Диссертация (Семантика прилагательных с температурными коннотациями в шведском языке), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Семантика прилагательных с температурными коннотациями в шведском языке". PDF-файл из архива "Семантика прилагательных с температурными коннотациями в шведском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Мысль о конструктивном характере языкадля человека как теоретическая идея была впервые сформулирована иразработана в лингвофилософской концепции В. Гумбольдта. Человекстановится человеком только через язык, в котором действуют творческиепервосилы человека, его глубинные возможности (Гумбольдт 1984: 314,349).
Специфике каждой отдельной национальной языковой картине мирапосвящен большой спектр работ, среди которых можно особо выделитьисследованияГ.А.Брутян,Г.А.Гачева,А.В.Головачевой,Г.В.Колшанского, Б.А. Серебренникова, В.Н. Топорова, А.А. Уфимцевой, И.П.Шишкиной.Картина мира часто понимается как исходный глобальный образмира, лежащий в основе мировидения человека, отображающий свойствамира в понимании ее носителей и являющийся результатом всей духовной20активности человека. В трудах по лингвистике существуют, однако,разные варианты дефиниций картины мира. Это связано с тем, что авторывыделяют множество частных признаков этого понятия (Т.А.
Голикова1996, З.А. Кузневич 1999, Ж.Г. Маглакелидзе 1989, И.Г. Торсуева 1989).Наиболее общим определением является «упорядоченная совокупностьзнанийодействительности,сформировавшаясявобщественном,групповом, а также в индивидуальном сознании» (Язык и национальноесознание 2002: 10). По утверждению шведского лингвиста Й.
Олвудакартина мира – это относительно нечетко выраженная целостная системамыслей,котораякатегоризации,используетсяобъясненияидляопределения,пониманияхарактеристики,множествафеноменовокружающего мира» (Allwood 2000: 1).Согласно В.И. Постоваловой, картина мира реализует две основныефункции – интерпретативную и регулятивную, то есть осуществляетвидение мира и является универсальным ориентиром человека в этом мире(Постовалова1982:29).КартинамирапоопределениюБ.А.Серебренникова представляет собой «исходный глобальный образ мира,лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующий сущностныесвойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всейдуховной активности человека» (Серебренников 1988: 21).
Человек длясвоего ориентирования в мире нуждается в особых символическихопосредующих структурах – языке, мифологии, религии, искусстве, науке.С помощью опосредующих символических структур человек формируетобраз мира как основу жизнедеятельности.Переходлингвистикиструктурализмакантропологическойлингвистике, предполагающей изучение языка в тесной связи с человеком,его сознанием, мышлением и духовно-практической деятельностью,открыл новые перспективы для изучения языковой картины мира разныхнародов. Большой вклад в разработку теории картины мира внесли З.Д.21Попова и И.А. Стернин.
Согласно их позиции, следует выделить двекартины мира – опосредованную и непосредственную.Копосредованнойкартинемираотносятязыковуюихудожественную картины мира. Опосредованная картина мира являетсярезультатомсистемами,«фиксациикоторыеконцептосферыматериализуют,вторичнымисуществующуюзнаковымивсознаниинепосредственную картину мира» (Попова, Стернин 2006: 36-37).Непосредственная картина мира определяется как когнитивная,поскольку она представляет собой результат когниции действительности ивыступаеткакрезультатдеятельностикогнитивногознания.«Национальная когнитивная картина мира воплощает в себе общее,устойчивое, повторяющееся в образах мира отдельных представителейнарода.
В связи с этим, с одной стороны, она представляет собойнекоторую абстракцию, а с другой – когнитивно-психологическуюреальность, обнаруживающуюся в познавательной деятельности народа, вего поведении – физическом и вербальном» (Попова, Стернин 2006: 36).У истоков осмысления фундаментальной роли языка в процессеформирования этнического опыта и мировосприятия стоял философ илингвист В. Гумбольдт. В рамках его концепции признавалась причиннаясвязь между языком и культурой, при этом главенствующая рольотводилась языку.
Понятие языковой картины мира также восходит кидеям В. Гумбольдта. Говоря о том, что, овладевая другими языками,человекрасширяет«диапазончеловеческогосуществования»,В.Гумбольдт имел в виду постижение окружающей среды через «языковоемировидение», то есть картину мира другого народа.
Порождение языка поГумбольдту представляет собой «синтетический процесс соединенияпонятия со звуком, превращающий символ в живое выражение мысли»(Гумбольдт 1984: 123). В то время как языковая картина мира, по мнению22В. Гумбольдта, выполняет две функции: номинацию основных элементовконцептуальной картины мира и ее экспликацию средствами языка.Термин «языковая картина мира» был введен в науку немецкимлингвистом Л. Вайсгербергом в 20-х годах ХХ века.
Высказанная идеяпрослеживается также в работах А.А. Потебни, который считал, что «словоесть известная форма мысли, как бы застекленная рамка, определяющаякругнаблюденийиизвестнымобразомокрашивающаякругнаблюдаемого ...» (Потебня 1993: 283). Основной тезис заключался впонимании языка не как прямого отображения мира, а его творческойинтерпретацией и моделированием с помощью внутренней формы языка.Под языковой картиной мира понимается также фиксация в языкесовокупностизнанийипредставленийодействительности,сформировавшейся в общественном сознании (Герасимова 2009: 7).Концептуальнаякартинамираформируетсяврезультатенепосредственного познания мира человеком.
Язык не мог бы выполнятьфункцию средства общения, если бы он не был связан с концептуальнойкартиной мира. Эта связь осуществляется в языке двояким способом: вопервых, язык превращает в знак отдельные элементы концептуальнойкартины мира (этот процесс выражается обычно в сознании слов и средствсвязи между словами и предложениями); во-вторых, язык объясняетсодержание концептуальной картины мира, связывая в речи между собойслова (Гумбольдт 1984: 314, 349). Человек познает мир не всегда идеально,порой он заблуждается, и все его заблуждения отображаются как вконцептуальной, так и в языковой картине мира. Но концептуальнаякартина мира постоянно меняется, тогда как языковая картина мира болеестатична.
Поэтому языковая картина мира может долго хранить некоторыеошибки и заблуждения.Через языковую картину мира происходит означивание основныхэлементов концептуальной картины мира и экспликация средствами языка23концептуальной картины мира (Оксенчук 1998: 5). «Картинообразующая»функция национального языка стоит особняком среди множества егофункций: она заключается в формировании в коллективном языковомсознании целостного представления конкретного народа о мире, вформировании его уникальной «точки зрения» на мир (Корнилов 2000: 3).По замечанию Е.В. Ивановой, «при изучении и реконструкции языковойкартины мира основополагающим фактором является учет национальнойспецифики восприятия мира и закрепления в языке знания о нем» (Иванова2006: 44)В.В.
Красных вслед за А.А. Леонтьевым под языковой картиноймирапонимает«отображениевпсихикечеловекапредметнойокружающей действительности» (Красных 2003: 18). В.П. Карасикподчеркивает, что это «отражение не является механическим, оно носиттворческий характер и поэтому в известной мере субъективный характер»(Карасик 2002: 106). Как отмечает В.Н. Денисенко, языковая картинамира – «это и то, как отражаются физические и психические реалии вязыке…» (Денисенко 2006: 14).
Следовательно, языковая картина мирапредставляетсобойопределенныйспособконцептуализациидействительности, исторически сложившийся в сознании определенногоязыкового коллектива и отраженный в языке.На основании рассмотренных теоретических тезисов можно сделатьвывод о том, что языковая картина мира представляет собой одну из формрепрезентации концептуальной картины мира. Это зафиксированная вязыке и специфическая для данного языкового коллектива схемавосприятия действительности, и она может считаться своего родамировидением через призму языка (Яковлева 1996).Посредством изучения языковой картины мира можно получитьсущественную информацию о когнитивной картине мира, но этаинформация не будет исчерпывающей, так как когнитивная картина мира24значительно богаче языковой.
Концептуальная картина мира наряду сязыковыми средствами может состоять из различных символическихдействий, таких как обряды, ритуалы и приметы. Важно также отметить,что языковая и концептуальная картины мира неразрывно связаны междусобой.Развитие данного тезиса можно найти в работе Ю.Д.
Апресян. Поего мнению, «языковая картина мира является частью концептуальнойкартины мира, но полностью с ней не совпадает. Она формируется впроцессе освоения субъектом мира, в ней находят отражение особенностинациональной духовной деятельности народа, то есть в языковой формеона содержит специфическое для данного этноса знание и является однойиз форм хранения знаний вообще. Концептуальная картина мира иязыковая картина мира взаимовлияют друг на друга, поэтому выяснениесодержательныхособенностейязыкавозможнолишьсучетомвзаимоотношения факторов человека и действительности» (Апресян 1995:29).3.Д.
Попова и И.А. Стернин, развивая данную мысль, описываютконцептуальную и языковую картины мира как «первичное и вторичное,как ментальное явление и его вербальное овнешнение, как содержаниесознания и средства доступа исследователя к этому содержанию» (Попова,Стернин 2001: 8). Единицей когнитивной картины мира является концепт,а единицей языковой картины мира служит слово. Таким образом, можносделать вывод, что исследование системных отношений в языке и егонациональногосемантическогопространства–вторичной, опосредованной, языковой картины мира.этомоделирование251.3 Понятие концепта и концептосферыВ рамках когнитивной лингвистики существует теория о том, чтоструктура понятийной системы человека строится на процессах познаниячеловеком окружающей действительности через телесный опыт и, какследствие, оперирует его терминами (Скребцова 2000: 204).