Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Чеховский интертекст в современной российской драматургии (1980-2010 гг.)

Чеховский интертекст в современной российской драматургии (1980-2010 гг.), страница 2

PDF-файл Чеховский интертекст в современной российской драматургии (1980-2010 гг.), страница 2 Филология (32380): Диссертация - Аспирантура и докторантураЧеховский интертекст в современной российской драматургии (1980-2010 гг.): Филология - PDF, страница 2 (32380) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Чеховский интертекст в современной российской драматургии (1980-2010 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Пьесыпринадлежат разным литературным направлениям и неравноценны поуровню художественности, часть из них интересна именно своей связью5с чеховской драмой. Другие заслуживают чтения, постановки и изучениякак самобытные, талантливые произведения.Предметом исследования является чеховский интертекст вхудожественной системе драматических произведений 1980-х – 2010-хгодов.

Нас интересуют различные интенции современных авторов приосвоении чеховского слова, их непохожие или, напротив, тиражированныетехники и приемы включения интертекста в ткань собственных пьес.Цель нашего исследования – описать закономерности иособенности функционирования чеховского интертекста в русскойдраматургии рубежа XX — XXI веков.Этой целью определяются задачи:—выявить круг современных драматических текстов, имеющихпереклички с творчеством А.П.

Чехова;—проанализировать отобранные тексты с помощью приемовтеории интертекстуальности и историко-функциональногометода;—выявить своеобразие воплощения чеховской традиции у разныхавторов;—систематизировать полученные данные, на их основе предложитьклассификацию пьес периода 1980–2010-х гг.;—обнаружить закономерности бытования чеховского «слова» нарубеже XX – XXI веков.Методологическая и теоретическая база диссертации. Длярешения литературоведческих задач мы обратились к методикеинтертекстуального анализа, также по ходу работы востребованнымоказался опыт сравнительно-типологического, историко-литературногои историко-функционального изучения художественного произведения.Анализ литературных связей драматургов обусловлен принципомкомпаративистской рецепции, при котором воздействие и восприятиетекста понимается как двусторонний, открытый и незавершимый процесс.Таким образом, в своей работе мы стремились к системному анализу.Научной базой исследования стали труды отечественных филологовА.Н.

Веселовского, В.М. Жирмунского, М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова,В.В. Виноградова, а также опыт зарубежных ученых П. Рикѐра, М. Фуко,Р. Барта, Ю. Кристевой.В настоящей работе мы, вслед за О.А. Проскуриным и А.М.Ранчиным, рассматриваем понятие интертекст вне его связи спостструктуралистским пониманием «интертекстуальности как игры знакови языков, отрицающим роль автора и пренебрегающим единством текста»4.4Ранчин А.М. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского.

М., 2001. С.10.6Мы не дифференцируем интертекстуальные элементы, полагаясправедливым наблюдение А.М. Ранчина, согласно которому при реальномфункционировании интертекстов «различия нивелируются». Вслед заученым, такие термины, как «реминисценция» и «цитата», употребляются вработе как синонимы и «имеют широкое значение: к ним причисляются ивкрапления из "чужих" тестов, традиционно именуемые перекличками,отголосками»5. Интертекстуальный анализ позволяет в разнородныхзаимствованных элементах увидеть своеобразие воплощения чеховскойтрадиции в современных пьесах.Научно-практическая значимость результатов исследованиязаключается в уточнении некоторых спорных вопросов теорииинтертекстуальности и отработке методики интертекстуального анализа;в обращении к неисследованным пластам современной драматургии, дляобозначения которых мы предложили, например, использовать термин«неореализм».

Положения и выводы работы могут быть использованыв дальнейших исследованиях по проблемам взаимодействия классикии современной литературы, а также в практике вузовского и школьногопреподавания.Апробация работы. Результаты данного исследования былиапробированы на V межвузовской конференции «Филологические чтения»(БГУ. Улан-Удэ, 2010); научной конференции «Ломоносовские чтения»(МГУ.

Москва, 2010 г.); IX международной научно-практическойконференции «Актуальные вопросы гуманитарных наук» (МФЮА. Москва,2010 г.); VIII международной научно-практической конференции«Актуальные вопросы современной науки» (Центр научной мысли.Таганрог, 2010); международной научно-практической конференции«Молодые исследователи Чехова» (Мелихово, 2012).

По теме диссертацииопубликовано семь работ.На защиту выносятся следующие положения:1.Как утверждают теоретики постмодернизма, интертекст был всегда иможет быть обнаружен у любого писателя: «всякий текст есть интертекст по отношению к какому-то другому тексту»6. Однако именно впостмодернистской литературе интертекстуальность стала осознаннымприемом7.Крометого,выходязапределысобственнопостмодернистскойлитературы,интертекстуальнаяигра5Ранчин А.М. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. С. 7.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 418.7Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики):Монография.

Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. С. 9.672.3.обнаруживается и в тех основанных на «реальном материале»произведениях, которых, как кажется, прибавилось в последние годы(Как отмечает режиссер, член жюри всероссийского драматургическогоконкурса «Действующие лица» И.Л.

Райхельгауз, «драматург опятьвозвращается к человеку», в лучших пьесах конкурса «Действующиелица» 2010 года «преобладают новые старые ценности», «есть смысл исюжет»8).Творчество Чехова по-прежнему остается одной из наиболеевостребованных эстетических систем у авторов рубежа XX-XXI веков.Все новые обращения к нему можно объяснить и вниманием Чехова кобычному человеку, к простой жизни, и отсутствием морализаторства,дидактизма,ихудожественнымсовершенствомчеховскихпроизведений, и освобождением слова у Чехова, переходом «от логикитемы – к логике, диктуемой языковым материалом, логике слов»9. Помнению В.Б. Катаева, Чехов обновил внутренние законы литературноготворчества: «главная сторона чеховского новаторства – то, что можноназвать новаторством методологическим»10.

После Чехова невозможностало писать «как раньше». Однако писать «по-чеховски» под силудалеко не каждому. Очевидно, это одновременно «раздражает» ивлечет современных драматургов, в своих смелых экспериментахмучительно ищущих те самые новые формы, новое слово, равноценноечеховскому.

Подражания и попытки преодоления Чехова непрекратятся до тех пор, покуда его «новаторская методология» ненайдет своего вершинного художественного воплощения.Проведенный анализ позволил выделить следующие стратегииобращения к чеховскому интертексту:— Постмодернистское обращение к Чехову основано на игре,которая может быть направлена на десакрализацию еготворчества или эпатирование утвердившихся в обществе,канонических представлений о нем. Одновременно с этиминтертекст направлен на адресата, в отношении котороговыполняет функции приманки, игры с читательскимиожиданиями и амбициями. Принятие правил этой игры «ватрибуцию чужих слов» создает у читателя иллюзиюпричастности к элитарному искусству.8Райхельгауз И.Л. Старая новая драма… // Лучшие пьесы 2010: Сборник.

М., 2011.С. 7-8.9Катаев В.Б. Чехов плюс…: Предшественники, современники, преемники. М.,2004, С. 371.10Катаев В.Б. Указ. соч. С. 372.8— Интертекст становится текстообразующим приемом нетолько в постмодернистской, но и в массовой литературе,эксплуатирующей темы, сюжеты, систему персонажей исамое имя классика.— В литературе, получившей в данной работе определение«неореалистическая», чеховский интертекст не менееважен, цитаты из Чехова высокочастотны. Однако,несмотря на то, что в художественном отношенииинтертекст здесь не всегда бывает оправдан и выглядитпорой как дань литературной моде, его использование неподчинено самодовлеющим формальным требованиям.

Вотличие от постмодернистов, авторы-неореалисты,опираясь на материал современной действительности,апеллируют к традиции Чехова. При этом продолжениетрадиции классика не всегда означает ее полное приятие иутверждение. Интертекстуальность может быть знаком,указывающим, например, на полемическое осмыслениечеховской аксиоматики.— Как отмечает Н.Л. Лейдерман, в 1990-е гг.

появился целыйряд произведений, близких традиции классическогореализма11. Таковыми мы посчитали пьесы К. Драгунской,О. Зверлиной и Е. Рубиной. Эти авторы отказались ототкрытого внедрения интертекста, отдав предпочтениеаллюзиям, тонким перекличкам: в некоторых сценахцитация очевидна, в других мало доказуема. Названныедраматурги могут обращаться к чеховскому стилю, типуконфликта,персонажам,ситуациям,символам,фразеологизмам, однако интертекст в их произведенияхлокализован и не нарушает законов реалистическогоправдоподобия.

Такого же рода обращения к Чехову впьесах «новодрамовцев».Структура работы обусловлена целью и задачами исследования.Работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы, который включает 203 наименования.11Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература – 1950-1990е годы: Учеб. пособие. Том 2, 1968-1990. М., 2003. Цит. поhttp://www.modernlib.ru/books/leyderman_n/sovremennaya_russkaya_literatura_19501990e_godi_tom_2_19681990/read_1/9ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо Введении обосновывается выбор темы, намечаются причиныобращения современных драматургов к творчеству А.П.

Чехова,характеризуется актуальность, степень изученности проблемы, ее научнаяновизна, теоретическая и практическая значимость.Впервойглаве«Отфилософиикметодологииинтертекстуальности» доказывается целесообразность примененияинтертекстуального анализа для изучения особенностей функционированиячеховского творчества в контексте отечественной драматургии конца XX –начала XXI века. В связи с этим последовательно прослеживается историястановления теории интертекстуальности, слабые и сильные стороны еесовременного состояния; выделяется несколько возможных путейдальнейшего развития.

Рассматриваются работы М.Б. Ямпольского,Н.А. Фатеевой, О.А. Проскурина, А.М. Ранчина и других обратившихсяк теории интертекстуальности ученых. Предлагаются дополнительныеприемы анализа, например, апробированный в рамках историкофункционального подхода поиск заимствованных персонажей.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее