Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Диссертация состоит из введения, трех глав изаключения. Прилагается список литературы.""""""""""""""17ГЛАВА 1. СТРУКТУРА АНДЕГРАУНДНОЙ КУЛЬТУРЫ"Современная российская культура представляет собой поле пересеченияразличных взаимоисключающих идеологических конструкций, тем самыминдентифицируя себя как культурное пространство, в котором предполагаютсяразличные психоэмоциональные оценки одного и того же факта.
С началом векапостепенно те тенденции, которые считались до этого запретными (сферыкультурной деятельности смысловой периферии, или андеграунд), в наше времястановятся господствующими, оттеснив на свое место предыдущие. В связи стакими изменениями, сам процесс культуры как становление самосознанияобщества также должен рассматриваться в процессе его сдвига, а отношение ккультурным формам и содержанию должно происходить через «призму»целостной структуры. Если раньше андеграундная культура находилась накультурной перифирии, то теперь она вовлечена в культуробразующий процесс иее официальную идеологию.Структура андеграундной современной культуры качественно отличается отфеномена «советского андеграунда» и обладает рядом специфическиххарактеристик, как, например, ориентация на традицию.
Современныйрегиональный андеграунд понимается как социокультурный феномен регионовРоссии в сфере культуры повседневности, проявления которого существуютпараллельно с официально декларируемым курсом культурной политики, иной разпротивореча друг другу, поэтому не пользующиеся государственной поддержкой ивынужденные реализовываться за собственный счет и своими инициативами, приэтом сосуществующий одновременно с массовой культурой и подвергающийся еевзаимовлиянию, где культурная политика является комплексом видовдеятельности и процедур, направленных на общество и действующих в рамкахсамого общества, для раскрытия его потенциала и организационногофункционирования в сфере культуры, применяется во всех государственныхсоциальных институтах. Вместе с тем, андеграундная культура имеет четкиеразграничения со смежными явлениями неофициальной культуры, а именно: с"18народной культурой, контркультурой и субкультурой.
Народная культура можетнаходиться в различных взаимоотношениях с официальной культурой, и всовременных условиях начинает полностью контролироваться государственнойполитикой в сфере культуры и искусства, чего пока не происходит с культуройандеграундной. Феномен контркультуры очень схож с андеграунднымипроявлениями в культуре в том отношении, что оба они противостоят ипротиворечат ценностям и нормам, предлагаемым официальной сторонойкультуры, за тем лишь исключением, что методы противостояния у них разные.Представители контркультуры активно заявляют о себе, сопровождая этомассовыми беспорядками, а представители андеграундной культуры презентуютсвое видение «нового строя» иносказательным языком в пространствеотдаленном, зачастую в ограниченных условиях и с ограниченным количествомучастников.
Контркультура - феномен разрушающий, андеграундная культура созидающий. Контркультура выступает против, андеграундная культура можеталлегорично высмеивать современную ситуацию в обществе, но всегда будетпредлагать альтернативные варианты по перестройке культуры и, соответственно,современного общества. Субкультура по своим проявлениям - явление схожее сандеграундной культурой, но отличается от нее.
Существенное различие междудвумя этими модификациями лежит в характеристике культа новизны,свойственного молодежным субкультурам. В современном андеграунде мы видимпрямо противоположную тенденцию: он игнорирует культ новизны, обращаясь ктрадиции как к опоре на будущее справедливое общество, а культурные практикирегиональной андеграундной культуры будут отличаться от столичной понескольким аспектам: интернальным характером андеграудного проекта;различием темпоритма жизни, а также физической и ментальной мобильности;характерной для столичной культуры типологизацией и наименованиемсовременных культурных процессов и явлений; адаптационной возможностью внезависимости от выбранной социокультурной модели поведения."""19§ 1.
Междисциплинарные исследования андеграундной культуры"Научный аппарат в исследованиях по культурологии до сих пор нельзяназвать устоявшимся. Многие термины заимствованы из других дисциплин иимеют множество трактовок (сам термин «культура» можно интерпретировать вразличных вариациях). Один и тот же процесс мы можем рассмотреть как вмасштабном, всеобъемлющем описании, так и в узком, конкретном, наиболеехарактерным для того или иного объекта исследования. Проводя исследования втакой области как культурология, важно понимать, что мы всегда будемобращаться к наследию уже опубликованных работ в смежных областях, такихкак история, философия, социология, антропология, этнография и др., так и, поумолчанию, использовать достижения естественно-научных открытий.Поскольку любая научная мысль (а исследования в области культурологии небудут являться здесь исключением) будет направлена на поиск истины, отвечаяна поставленные ислледователем вопросы, научные работы всегда будутстремиться к обобщению для закрепления искомой позиции, таким образомнаучная мысль ориентирована на количественное большинство процессов илипроявлений одного и того же процесса, из которого можно вывестиопределенную закономерность.
Когда мы имеем дело с псевдонаучной мыслью,мы будем наблюдать, по большей мере, исключения, частные проявленияопределенных явлений. Так или иначе, такие исследования также не стоитигнорировать, поскольку наибольшая полнота и целостность в рассмотрениитого или иного феномена дает нам приближенную ясность к пониманиюкомплексно изучаемого вопроса. Например, исследования такого характера как«Влияние на творческое мышление употребления лука в ежедневном рационероссиянина», возможно, позволит выявить творческий подъем у восьми издесяти респондентов, но в этой связи необходимо редуцировать обобщения,чтобы выявить характер любого исследуемого элемента.
То есть не толькополезные свойства лука должны приниматься во внимание, но ииндивидуальные особенности самих респондентов: если четверо из тех восьми,"20на творческое мышление которых лук оказывает положительное влияние, работники творческих профессий, заблуждение такого исследования будетсводиться к недооцененному вниманию полноты исследуемого объекта.Поскольку на остальных четверых из десяти выведенная теория о пользе лукаокажется приемлемой, мы не можем игнорировать такой интеллектуальныйтруд, но всегда будем иметь ввиду, что данная работа применима к частнымслучаям, исключениям из общей закономерности.
Хотя исключения такжедолжны быть учтены в любом исследуемом нами процессе.В изучении андеграундной культуры регионов России нам видится опасностьневозможности закономерного обобщения всех происходящих на этом полеисследования процессов, а также огромное количество исключений, оговорок икомментариев к любому, выдвигаемому нами и претендующему на научность,тезису. Так или иначе, они имеют место быть в современной региональнойкультуре России и по-своему, прямо или косвенно, быть вовлеченными впорождение общенациональной тенденции, которая формирует всю российскуюкультуру целиком, во всей ее полноте, разнообразии и, вместе с тем,целостности.Поиск ответа на актуальный вопрос о месте термина «андеграунднаякультура» в современном культурологическом аппарате сложно свести лишь кделению российской культуры на «официальную» и, соответственно,«неофициальную» - как те пункты, откуда начинается тенденция к культуреандеграунда.
В современных реалиях, где все еще уместно говорить окультурной политике, и в которой не так очевидно выражена цензура, как этобыло, например, в советский период, выявить характеристики культуры«неофициальной» нам представляется проблематичной задачей. Важно обратитьвнимание на то, что культура российского андеграунда больше не отвечаетнапрямую своему определению как «подполье», но все же сосуществуетпараллельно с официально декларируемым культурной политикой курсом.Термин «неофициальная культура» появился еще в 60-е гг.
XX века иприменялся к феномену советского андеграунда 60-80-х гг. прошлого столетия,"21вместе с тем обозначая ее как «вторую культуру»1. Существуют также и мненияо более ранней дате возникновения андеграундной культуры: например, в статье« В то р а я кул ьту р а » М и ха и л Б е р г ха р а кт е р и зуе т а н д е г р ау н д ка к«социокультурное пространство, которое начало складываться, по сути, спервых лет советской власти, но окончательно сформировалось к концу 60-х гг.XX в.
в качестве оппозиции официальной культуре с целью созданияподпольного свободного искусства»2.Понятие «неофициальной культуры» идет от обратного - как производное оттермина «официальной культуры». В нашем исследовании мы берем за основупринадлежность андеграундной культуры к неофициальному социокультурномуаспекту. Разделение целостности российской культуры на ее официальную инеофициальную части наиболее ярко представлено в социологии культуры3,которое гласит, что официальная культура — это та «культура, нормы иценности которой провозглашаются и санкционируются властными структурамитого или иного конкретного сообщества»4.
Эталоном, основным представителемофициальной культуры всегда будет образ «правильного гражданина». Внастоящее время, «правильный гражданин» - это представитель культуры,поведение которого не несет в себе девиантных черт и полностью отвечаетожиданиям общества и постановлениям властных структур.Официальные и неофициальные проявления в культуре неразрывно связанымежду собой: возникновение неофициальной составляющей культурыпроисходит именно как следствие устаревшего функционирования официальнойсистемы, «которая, подчиняясь выражению государственной идеологии,обрекала себя на застой и, кроме этого, накладывала запрет на все творческие1Раскатова Е.М., Миловзорова М. А., Романова К.
Р. «Другое искусство» поздней советской эпохи» //Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». Выпуск № 1 (1). 2014. С. 92.2Скоропанова И.С. Феномен андеграунда в статьях и прозе Михаила Берга. URL: http://mberg.net/skoropanova2. Дата обращения: 15.12.2015г.3Социология. Учеб. пособие под ред. Волкова Ю., Добренькова В., Нечипуренко В., Попова А. М., 2003.4Там же"22проявления, не вписывающиеся в официальный контекст»5. Существуют ещенесколько мнений по поводу причин возникновения феномена советскогоандеграунда, в том числе и появление нового поколения художников и поэтов,различия в условиях жизни, провоцирующее конфликт поколений6 и т.д., но всеони сходятся на том, что андеграунд, в сущности своего проявления,сформирован противостоянием культурной политике, и является не простосоциокультурным феноменом, но в большей мере даже политкультурным.
Какотметил С.Савицкий в своей работе «Андеграунд: история и мифыленинградской неофициальной литературы», подтверждая нашу мысль ополитическом контексте феномена советского андеграунда: «До определенногомомента мы были просто поэтами, а в 1968 г., когда танки вошли в Прагу, сталинофициальной литературой»7. Несмотря на то, что советский андеграундпредставлял собой явление культурное, большинство научных исследованийпредлагает нам ознакомиться с понятием российского андеграундаприменительно к искусству, и, в большинстве своем, музыкальному искусству1950-1980х гг., так называемому «неофициальному искусству СССР»,«нонкомформистскому искусству». Среди таких ислледователей наиболееавторитетными являются: Кисеев В., исследовавший тему советскойзвукозаписи и госзаказа, а также Исаченко С.В., работавший над изучениемнеофициальной культуры СССР.Впервые интерес к феномену андеграунда как к определенной культурнойэпохе, отличной от предыдущих в сфере культуры и искусства, заархивирован вс борнике ст атей ««С емиде сятые» как предмет истории русскойкультуры» (1998г), где «впервые была представлена хроника неофициальнойкультурной жизни 1970-х гг., документальные и исследовательские материалы,были намечены многие дальнейшие пути разработки проблемы, привлекшие ряд5Раскатова Е.М., Миловзорова М.