Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Вместе с тем, на периферии разнообразиянационалформирующих проектов, остаются и те, которые заполняютпространство российской региональной культуры, но, в силу недостаточногофинансирования и, соответственно, информационной поддержки, остаютсяузнаваемыми в кругу ограниченной группы лиц.Российская культура - организм целостный, но на ее развитие приходитсямного факторов в силу того, что пространство данной культуры обширно исубъекты ее разнообразны. В доказательство о разнообразии акторов культурыможет свидетельствовать хотя бы тот факт, что официальных религий вроссийском пространстве четыре: буддизм, ислам, иудаизм и христианство.Влияние предыдущего опыта не дает нам игнорировать, например, то, чтосоветское прошлое оставило нам в наследие еще и атеистов как существенныхдеятелей, развивающих российскую культуру, а также языческие корни и особаясвязь с природой в силу огромных нетронутых территорий имеют значительноеместо в данном развивающемся организме.
Более того, многие представителиофициальных религий в своих практиках оказываются под влиянием последнего33Янковская Г.А. Современное искусство в Перми: устные истории // Вестник Пермского Университета.Выпуск 2(14). 2010. С.118."37факта: менталитет большого пространства, «дали», «шири» модифицируетрелигиозное мировоззрение россиянина, адаптируя его на местности34. Такженаблюдается атеистическо-религиозный сплав на территории современнойРоссии, где представители и последователи советских традиций под влияниемновых тенденций начинают следовать, в основном, христианским практикам.Такое сочетание представляет собой веру не по канонам, но веру ради веры кактаковой, формируя при этом аутентичное отношение к религии.
Периодическиколлективное независимое отношение к вопро су веры позволяетединомышленникам объединяться в официально зарегистрированныерелигиозные группы. Таким образом, определенная религиозная группаприобретает официальный статус, но фактически будет находиться «напериферии» официальных российских религий. Иной раз такие группыпредставляются исторически обусловленными, с немалой численностьюприверженцев, даже с претензией на официальный статус (как, например,шаманизм, который охватывает верующих во многих регионах России), но всееще функционирующих в неофициальном формате.
«Периферия» официальнопринятого курса политики в области культуры сосуществует в рамках этогокурса, но не выходит на первый план как основополагающий аспект развитиякультуры российских регионов.Суммируя историографию изучения андеграундной культуры российскихрегионов, мы приходим к выводу, что, поскольку исследований в даннойобласти не так много, четкого понятия современной андеграундной культуры врамках региональной современной культуры не существует.
Таким образом,исходя из вышесказанного необходимо подытожить вступительный параграфтерминологией, которой в дальнейшем мы будем придерживаться: под понятиемсовременный региональный андеграунд мы будем иметь ввидусоциокультурный феномен регионов России в сфере культуры повседневности,проявления которого идут параллельно с официально декларируемым курсомкультурной политики, иной раз противореча друг другу, поэтому не34Медведева Т.С. Концепт пространства в русской и немецкой лингвокультурах // Вестник УдмуртскогоУниверситета.
Выпуск №5- 4. 2010. С.147"38пользующиеся государственной поддержкой и вынужденные реализовываться засобственный счет и своими инициативами, при этом сосуществующийодновременно с массовой культурой и подвергающийся ее взаимовлиянию, гдекультурная политика является комплексом видов деятельности и процедур,направленных на общество и действующих в рамках самого общества, дляраскрытия его потенциала и организационного функционирования в сферекультуры, применяется во всех государственных социальных институтах."§ 2.
Модификации неофицальной культуры: народная культура,контркультура, субкультура, андеграунд"Возвращаясь к вопросу определения культуры андеграунда, важно еще раззаметить, что само понятие «андеграунд» применяется по отношению к областиискусства, в то время как в культурологическом аппарате этот термин принятопротивопоставлять «официальной культуре». Возникает ситуация антитезиса,когда само понятие «неофициальной», андеграундной культуры строится напротивопоставлении официально принятых, узаконенных культурных практик.В современных реалиях культурные течения и направления андеграунда могуттакже иметь официальный статус, как в случае с религиозными малымигруппами, но не будут иметь государственную поддержку, чье внимание будетнаправлено на официально принятый курс развития российской культуры.Народная же культура, как пространство, в котором появляются течения,направления и т.п.
посредством акторов, то есть представителей российскихрегионов, создается независимо от «официальной», но, вместе с тем, играетзначительную роль в развитии целостной российской культуры. Когда мыговорим о народной культуре в России, мы автоматически исключаем из областиисследования Москву и Санкт-Петербург как центры трансляции культуры, побольшей части, европейской, ненародной. Разделяя российскую культуру на«центр» и «периферию»35, важнейшую роль мы отводим акторам народной35Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри.
Пенза, 2004. С.44."39культуры в регионах России, фокусируя свое внимание на формированиероссийской культуры как целостного организма, а также на влияние решенийкультурной политики центра. Народная культура есть ответ, реакция на действияправящей элиты по отношению к национальной культуре посредствомкультурной политики. Противостояние «центра» и «периферии» в пространствероссийской культуры аналогичным образом зеркально отображает различие«официального» и «неофициального» курса, поддерживаемого илинеподдерживаемого культурной политикой с теми же составляющимихарактеристиками «вызова - ответа», «реакции - контрреакции» «периферии» надействия «центра». Необходимо заметить, что уклонение от актуальногополитического и культурного курса, уход в «подполье» является такой жеконтрреакцией на действия «центра».В свою очередь, народная культура будет являться разновидностьюнеофициальной культуры, а сама неофициальная культура, как феноменполитический и одновременно социокультурный, помимо народной культурыбудет иметь множество модификаций.
Социологи культуры36 выделяютнесколько модификаций неофициальной культуры, одну из которых мы возьмемза основу: народная культура, андеграунд, контркультура и субультура.Отличительными характеристиками народной культуры, как частьюкультуры неофициальной, являются традиционность и этничность37.
Вместе стем, народная культура может находиться в различных взаимоотношениях софициальной культурой. В настоящий момент мы можем наблюдать множествогосударственных проектов, поддержка которых направлена на сохранениекультурной и национальной целостности и идентичности малочисленныхнародов России. Существует ряд государственных программ, помогающихразвивать забытые культурные традиции малочисленных коренных народовРоссии, например, одноименная государственная программа поддержкикоренных народов России. В законе от 5 июля 2013г.
о мерах государственной36Социология. Учеб. пособие под ред. Волкова Ю., Добренькова В., Нечипуренко В., Попова А. М.,2003.37Там же"40поддержки коренных малочисленных народов РФ, проживающих на территорииреспублики Бурятия обозначено, что государственная поддержка представляетсобой «совокупность мер, принимаемых органами государственной власти,направленных на создание условий для социально-экономического икультурного развития малочисленных народов, защиты их традиционногообраза жизни и традиционной хозяйственной деятельности»38. В статье 4данного закона предусмотрены также и виды традиционной хозяйственнойдеятельности, при осуществлении которых оказывается государственнаяподдержка, а именно: 1) животноводство, в том числе кочевое (оленеводство,коневодство, яководство, овцеводство); 2) переработка продукцииживотноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса,окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса,субпродуктов; 3) рыболовство и реализация водных биологических ресурсов; 4)промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; 5) сбор,заготовка и переработка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов,лекарственных растений (дикоросов); 6) художественные промыслы и народныеремесла; 7) строительство национальных традиционных жилищ и другихпостроек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственнойдеятельности39.Среди мер по реализации данного закона Государство обязуетсяосуществлять следующие меры: защита мест традиционного проживания ихозяйственной деятельности малочисленных народов на территории РеспубликиБурятия, включая проведение природоохранных мероприятий; предоставлениесубсидий, иных межбюджетных трансфертов на поддержку экономического исоциального развития малочисленных народов; предоставление льгот пореспубликанским налогам в части средств, подлежащих зачислению в бюджетРеспублики Бурятия; развитие сферы образования, культуры и здравоохранения в38Федеральный закон.
Электронный ресурс. URL: http://docs.cntd.ru/document/460159710 (Датаобращения: 27.01.2015г.)39Там же"41местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельностималочисленных народов и т.д.40В настоящее время мы можем наблюдать процесс, как народная культураполучает существенную поддержку со стороны государства и практическиполностью контролируется органами культурной политики, внося коррективы внародную культуру или усиливая те или иные культурные практики. В ходеисследовательской экспедиции в июле-августе 2015г.