Диссертация (Лингвистические методы определения авторства средневековых текстов (на материале французского романа XIII века Продолжение Персеваля)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистические методы определения авторства средневековых текстов (на материале французского романа XIII века Продолжение Персеваля)". PDF-файл из архива "Лингвистические методы определения авторства средневековых текстов (на материале французского романа XIII века Продолжение Персеваля)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Решением этой лингвистической задачи могло быть толькоиспользованиехарактеризующихстрогихтекстформальныхнавсехлингвостатистическихуровнях:лексическом,параметров,морфологическом,грамматическом, синтаксическом. В рамках традиционной теории атрибуциипоявились новые статистико-филологические задачи, связанные с применениемпроцедур многомерного статистического анализа и распознавания образов.Применение строгих правил параметризации и математического моделированияпозволило перейти на качественно новый уровень объективности при определенииавторства анонимных или псевдонимных текстов.Проблемы атрибуции, как правило, решаются на материале художественныхпроизведений не только в силу исторических причин, но и в связи с их широкойдоступностью, наличием значительного корпуса текстов, принадлежащих одномуавтору, и возможностью использования различных методов и проверки релевантноститех или иных признаков.
Однако в настоящее время методы, выработанные прирешении задач атрибуции, представляют интерес не только для филологов, но и дляюристов, историков, искусствоведов, криминалистов, психологов, применяются прикриминалистической экспертизе текста, в сфере информационной безопасности,статистическом анализе и программировании.Стремительная междисциплинарная интеграция современной науки привела кнеобходимости решать проблемы, находящиеся на стыке теории и методологииразличных наук, и выполнять конкретные прикладные задачи с совмещениемколичественных и качественных методов различных дисциплин [6].
Примером такойзадачи и её дальнейшего решения является разработка и систематизациялингвистических методов определения авторства средневековых французскихстихотворных текстов. Параметризация стихотворных произведений XIII века настарофранцузском языке с применением априорного словаря параметров нескольких8уровней и методов математического моделирования, статистики, теории вероятностейпредставляет собой особую филологическую задачу, тесно связанную с задачамиквантитативной лингвистики, типологии, текстологии и текстометрии.Актуальность темы исследования определяется проблематикой, связанной сприменением лингвистических методов определения авторства текстов при помощимногомерныхклассификацийиколичественногоописанияиндивидуально-авторского стиля на материале рифм и синтаксиса старофранцузского языка, а такженедостаточностью исследований в области количественных методов атрибуциисредневековых текстов и необходимостью решения целого комплекса проблем,связанных с влиянием фактора времени, стремлением средневековых авторов канонимности, сохранностью оригинального текста, сложным взаимодействием автораи последующих переписчиков манускриптов, редакторов, издателей в литературномпроцессе того времени.
Среди средневековых текстов XII-XIII веков значительноеколичество составляют тексты, не сохранившие сведений об авторе или вызывающиеспорное мнение об их принадлежности приписываемому автору. Длительное времялитературоведы, историки литературы, филологи практически не предпринималипопыток комплексного подхода к решению этой проблемы. В XX веке велисьактивные поиски путей решения проблемы авторства на материале подобных текстов,однако отсутствие единого подхода и наличие существенного массива текстов,нуждающихся в атрибуции, привели к тому, что вопрос о возможности решенияпроблемы авторства становится в XXI веке ещё более актуальным.Степеньразработанности.Настоящеедиссертационноеисследованиепредставляет собой не только первую отечественную работу, посвящённуюприменению математико-статистических методов атрибуции на материале романовсредневекового цикла «Продолжение Персеваля», но, и в целом, первое комплексноеисследование проблемы авторства этого романа.
В советской и российской критикеприсутствуют лишь краткие очерки с ознакомительной информацией, справочные9материалы о романах цикла о короле Артуре и рыцарях Круглого стола и предисловияк переводам романа Кретьена де Труа, где указывается на наличие последующихпродолжений других авторов. В зарубежном литературоведении к этому вопросустали обращаться ещё в конце XIX века [7], но общее количество исследованийнемногочисленно [8, 9, 10].В 2014 году было опубликовано новое издание«Четвёртого продолжения» Персеваля под редакцией профессора Ф. Ле Нан собширным обзором всего круга вопросов, связанных с этим произведением. Однакоотсутствие глубокого всестороннего анализа вопроса об истинном авторствепродолжений из цикла о Граале Кретьена де Труа и, в целом, возросший интерес состороны отечественных и зарубежных учёных к проблеме атрибуции средневековыхпроизведений придаёт работе особое значение.Цельюработыявляетсяатрибуциятекста«ЧетвёртогопродолженияПерсеваля» с применением различных методов комплексного лингвистического иматематико-статистического анализа и исследования индивидуальных авторскихстилей на различных уровнях с целью решения проблемы авторства атрибутируемогопроизведения.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующихзадач: проведение полного обзора истории вопроса об авторстве «Четвёртогопродолжения» Персеваля и формирование атрибуционной гипотезы иаприорного алфавита классов (список предполагаемых авторов); анализ и систематизация существующих методов атрибуции литературныхпроизведений, включая современные информационные технологии, иобоснование дальнейшего применения математико-статистических методов,основанных на теории распознавания образов, в данной работе; формирование правил параметризации стихотворных текстов XIII века настарофранцузском языке на основании априорного словаря параметров;10 проверкаатрибуционнойгипотезыотносительнопринадлежности«Четвёртого продолжения» Персеваля априорным классам 1 (Жербер деМонтрёй) и 2 (Манессье) методом распознавания образов. выделение критериев для составления априорного словаря рифмованных пари типов рифм; проверка атрибуционной гипотезы с использованием метода распознаванияобразов на априорном словаре рифмованных пар и типов рифм; дополнительная проверка атрибуционной гипотезы путём детальногорассмотрения особенностей рифмования текста; интерпретация полученных различными методами результатов проверкиатрибуционнойгипотезыотносительноавторства«Четвёртогопродолжения» Персеваля.Объектомхарактеристикиисследованиявыбраныиндвидуально-авторскихсинтаксическиестилейистатистическиепредполагаемыхавторов«Четвёртого продолжения» Персеваля, Жербера де Монтрёя и Манессье.
Предметомисследования стала атрибуция анонимного произведения из цикла романов о Граале,установление сходства и различия анализируемых произведений на основематематико-статистической оценки их принадлежности к априорным классам.Материалом для исследования были выбраны следующие тексты:1. «La Quatrième Continuation Perceval» («Четвёртое продолжение Персеваля»,изд. Mary Williams, 1922-1925, Marguerite Oswald, 1975) [11,12];2. «La Troisième Continuation Perceval» («Третье продолжение Персеваля», изд.William Roach, 2004) [13];3.
«Le Roman de la Violette ou de Gerart de Nevers» («Роман о Фиалке, или ЖерарНеверский», изд. Douglas Labarée Buffum, 1928) [14].11Методы и методики исследования. Для комплексного решения задачиатрибуции выбранного анонимного произведения в работе были изученывозможности применения методов сравнительно-типологического языкознания иматематико-статистическихивероятностныхметодовсиспользованиемсемиотического и математического моделирования на основе теории распознаванияобразов, а также применены общие статистические методы обработки данных,стилеметрии, лингвостатистики.
При решении данной проблемы комбинировалисьтипологический метод на материале индвидуальных языков авторов, системноописательный метод и принципы филологического анализа, в частности, историкодокументальный (исторические и биографические данные), идейно-стилистическийметод и методы анализа состава и структуры предложения, и слов, составляющихрифмованные пары. Методологической базой для диссертационной работы сталатеория распознавания образов, выявляющая статистически значимые различия междуматематическими моделями атрибутируемых текстов и предоставляющая основу длясоставления многомерных классификаций. Применение данного метода при проверкецелого ряда атрибуционных гипотез на материале художественных произведенийразличных исторических периодов и языков продемонстрировало его высокуюэффективность.
Кроме того, для проверки гипотез на материале, полученном наосновании анализа рифм, использовался вероятностный классификатор (наивныйклассификатор Байеса) и алгоритм иерархической кластеризации. Использованиеданных методов является весьма перспективным при обработке информации наестественном языке.Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к решениюконкретной задачи атрибуции средневекового стихотворного произведения настарофранцузском языке путём совмещения количественных и качественных методовразличных наук. Подобный подход подчёркивает междисциплинарный характерисследования и отвечает современной научной парадигме.
Реализация данного12подхода позволила не только всесторонне изучить лингвистические методыопределения авторства средневековых текстов, но получить достоверный результатпроверки атрибуционной гипотезы и внести вклад в решение целого ряда проблем,связанных с исследованием стихотворных произведений на старофранцузском языке:влияние недостаточной грамматикализации «мёртвого» языка на параметризациютекста, соавторство переписчиков и комбинирование издателями несколькихрукописей, влияние литературных моделей и законов жанра Средневековья напроцесс создания произведения.Теоретическая значимость исследования.