Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
кафедрамузейного дела СПбГУ, Институт Философии) и Энцо Форнаро по теориидизайна (23.03.2016г., кафедра культурологии Института Философии СПбГУ),а также личный опыт работы в сфере менеджмента искусства и выставочногодела в музеях и галереях Санкт-Петербурга.Теоретические и методологические основы исследования. В качествеконцептуальной схемы исследования взяты основные положения философских икультурологических теорий Ж.Дюрана, Г.Маркузе, А.Тойнби, В.Парето, Ж.Делеза.В качестве вспомогательной методологии в ходе анализа современнойандеграундной культуры российских регионов автор использовал методисточниковедческого анализа, а также структурно-функциональный метод.В исследовании современной андеграундной культуры был примененсинергетический подход, а также семиотический метод при анализе знаковыхсредств андеграундной культуры.В процессе культурологического анализа эмпирическую базу исследованиясоставили методы полевой этнографии - описание, классификация, наблюдение,открытые интервью.
Данные методы исследования были применены автором входе исследовательской экспедиции по регионам России, в результате которойматериалы, подвергнулись дальнейшему анализу, суммированию и выводам обактуальной социокультурной ситуации современных российских регионов.Научная новизна работы:1. определены роль и границы применения в культурологии термина«современная андеграундная культура»;2. исследованы основные модификации неофициальной культуры, ихсовременные трансформации, взаимосвязь и отличительные характеристики поотношению к современному андеграунду;"133.
выявлены основные социокультурные модели поведения представителяандеграундной российской культуры;4. современная андеграундная региональная культура охарактеризована какодна из форм положительной девиации, основанная на интуитивном аспектекультуры и ориентированная на традицию;5. современная андеграундная культура определена как сосуществующаяодновременно с массовой культурой и подвергающаяся ее взаимовлиянию;6. проведен подробный культурологический анализ андеграундной культурыроссийских регионов и приведены примеры, раскрывающие потенциал егопрактического использования.Результаты исследования:1.
произведен категориальный анализ современных исследований и понятийпо андеграундной культуре, современной региональной культуре, современнойнеофициальной культуре и ее модификациям;2. выявлена взаимосвязь андеграундной культуры с другими модификацияминеофициальной культуры, такими как народная культура, контркультура исубкультура, а также их характерные различия;3. произведен подробный культурологический анализ современнойандеграундной культуры российских регионов;4.
очерчены горизонты трансформаций, происходящих в пространствесовременной российской культуры, и охарактеризованы основные изменениярегиональной андеграундной культуры под влиянием глобализационных иинформационных процессов;5. определена смысловая точка андеграундной региональной культуры и ееотличительные особенности в сравнении с андеграундной столичнойкультурой, народной культурой, контркультурой и субкультурой;6. охарактеризованы и систематизированы культурные практики наиболеерапрезентативных представителей современной андеграундной культурыроссийских регионов.Положения, выносимые на защиту:"141.
Андеграунд отно сится к типу культурсозидающей девиации,продуцирующей новые формы социальной и художественной деятельности.2. В отличие от инновационного характера субкультуры, современнаяандеграундая культура игнорирует культ новизны, обращаясь к традиции как копоре на будущее справедливое общество.3. Отличительная особенность контркультуры от андеграундной культурызаключается в том, что первая проте стует против современнойсоциокультурной реальности, но не предлагает позитивных альтернатив, темсамым деструктивно влияя на культуру, в то время как андеграундная культурапродуцирует альтернативные варианты по перестройке культуры и,соответственно, современного общества.4.
Культурные практики региональной андеграундной культуры отличаютсяот столичной по нескольким аспектам: интернальным характеромандеграудного проекта; различием темпоритма жизни, а также физической иментальной мобильностью; характерной для столичной культурытипологизацией и наименованием современных культурных процессов иявлений; адаптационной возможностью вне зависимости от выбраннойсоциокультурной модели поведения.5. Представители андеграундной культуры могут принимать одну из трехсоциокультурных моделей поведения, а именно: модель «адаптационная»,когда представителям андеграундного искусства и культуры удается совмещать«официальную» деятельность с «неофициальной», то есть выполнятьодновременно несколько жизненных проектов; модель избегания, при которойпредставители андеграундной культуры уходят в «подполье», не имеядостаточных ресурсов, чтобы приспособиться к новым социальным икультурным условиям; модель «приспособленческая», при которойпредставители андеграундной культуры настолько приспосабливаются к новымусловиям, иногда даже вовлекаясь в массовую культуру, тем самым выходя зарамки андеграундной культуры."156.
Синергетический подход к изучению региональной андеграунднойкультуры позволяет определить данное явление как нелинейную сложнуюсамоорганизованную систему, саморегулирующую хаос разнообразийандеграундных проявлений в единый порядок, склонную к диссипации,бифуркации и кооперации.7. Современный андеграунд сосуществует параллельно с массовой культуройи становится зависим от нее.Теоретическая и практическая значимость работы.
Для культурологиидостигнутые результаты исследования могут быть применены при разработкетаких гуманитарных дисциплин, как менеджмент в сфере культуры и искусства,культура повседневности, неофициальная культура современных регионов России.Систематизированный материал по современным исследованиям андеграунднойкультуры, региональной культуры, неофициальной культуры и ее модификациямможет быть использован для прогнозирования развития современногорегионального российского общества и ее неофициальных культурных практик.Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленныехарактеристики позволят лучше понять специфику неофициальных проявлений вкультуре российских регионов и уметь их дифференцировать.Материалы диссертации могут быть использованы при написании научных инаучно-популярных трудов и учебных пособий, при подготовке программспециальных лекционных курсов по теории и истории культуры и культурологии,по социологии культуры и философской антропологии, теории искусств.Апробация работы.
Материалы диссертации были использованы вследующих научных мероприятиях: видео-конференция «Homo Aestheticus:осмысление феномена» (Санкт-Петербург, 14.11.2014г.), круглый стол «Культура впериод трансформаций» в рамках «Дней Петербургской философии» (СанктПетербург, 30.10.2015г.), в гранте РГНФ - Концептуализация «Homo aestheticus» всовременной эстетике. (№ 13-03-00429).
Основные положения диссертации былиозвучены в интервью на радио «Петербург» (эфир от 17.02.2016г.)."16Практическое использование материалов исследования нашло своеотражение в организации и участии в персональных и коллективныхфотовыставках: персональная выставка «Я и Другой» (Санкт-Петербург, июнь2014г.), коллективные выставки «Небо становится ближе» (Санкт-Петербург,октябрь 2014г.), «Концентрическими кругами» (Санкт-Петербург, октябрь 2015г.),«Сказка о доброй воле» (Санкт-Петербург, декабрь 2015г.). Практическоеприменение основных положений диссертации представлено в творческихпроектах на личном сайте: www.darishch.com. Отдельные идеи, отразившиеся вдиссертации, были использованы в кураторской деятельности и лекциях понациональному аспекту в фотографии, андеграундной фотографии и знаковымсредствам в современной уличной фотографии, которые автор читал в рамкахмеждународного фотопроекта «Photo Generation» (Санкт-Петербург, апрель2015г.); в консультировании и экспертизе при работе в сфере арт-менеджмента вгалереях и музеях Санкт-Петербурга (июль 2011 - август 2014г.).Положения диссертации были изложены в четырех научных публикациях.Структура работы.