Концепт человека в антропологии ислама, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Концепт человека в антропологии ислама", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
На первый взгляд, эта перцептивная практика представляет из себявполне «стандартный» для мистицизма набор инструкций, выполнениекоторых приводит к достижению определённого экстатического состояния.Но сама традиция отрицает экстатичность перцептивного состоянияСовершенного человека, напротив характеризуя его как трезвость. Учение отрезвости, согласно которому мистическое растворение, является не простопреходящим (экстаз всегда полагают таковым), но сменяемым устойчивым«пребыванием в Боге», когда адепт вновь обретает полноту способностей иотчетливостьсознания,однакообретаетихнепрежними,а«видоизмененными» — явно предполагает и обретение «видоизмененных»способностейвосприятия.Учениеотрезвости,выдвинутое«рационалистическим» течением в суфизме, утверждает, что новые качествасуфия должны быть обращены к миру и служить его наставлению ипросвещению.
Вполне естественно возникает вопрос: не являются ли этислужащиемирубожественныеспособностиболеедоктринальнымположением, нежели свидетельством опыта? Или еще верней: не являются лиони попросту вполне естественной праведностью и проницательностью23духовно умудренного человека, которые аллегорически приписываются его«пребыванию в Боге»? Опираясь на анализ как самих суфийскихперцептивных практик, так и гносеологических оснований суфийскойантропологии, мы можем предположить, что это перцептивное состояние иявляется продуктом прохождения всего круга эволюции к СовершенномуЧеловеку. Такое понимание хорошо вписывается в декларированный намиэстетико-гносеологический уклон суфийской философии.Вподводятсязаключенииитогииформулируютсяосновныерезультаты исследования.В результате проведённого исследования автор приходит к следующимвыводам:Нравственная природа человекав антропологии ислама эпохиСредневековья двойственна: с одой стороны, человек по природе добр, сдругой стороны – слаб.
Быть добрым для человека означает следовать Закону,который предоставлен людям в доступной им форме, в той мере, в которойэто посильно для человека. Но для того, чтобы быть добрым, человекунеобходима перманентная мобилизация всех своих сил. Таким образом,свобода человека заключается в том, чтобы следовать одной из сторон своейдвойственной природы – и за этот свой свободный выбор человек несёт всюполноту ответственности.Несмотряначрезвычайнораспространенныепредставленияовосточном фатализме, общее настроение в исламе в отношении человекаоптимистично. Ведь человек был сотворен Богом для того, чтобы быть Егонаместником на земле.
Да, человек слаб и несовершенен, неспособен самразличать добро и зло – но для этого человечеству был ниспосылаеморуководство–Коран«наязыкеарабском,ясном»,«вечный»,«несотворенный». И основной пафос исламской антропологии – не вничтожности человека, и важнейшая установка – не в уничижающем трепетеперед сверхъестественным, а в той ответственности, которую он несёт завозложенноенанегоБогом.Ислам24неориентируетчеловеканасверхъестественное, на то, что совершенно недоступно ему. Жизньмусульманина – высочайшая ценность14, а его основная задача – устроениедел здесь, на земле, в соответствии с человеческими нуждами иБожественной волей.
Ислам – религия посильного, и не требует от человекасверхусилий в выполнении этой задачи; критерием её выполнения являетсясовесть каждого конкретного человека. И именно поэтому человек, какнаделенный властью на земле, несёт всю полноту ответственности за своипоступки. Конечной целью творения является Совершенный Человек.Совершенный Человек может появиться только в итоге прохождениятворением полного круга инволюции (нисхождения) и, затем, эволюции(восхождения).
Творение в целокупности также играет роль обстоятельств исреды существования Совершенного Человека. Единственный путь к insan alqamil открывает отказ от самости, погружение в эстетическую бессамость ипоследующее возвращение к Зерцалу Абсолюта путём приобретения особыхформ непосредственного эстетического созерцания.14Эту ценность, впрочем, человек может вверить Богу своим усердием в вере (джихад аль-Исламийа).25Основные положения и результаты диссертационного исследованияотражены в следующих публикациях:Публикации в журналах и изданиях, включённых в перечень ВАКМинобрнауки РФ1.
Волобуев А.В. Концепт совершенного человека в антропологиисуфизма: краткий обзор. – М., Вестник МГУКИ, №1 (39), 2011 – 0,5 п.л.2. Волобуев А.В. Онтологические и космологические взгляды Аверроэса вконтексте диалога Востока и Запада. Прошлое и будущее России вопыте социально-философской мысли. М.: МГУКИ, 2007 – 0.5 п.л.3. Волобуев А.В. Исламский фатализм: стереотип или мировоззренческаяустановка? Философия хозяйства, №6(66). – М.: МГУ, 2009 – 0.3 п.л.Прочие публикации автора4. ВолобуевА.В.Философиясуфизма:становлениеиразвитие.Философия, Наука, Культура.
Выпуск 8. - М.: ИППК МГУ, 2006. – 1 п.л.5. Волобуев А.В. Исламский фатализм: некоторые истоки. Актуальныепроблемы философии и политологии. – М.: МАДИ, 2010 – 0.3 п.л.6. Волобуев А.В. Совершенный человек в суфизме. Актуальные проблемыфилософии и политологии. – М.: МАДИ, 2011 – 0.3 п.л.7. Концепт человека в антропологии Ислама (монография) – М., ВГНА,2010. - 4 п.л.26.