Концепт человека в антропологии ислама, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Концепт человека в антропологии ислама", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
The Sufi Path of Knowledge: Ibn al-'Arabi's Metaphysics of Imagination, Albany: SUNY Press,19898Being Human in Islam. The Impact of the Evolutionary Worldview. – D. Howard, 2011By Damian Howard9«Islamic anthropology is relatively seldom treated as a particular concern» – Там же, пер.
Авт.10The session will be on Anthropology and Islam with three panels focusing on: Visual Anthropology in MuslimSocieties: Problematics and Methodologies, Death and Dying in Muslim Societies, Space and Gender in MuslimRitual and Ceremonies. We invite the submission of expressions of interest for these three panels which willform the Anthropology and Islam session at the 16th International Union of Anthropological and EthnologicalSciences(IUAES)onHumanity,DevelopmentandCulturalDiversityСм.http://www.icaes2008.org/defaultDo.jsp)7Анализ литературы позволяет нам констатировать отсутствие крупныхтеоретических обобщений в области проблемы Человека в антропологииислама.Приэтомсущественнымявляетсяпротиворечиемеждупотребностью познания антропологической сущности человека в исламе инедостаточным вниманием к философско-антропологическому аспекту.Объектом исследования является концепт человека в исламе эпохиСредневековья как философско-антропологическая конструкция.Предметом исследования являются философско-антропологические ирелигиозно-философские концепции и воззрения, конструирующие концептчеловека в антропологии ислама эпохи Средневековья.Целью данного исследования является реконструкция концептачеловека в антропологии ислама эпохи Средневековья как философскоантропологическую конструкцию, описание её элементов, их свойств иотношений, а также отношения концепта к самому себе.Задачи исследования вытекают из поставленной цели:В целях определения статуса человека в антропологии Ислама и егофилософской интерпретации необходимо: выявитьглубинныеоснованияэтикивисламскойтрадиции,определяющие представления о человеке в ней (антропогенез, понятиягреха и этика намерения-и-действия); исследовать проблемы соотношения свободы и ответственностичеловека в Исламе; проанализировать философско-антропологические установки междушиизмом и суннизмом в отношении статуса человека; раскрыть гносеологические и онтологические основания суфийскойантропологии;8 осуществитьанализидатьоценкусуфийскойфилософско-антропологической концепции «Совершенного Человека»; исследовать философско-мистический аспект «Перцептивного опытаприближениякфилософско-антропологическомуидеалу»(«исихазм» в суфизме).Теоретико-методологическаяосноваисследования.Методологияисследования определяется спецификой его целей и задач.
Основу еёсоставляют концепции и установки, находящиеся на пересечении трёхсмысловых полей: религиозно-правового, философского переосмысленияпроблемы человека и культурологических установок обыденного сознания.Далее осуществляется философско-антропологический анализ ключевыхконцепций таких, как этика намерения-и-действия, суфийский эстетикогносеологический креативизм вахдад ал-вуджуд; концепция СовершенногоЧеловека insan al-qamil и др., установок, среди которыхтакая, какнейтральность онтологической природы человека, и реконструкция на ихоснове концепта человека, релевантного для исламского сознания.Анализируя проблему человека в исламе мы обращались к материалам,содержащимся в Коране и Сунне, нообоснованияэтого было явно недостаточно дляфилософско-мировоззренческойхарактеристикичеловека в мусульманском мире, адекватнойпроблемывзглядам мусульманина внародном, бытовом смысле с одной стороны, а с другой, -являлась быобщезначимой как в условиях религиозно-правового поля ислама, так ивозможности философско-антропологического её осмысления в целом.В диссертационном исследовании задействованы методологическиепринципы системного, эволюционного подходов, в рамках которыхприменялись аналитический структурный, функциональный, генетический,типологический,сравнительно-историческийидр.конкретно-научныеметоды, а также философско-антропологический анализ, системный анализ,метод сравнительной философско - культурологической реконструкции,метод сравнительного текстологического анализа,9метод реконструкции,методы соотношенияобщего и частного,историко-философского илогического.Научная новизна исследования: Представленаавторскаяконцепциярешенияфилософско-антропологического вопроса о статусе человека в исламе наиболеераспространённого суннитского толка, соответствующего религиозноправовымнормамтрадиционныхсуннитскихшколфикха.Висследовании также приведены решения этого вопроса, специфичныедля ислама шиитского толка и суфийских философских учений. Рассмотрено взаимовлияние понимания статуса человека в исламе иисламской этики и правовой системы.
Одними из наиболее важныхаспектов этого взаимовлияния автору лежащее в основе как исламскойэтико-правовой системы, так и антропологии решение вопроса осоотношении свободы воли и необходимости. Исламская традициярешает этот вопрос в пользу Божественной предопределённости, нопонимаемой как этический провиденциализм – акты Божественнойволи понимаются как «восстановление справедливости».
Ислам можетбыть характеризован как номократическая система, в которой человеквыступает в качестве наместника Бога, которому «доверен» тварныймир, которым человек управляет с помощью номократическойсистемы. И именно через эту функцию в первую очередь и проходитсамоидентификация человека. Проанализированы статус и понимание сути и значения человека всуфийских философскихучениях.Онооснованонаэстетико-гносеологическом понимании креативизма, трактует развитие мира какциклический процесс, в котором развитие тварного мира направлено навосхождение в результате жёсткого отбора от неживого к живому, отживого к человеку, от человека к мусульманину, от мусульманина кистинно уверовавшему, от истинно уверовавшего к «порвавшему с10миром», и от «порвавшего к миру», наконец – к «одному человеку» т.е.«Совершенному человеку». На основе результатов анализа реконструирован общезначимый длятрадиции концепт человека в антропологии ислама, описаны егосвойства, отношения и статус, а также отношение к самому себе.
наосновеобширнейшегофилософской,фрагментированногорелигиоведческой,культурологическойнаправленностиматериалаисторико-общеантропологическойконструируетсяифилософско-антропологический концепт человека, а также отчетливо описываютсяего наиболее значимые грани и сдвиг точки рассмотрения взависимости от уклада мировосприятия наиболее значимых ветвейИслама: суннизма, шиизма и россыпи суфийских концепций.Основные положения, выносимые на защиту.1. Статус человека в антропологии ислама – наместник Бога, и на неговозложена задача устроения дел в тварном мире в соответствии с, вопервых, Божественной волей, и, во-вторых, своими нуждами. Длявыполнения этой задачи человеку, и только человеку даётся знаниеимён. Ислам не ориентирует человека на сверхъестественное, на то, чтоонтологически недоступно ему.
Основной пафос антропологии иважнейшая установка ислама – в той ответственности, которую оннесёт за возложенное на него Богом. Критерием выполнения основнойзадачи является совесть каждого конкретного человека. И именнопоэтому человек, как наделенный властью на земле, несёт всю полнотуответственности за свои поступки.2. Решение вопроса о соотношении свободы и необходимости длячеловека в исламе основано на представлении о двойственностинравственной природы человека. Человек по природе добр, но слаб.Быть добрым для человека означает следовать Закону, которыйпредоставлен людям в доступной им форме, в той мере, в которой этопосильно для человека. Но для того, чтобы быть добрым, человеку11необходима перманентная мобилизация всех своих сил.
Таким образом,свобода человека заключается в том, чтобы следовать одной из сторонсвоей двойственной природы – и за этот свой свободный выбор человекнесёт всю полноту ответственности.3. Ключевымконцептом,задающимявляетсяСовершенныйЧеловек.векторантропологииСовершенныйЧеловекислама,можетпоявиться только в итоге прохождения тварным миром полного круга,состоящего из двух отрезков пути. Первый – этап инволюции(нисхождения) от Абсолюта, созерцающего свою красоту в зерцалетварном-мире. Здесь микрокосм тождественен макрокосму и оба ониповторяют друг друга по структуре и составу. Человек на этом этапе –эстетическое проявление Абсолюта. Второй этап – этап эволюции(восхождения) по «лестнице» от неживой природы через живое, людей,мусульман, истинно уверовавших, путников, отрекшихся от мира кЗавершенному Человеку, через созерцание себя в котором Абсолютвновь выполняет свои эстетико-креативистские действия.
Творение вцелокупности играет роль обстоятельств и среды существованияСовершенного Человека.Теоретическая значимость исследования определяется тем, что висследовании осуществленоосмысление философско-антропологическогоконцепта человека в исламе эпохи Средневековья, исходя из анализарелигиозно-правового, философского переосмысления проблемы человека икультурологических установок обыденного сознания, раскрывающих статусчеловека в антропологии ислама, его этических, онтологических игносеологических и других оснований, релевантных для исламскогосознания.Практическая значимость исследования. Основные положения ивыводымогутбытьиспользованыдлядальнейшихисследованийантропологии ислама, философско-антропологических аспектов суфийскихконцепций и практик, истории философии и философии религии, при12разработке спецкурсов по философской антропологии, курсов лекций ипрактических (семинарских) занятий по философской антропологии, историифилософии и философии религии.Апробация результатов исследования.1.