаем, как народная культура постепенноприобретает официальный статус и входит в поле контроля со стороныгосударства, что несет в себе, несомненно, положительную тенеденцию, когдаречь идет о государственной поддержке по сохранению культурной самобытностималочисленных народов. Вместе с тем, контроль со стороны политики иной разносит навязчивый характер: такие постановления со стороны государственнойполитики в сфере культуры, как формирование единых канонов русского языкапротиворечат заданной цели по культурной самобытности малочисленныхнародов, навязывая им консолидирующую роль русского языка.
В ст. 6 закона "Орусском языке как государственном языке Российской Федерации» есть пункт, вкотором закреплено сохранение самобытности и чистоты русского языка, а также40Там же"42повышение уровня культуры русской речи граждан Российской Федерации.Данная статья стремится к урегулированию речи всех граждан и установлениюединого языка на территории РФ - русского языка. С одной стороны, закондействительно актуальный, поскольку, как выяснилось в ходе культурологическойэкспедиции по регионам России в июле-августе 2015г., существуют локусывнутри российской культуры, где русский язык не понимают (например, деревни исела республик Тува и Бурятия). С другой стороны, столичные каноны русскойречи не могут являться единственно правильным для всех регонов России: в товремя как внутри народной культуры региональной России ударение в слове«километров» ставится на второй слог, «центр» настаивает на произношении сударением на третий слог.
Императив глагола «ехать» в Саратовской областизвучит как «ехай», а также производных от него: «приехай», «уехай»; слово«звонит» с ударением на первый слог и все производные от него представляетсобой филологическую норму региональной России вне зависимости отобразования и воспитания, вместе с тем такое произношение в столичнойкультуре является признаком «провинциальности».
Специфика речи в российскихрегионах для исследователей в области культуры могут составить необходимыйматериал для понимания региональных особенностей, в то время как идетактивная государственная культурная программа по экологии речи. Несомненно,речь и язык - это динамические процессы и они не могут не оставаться безизменений, в них должны происходить модификации, но эти трансформациидолжны протекать естественным образом. С точки зрения предмета культурноголингвистического наследия, вероятно, лучше было бы оставить материал о«провинциальности» российской речи в регионах для изучения фольклористам,таким образом определяя эту важную часть народной культуры как закономерносформировавшийся аспект русского языка.
К этой же специфике фольклора могутбыть отнесены и фразы, характерные для тех или иных регионов, а также слэнг.Следующая модификация неофициальной культуры - это контркультура,схожая по своей специфике с культурой андеграундной, иной раз пересекающаясяс ней, но имеющая свои особенные характеристики. Впервые термин"43«контркультура» употребляет американский социолог и культуролог ТеодорРоззак применительно к чувственному, нетрадиционному искусству 1960-х гг.Дословно он определяет контркультуру как «тип протестующего миросозерцания,характерного в конце 1960-х для детей технократов»41.
Рост научно-техническогопотенциала вследствие научно-технической революции приводит общество ксостоянию прагматического утилитаризма, в котором духовные потребностилюдей игнорируются, стремительно возрастающий индивидуализм подменяетсобой фигуру Личности, а техницизм спекулирует «мифом Науки» (поТ.Роззаку)42. Социокультурные процессы, охватившие западную культурусередины XX в., постепенно приводят к элиминированию человека как высшейценности, вследствие преобладания рационализма в западном обществе, чтоможет привести к угрозе самоуничтожения, согласно Т.Роззаку. Таким образом,критика рационального, объективного сознания становится основной темойконтркультуры, предлагая, в свою очередь, альтернативный тип культуры,основанный на освобождении человеческой чувственности, а также на развитииэстетических способностей индивида.
Чувственность становится доминирующейидеей, которой должна быть охарактеризована новая социокультурная реальность.Т.Роззак говорит о том, что мы обозначаем во второй главе как интуитивноечувствование культуры, ее интуитивный аспект, который замутняется у любогосвободного гражданина деятельностью СМИ, политическим мифотворчеством,политикой в области культуры и искусства, за тем лишь исключением, что онвидел другие методы для формирования «нового сознания» и «нового человека»:«Поскольку человек более не находится в прямой зависимости от внешней среды,его задачей является освобождение своей внутренней природы от догмрепрессивной цивилизации и культуры. В этом ему должны помочь религиозноеобновление, сексуальная революция и психоделическое расширение сознания,позволяющее преодолеть узо сть технократиче ского мироощущения.Контркультура требовала пересмотра всех традиционных целей и ценностей41Theodore Roszak.
The Making of a Counter Culture. San Francisco, 1969.42Там же"44технической цивилизации на фоне критического обострения глобальных проблем.В рамках контркультуры при наличии стремления достичь освобождения от «эго»,экстаза «выхода из себя», приемлемы все способы - от медитации и ритуальныхколлективных радений до психоактивных веществ»43.Наибольший отклик учение Т.Роззака о необходимости формирования новоготипа культуры, получил во французском молодежном движении середины XXв., вчастности в студенческих волнениях.
Контркультурное движение во Франциисформировалось на базе наиболее радикальных течений молодежной культуры какфронтальный протест против всех ценностей и основных смысловгосподствующей культуры, которая отождествлялась с буржуазной культурой.Идеологами французской контркультуры, в силу схожих взглядов, сталиамериканский философ и культуролог Герберт Маркузе за его призывраскрепощения человеческой сексуальности, который он публикует в своей работе«Эрос и цивилизация» (1955г.), а также критику «одномерного человека» водноименной работе «Одномерный человек» (1967г.), и французский философ иписатель Жан-Поль Сартр, чье высказывание о свободе стало лейтмотивоммолодежного движения во Франции: «Мы есть свобода, осуществляющая выбор,но мы не выбираем, быть ли нам свободными; на свободу мы обречены»44.Проблема конт ркультуры как феномена, о собенно когда эт а идеяпереосмысливалась в университетской молодежной европейской среде,заключалась в том, что ее основные принципы были искажены, в том числе и самаидея свободы.
Ж.-П.Сартр в своих лекциях «Экзистенциализм - этогуманизм» (1946г.) все же не теряет связь между свободой и ответственностью,которую безосновательно исказили приверженцы контркультуры: «Я <…>ответствен за себя самого и за всех, и я создаю определенный образ человека,который я выбираю. Выбирая себя, я выбираю человека вообще»45. В итоге43Черва Ю.Е., Наркореволюция или наркоэволюция? Контркультура и сознание, в Сб.: Интеллект,воображение, интуиция: размышление о горизонтах сознания (метафизический и психологическийопыт), Выпуск 10, СПб, «Эйдос», 2001 г. С.459.44Сартр Ж.П.
Бытие и ничто: Опыт феноменологической антологии. М., 2002. С. 451.45Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 319–344."45намеренного игнорирования культурной ответственности, контркультура воФранции в 1960-х гг. по факту представляет собой хулиганство, сопровождаемоемассовыми беспорядками и погромами. Позитивная идея Т.Роззака борьбы сизлишней рациональностью в культуре обернулась своей негативнойдеструктивной стороной, принимая искаженные формы в обществе (помимомассовых студенческих беспорядков во Франции, под идеей контркультурыпроводил свои эксперименты по расширению сознания под действием различныхгаллюциногенов автор психоделических опытов американский психолог ТимотиЛири и дальнейшие его последователи, такие как Роберт Дилтс и Роберт АнтонУилсон).Таким образом, контркультура как понятие имеет отношение к конкретномуисторическому событию молодежного движения во Франции к концу 60-х гг.
XXв., а как феномен - она противостоит официальной культуре и предлагаетсовершенно иные культурные нормы и ценности, провоцируя тем самымсоциокультурный переворот. Контркультура проявляет свой позитивный аспект втом случае, если предлагает обществу альтернативные проекты по реорганизациикультуры, не игнорируя при этом культурную и социальную ответственность.Если же контркультура выражается только в отрицании культурных ценностей инорм, при этом отказываясь принимать культуру как таковую, не предлагаяперспективных проектов, она превращается в деструктивное общественноепроявление в культуре.Современная контркультура проявляет себя в гедонистических молодежныхвоззрениях, а также в движениях хиппи, реперов и т.п., которые появились вроссийской региональной культуре с существенным опозданием, в отличие отамериканского движения, зародившегося в период появления идеи контркультурыкак таковой.
Феномен контркультуры очень схож с андеграундными проявлениямив культуре в том отношении, что оба они противостоят и противоречат ценностями нормам, предлагаемым официальной стороной культуры, за тем лишьисключением, что методы противостояния у них разные. Представителиконтркультуры активно заявляют о себе, сопровождая это массовыми"46беспорядками, а представители андеграундной культуры презентуют свое видение«нового строя» иносказательным языком в пространстве отдаленном, зачастую вограниченных условиях и с ограниченным количеством участников.
Протестныедвижения в современных регионах России могут представлять собой одну изформ контркультуры, но носят сугубо политизированный характер вследствиеэкономической нестабильности общества. Политические протестные движения врегионах России 2011-2012 гг. получают определенный статус в историческойсправке как наиболее активный период оппозиции. По мнению доцента кафедрыпубличной политики НИУ «Высшая школа экономики» Д.Г.Зайцева и аналитикаМосковской Хельсинской группы В.Е.Карастелева, современные протестныедвижения 2011-2012 гг.