Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Концепт человека в антропологии ислама

Концепт человека в антропологии ислама, страница 3

PDF-файл Концепт человека в антропологии ислама, страница 3 Философия (32430): Диссертация - Аспирантура и докторантураКонцепт человека в антропологии ислама: Философия - PDF, страница 3 (32430) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Концепт человека в антропологии ислама", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Материалы исследования изложены в 7 публикациях общим объёмомоколо 3,0 п.л. (2 статьи опубликованы в журналах, рекомендованныхВАК Минобрнауки РФ).2. Материалыисследованияпослужилиосновойподготовкиипубликации монографии «Концепт человека в антропологии Ислама»,– М., ВГНА, 2011 г.(в печати).3.

Основные концептуальные положения исследования апробировались впедагогической и учебно-методической практике автора, в составленииучебных программ и чтения курсов по «Философии» в МАДИ (ГТУ),Всероссийской Государственной Налоговой Академии, ФинансовойАкадемии при Правительстве РФ.4.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседаниикафедрыфилософскойантропологииипроблемкомплексногоизучения человека философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двухглав, заключения, списка использованной литературы.13II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность темы, определяется объекти предмет исследования, его задачи, раскрывается методологическая основа,а также положения, выносимые на защиту.Первая глава – «Проблема статуса человека в антропологииислама» состоит из трёх параграфов и посвящена раскрытию вопроса остатусе человека в антропологии Ислама. Необходимо отметить, что напротяжении всей главы используется сравнительный анализ суннитскихтрадиционных концепций с соответствующими христианскими установками– но компаративистика является здесь не методологическим принципом, аиллюстративным приёмом, позволяющим четко очертить силуэт исламскихконцептовиустановокмировосприятиянафонепривычныхнамхристианских.Первый параграф «Этические корни антропологии ислама»посвящен анализу глубинных оснований этики в исламской традиции,определяющих представления о человеке в исламской традиции.

Наиболеесущественныминампредставляютсятриконцепции:проблемаантропогенеза, понятия греха, совершенно отличного от привычного намновозаветного и исламская этика намерения-и-действия.Во-первых анализируются существенные для решения вопроса остатусе человека аспекты представления об антропогенезе в исламе.Материал посвящен краткому обзору философско-антропологических ирелигиозно-философских проблем, связанных с темой антропогенеза висламе. В Исламской религиозной традиции антропогенез преследуетсовершенно конкретную цель: человек творится Богом ради того, чтобы статьнаместником (кхалиф) Бога на земле.

При этом никаких упоминаний обожественности онтологической природы человека, т.е. о наличии идеисотворения человека по образу и подобию Бога в Коране говорить нельзя.Скорее, говорится о том, что Бог создал человека по его собственному образу,но и нельзя сказать, что в исламе вообще отвергалась идея богоподобия.14Решить это затруднение мы можем так: традиционный ислам склоняется ктворению человека по его собственному образу, а суфизм – к творению пообразу Бога (что и подтверждают соответствующие хадисы). При этомонтологический статус человека – точно такой же, как у всего тварного мира.Преимущество над остальным тварным миром человек получает благодарясвоему особому гносеологическому статусу – знанию имён, которое ставитчеловека даже выше ангелов.

Этот особый гносеологический статус такжепридаётся человеку с определённой целью: чтобы Таким образом, именнознание делает человека наместником, которому оставлено «присматриватьза доверенным» – тварным миром.Во-вторых, анализируется специфика понимания концепции греха. ВКоране нет понятия первородного греха. Грех Адама, вкусившего от древавечности есть акт его личного непослушания Богу. Он не имел последствийдля всего человечества. И многие современные мусульманские авторыутверждают, что грех Адама не имел наследуемого статуса. Этот грех ненанес человеку непоправимого ущерба.

Человек не столько греховен, сколькослаб и нуждается не в искуплении, а в руководстве, без которого оннеминуемо впадает в заблуждение. Вот, собственно, ключевые моментыкоранической интерпретации греха Адама: ослушался и сбился с пути, нопришло прощение и руководство от Бога, и Адам пошел (в той или инойстепени) прямым путем. Грех Адама и Хаввы – первый грех человека, но непервородный грех человечества.Сущность добра для человека - в послушании божественному закону,неповиновение божественному закону неминуемо ведет к греху.

Такимобразом, Ислам рассматривается как номократическая система уже в самомонтологическом статусе греха. Соответственно степени неповиновениямусульманские законоведы и теологи различали большие и малые грехи.Однако согласно большинству суннитских богословов мусульманин, дажесовершив большой грех, остается правоверным, а в будущей жизни его ждеттолько временное наказание. Единственный грех, которому нет прощения, 15грех отступничества от веры в единого Бога, а, следовательно, и отмусульманской общины.Концепция нравственной природы греха определяет и особенностикоранического учения о спасении, которое в общих чертах выглядитследующим образом.

Человек по своей природе рождается добрым иверующим, но нравственно нестойким. Его собственных сил не хватает длятого, чтобы быть праведным, но недостает ему для этого только моральныхсил. Обрести эти силы человек может, приемля божественное руководство.Именно поэтому Бог по Своему милосердию периодически посылал людямСвоего пророка или посланника с тем, чтобы они напоминали людям, что онидолжны делать для своего спасения.Таким образом, в отличие от новозаветных установок, греховностьчеловека не носит онтологического характера, природа человека неповреждена «первородным грехом» уже с рождения.В результате мы получаем следующую этическую систему: предметфикха11 – человек, в центре рассмотрения – поступок человека, состоящий издвух обязательных компонентов: намерения, понимаемого как непреклоннаярешимость совершить действие, и самого действия, которое совершается спомощью органов тела.

Намерение и действие должны всегда сопровождатьдруг друга, иначе действие не совершится. Положительно оцениваетсядействие, направленное на достижение блага, причем благо понимается здесьв самом обыденном, «приземлённом» смысле этого слова, т.е конкретнаяпольза для конкретного человека. Но излишества строго осуждаются, так жекак и напрасные действия, приносящие только удовольствие и никакойпользы.Точнотакже,вполнеутилитарно,анеонтологически,интерпретируются добро и зло.Вопреки распространенному в наши дни мнению, исламская этикачрезвычайно мягка и гуманна, что определяется в первую очередь самимпониманием вопроса о соотношении свободы и ответсвенности.

Ислам –11Исламская религиозно-правовая система16религия посильного, что многократно подчеркивалось самим Мухаммадом, имусульманская этическо-правовая система никогда не требует от человеканевозможного, и даже не ориентирует на что-то сверхъестественное. Хотя иявляясь рабом Божьим, человек как наместник наделен всей полнотой властина земле, оценивается с вполне «земной» точки зрения, и должен заниматьсяземными проблемами. Но, как наделенный всей полнотой власти, человекнесёт и всю полноту ответственности за свои поступки.Второйпараграф«Проблемасоотношениисвободыинеобходимости» посвящен одному из самых «избитых» в философиивообще, одному из самых запутанных в исламе, и одному из самых важныхдля данного исследования вопросу о соотношении свободы и необходимости,а значит, - и ответственности человека за свои поступки.

Сравнительныйанализ источников доисламской Аравии и текстов исламской традиции,затрагивающих этот вопрос, а также сравнительный терминологическийанализ дают четкую картину смены мировоззренческих парадигм. Еслидоисламский менталитет арабов однозначно ориентирован на жёсткийдетерминизм всех поступков человека (даже более жёсткий, чем стоическиеcausa proximae, т.к. у человека не остаётся даже выбора следовать или неследовать своей судьбе), то исламская традиция сразу же декларирует уход отжёсткого детерминизма.

Детерминированность судьбы и поступков человекаисламская традиция трактует как своеобразный этический провиденциализм:Бог обладает неограниченной властью над судьбами, но эта властьхарактеризуется не как «слепой» божественный волюнтаризм, а в первуюочередь как «восстановление справедливости» (в этом отличие воли Бога отслепой языческой судьбы манат). Таким образом, решение одного изосновных вопросов для исламской традиции концентрируется вокруг идеисправедливости и необходимости её восстановления. Как же понимается этаидея? Применительно к человеку (а в традиции и не встречается упоминаниеосправедливостиномоцентрически,самойт.е.посебе),справедливость17справедливостьзадаётсяЗаконом,трактуетсяпоступатьсправедливо – значит следовать Закону в той степени, в которой это посильнодля человека.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее