Диссертация (Методы и средства разработки графических предметно-ориентированных языков)

PDF-файл Диссертация (Методы и средства разработки графических предметно-ориентированных языков) Технические науки (46565): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Методы и средства разработки графических предметно-ориентированных языков) - PDF (46565) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Методы и средства разработки графических предметно-ориентированных языков". PDF-файл из архива "Методы и средства разработки графических предметно-ориентированных языков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "технические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата технических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Санкт-Петербургский государственный университетНа правах рукописиУДК 004.4’22Литвинов Юрий ВикторовичМетоды и средства разработки графическихпредметно-ориентированных языковСпециальность 05.13.11 —математическое и программное обеспечение вычислительных машин,комплексов и компьютерных сетейДиссертация на соискание учёной степеникандидата технических наукНаучный руководитель:д.ф.-м.н., профессорА.Н. ТереховСанкт-Петербург – 20162ОглавлениеВведение61 Визуальные языки и их свойства171.1 Введение . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171.2 Визуальное моделирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171.3 Структура визуальных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201.3.1 Синтаксис, семантика и прагматика . . . . . . . . . . . . . . . . .

211.3.2 Уровни моделирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231.4 Предметно-ориентированное моделирование . . . . . . . . . . . . . . 261.4.1 Понятие предметно-ориентированного моделирования . . . . . . 261.4.2 Инструментальные средства предметно-ориентированного моделирования . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . 291.5 Свойства визуальных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311.6 Способы формализации визуальных языков . . . . . . . . . . . . . . . 351.6.1 Применяемая формализация визуальных языков . . . . . . . . . . 381.7 Заключение . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 Существующие подходы к созданию DSM-решений422.1 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422.2 Существующиеметодикииприёмыразработкипредметно-ориентированных языков . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442.2.1 Модели жизненного цикла языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442.2.2 Паттерныирекомендациипоразработкепредметно-ориентированных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492.2.3 Способы внутренней организации визуальных языков . . . . . . 512.3 Создание визуальных языков в существующих DSM-платформах .

. . 552.3.1 Платформа MetaEdit+ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5532.3.2 Eclipse Modeling Project . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572.3.3 Платформа Generic Modeling Environment . . . . . . . . . . . . . 612.3.4 Платформа PSL/PSA . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 632.3.5 Платформа AToM3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 632.3.6 Платформа Microsoft Modeling SDK . . . . . . . . . . . . . . . . . 652.3.7 Платформа Pounamu . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 662.3.8 Платформа DOME . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 682.3.9 Платформа MetaLanguage . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 702.4 Сравнение рассмотренных DSM-платформ . . . . . . . . . . . . . . . . 702.5 Заключение . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 723 Методики создания DSM-решения773.1 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 773.2 Фазы жизненного цикла визуального предметно-ориентированногоязыка . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 773.2.1 Анализ применимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 793.2.2 Анализ предметной области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 803.2.3 Проектирование и реализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 823.2.4 Развёртывание . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 843.2.5 Эволюция языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 853.2.6 Вывод из эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 863.3 «Классическая» методика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 873.4 Метамоделирование на лету . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 943.5 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1004 Поддержка создания предметно-ориентированных решений в системе QReal1014.1 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1014.2 Возможности ядра системы QReal . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1014.3 Инструментальные средства поддержки создания визуальных языков . 1054.3.1 Метаредактор .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1054.3.2 Редактор формы фигур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1084.3.3 Редактор ограничений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1094.3.4 Редактор правил рефакторинга . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . 11244.3.5 Средства поддержки технологии «метамоделирования на лету» . 1154.4 Сравнение эффективности разработанных средств с существующимиинструментами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1184.4.1 Организация эксперимента . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . 1194.4.2 Результаты эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1214.4.3 Обсуждение и выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1234.5 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124Заключение126Список сокращений и условных обозначений128Литература129A Применение предложенных в работе подходов147A.1 Среда программирования роботов QReal:Robots .

. . . . . . . . . . . . 147A.1.1Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147A.1.2Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148A.1.3Существующие среды визуального программирования роботов . 150A.1.4Требования к DSM-решению . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . 154A.1.5Визуальный язык QReal:Robots . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155A.1.6Инструментальные средства QReal:Robots . . . . . . . . . . . . . 161A.1.7Опыт применения QReal . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169A.1.8Заключение . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173A.2 Среда программирования распределённых мобильных приложенийQReal:Ubiq . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175A.2.1Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . 175A.2.2Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175A.2.3Визуальный язык QReal:Ubiq . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177A.2.4Обсуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182A.2.5Дальнейшее развитие QReal:Ubiq . . . . .

. . . . . . . . . . . . . 183A.2.6Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185A.3 Среда разработки аппаратуры QReal:HaSCoL . . . . . . . . . . . . . . 186A.3.1Введение . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186A.3.2Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1865A.3.3Существующие средства визуального описания аппаратных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . 190A.3.4Предлагаемый набор визуальных языков . . . . . . . . . . . . . . 192A.3.5Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196B Описание метаязыка QReal205C Акты о внедрении результатов диссертационного исследования2126ВведениеАктуальность темы. Визуальное моделирование — это подход к разработкепрограммного обеспечения (ПО), в котором программа представляется в виденабора графических моделей, каждая из которых описывает её с разных точекзрения. Благодаря наличию стандартных широко распространённых графическихязыков, визуальное моделирование повышает продуктивность разработки ПО икачество результирующего продукта.

Существуют исследования, подтверждающие это экспериментально, см., например, [6, 28].Сейчас визуальные модели используются в основном при анализе и проектировании, а также как средство документирования и передачи информации междуразработчиками. Однако же программы целиком или их фрагменты возможноавтоматически генерировать по набору визуальных моделей. Это позволяет непосредственно использовать результаты анализа и проектирования и в значительнойстепени автоматизировать труд программистов, давая им возможность работатьне с кодом программы на текстовом языке, а с гораздо более нагляднымивизуальными моделями.Использование визуальных языков общего назначения, таких как UML1 ,без заранее подготовленного набора библиотек и генераторов, делает задачуразработки программного обеспечения недостаточно эффективной, в силу наличия семантического разрыва между кодом и моделями [73, 115].

Такие языкиоперируют теми же терминами, что и традиционные текстовые языки (классы,объекты, компоненты и т.д.), поэтому, чтобы полностью специфицировать поведение системы и сделать возможной автоматическую генерацию, модель должнасодержать в себе столько же информации, что и исходный код программы, чтопротиворечит самому понятию модели как некоего упрощения моделируемогообъекта. На самом деле, визуальная модель в этом случае даже менее удобна,1Unified Modeling Language, URL: http://uml.org/ (дата обращения: 22.02.2014г.)7чем код программы — визуальные символы занимают на экране больше места,чем текст.

Если же визуальная модель будет изображать только важные аспектыфункционирования системы, опуская излишние подробности, то она будет обозрима и полезна для человека, но это сделает её бесполезной для исполнителя(например, для интерпретатора или генератора исходного кода). Именно так,в основном, используется UML сейчас — как средство для анализа и дизайнасистемы, а сама система специфицируется ручным кодированием на текстовыхязыках. Большинство инструментов для рисования UML-диаграмм позволяютсгенерировать заглушки, куда предполагается дописывать код вручную, но существенного выигрыша для разработчиков это не даёт.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
434
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее