Чеховский интертекст в современной российской драматургии (1980-2010 гг.)
Описание файла
PDF-файл из архива "Чеховский интертекст в современной российской драматургии (1980-2010 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиМАКАРОВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНАЧЕХОВСКИЙ ИНТЕРТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙДРАМАТУРГИИ (1980-2010 гг.)Специальность 10.01.01 – Русская литератураАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква – 2012Работа выполнена на кафедре истории русской литературыфилологического факультета Московского государственного университетаим. М.В. ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорКатаев Владимир БорисовичОфициальные оппоненты:Эсалнек Асия Яновна,доктор филологических наук, профессор,Московский государственный университетимени М.В.
Ломоносова,профессор кафедры теории литературыСаламова Софья Алаудиновна,кандидат филологических наук, доцент,Московский государственныйгуманитарный университетимени М.А. Шолохова,доцент кафедры русской изарубежной литературыВедущая организация:Московский городскойпедагогический университетЗащита состоится «19» декабря 2012 г. вчасов на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.26 при Московском государственномуниверситете по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-йучебный корпус, филологический факультетС диссертацией можно ознакомиться в библиотекегосударственного университета имени М.В.
Ломоносова.МосковскогоАвтореферат разослан «__» ______________ 2012 г.Ученый секретарьдиссертационного советакандидат филологических наук, доцент2А.Б. КриницынОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫВ своем исследовании мы поднимаем проблему художественнойрецепции чеховского творчества драматургами конца XX – началаXXI века. Устоявшимся направлением в чеховедении стал поискпреемников классика, продолжателей чеховской традиции. Этомупосвящены работы В.Б. Катаева, А.С. Собенникова, Я.И. Явчуновского,М.И. Громовой, С.С.
Васильевой, Г.Я. Вербицкой и других. Однаков последние десятилетия XX – начале XXI века понятие «преемственность»как характеристика взаимодействия современности с Чеховым пересталоотражать реальное положение дел. Ему на смену пришел целый рядсловосочетаний типа: деканонизация классики, раздражение от классики,отрицание, манкирование, эпатирование, развенчание и прочие в таком жероде. Осмысляя очередное стремление авторов бросить классиковс парохода современности, многие критики и литературоведы связываютего с «постмодернистской парадигмой художественности» (терминМ.Н.
Липовецкого). Агрессивные стратегии в обращении к творчествуА.П. Чехова также привлекли внимание ученых: В.Б. Катаева,Е.Н. Петуховой, В.В. Химич, А.А. Щербаковой, Е.В. Михиной. Однако,анализируя обращения к Чехову даже таких авторов-постмодернистов, какВ. Сорокин, Э. Дрейцер, В. Пелевин, Ю. Кувалдин, В.Б. Катаев не спешитсоглашаться с теми критиками, которые вынесли классике смертныйприговор1.
Справедливым видится и другое утверждение ученого о том, что«не всякая литература, создаваемая в эпоху постмодернизма, естьлитература постмодернизма. Даже если при этом создаваемые текстыобладают некоторыми внешними признаками постмодернистскихпроизведений <…>»2. В ряде пьес 2000-2010-х гг. нам удалось обнаружитьтакое заимствование отдельных художественных приемов постмодернизмабез следования его структурно-семантической специфике. В работе этонаправление мы обозначили как «неореализм»3.Не менее значимым для последних двадцати лет, хотя и менеемасштабным, чем постмодернистское, является течение «новая драма»; неисчезлиреалистическиепьесы.В этихтеченияхнасменупостмодернистской деструкции и деконструкции приходят новые формы1Катаев В.Б.
Чехов и проза российского постмодернизма / В.Б. Катаев. Чеховплюс...: Предшественники, современники, преемники. М., 2004. С. 330-346.2Там же. С. 331.3Термин «неореализм» мы ввели для наименования ряда пьес, не толькопринадлежащих к одному периоду 2000-2010-х гг., но отмеченных большим илименьшим единством приемов художественного оформления. Целесообразностьупотребления термина обосновывается во втором параграфе второй главыдиссертации.3взаимодействия с классикой, а в частности и с чеховским творчеством.Однако и эти «новые формы взаимодействия», несмотря на отсутствиеагрессивных приемов, не укладываются в рамки преемственности.Сознавая противоречивый характер разнообразных обращенийк Чехову, мы отказались от поиска чеховской традиции, сосредоточившисьна поиске чеховского интертекста. Под чеховским интертекстом в работепонимаются любые формы присутствия элементов чеховских произведенийв современной российской драматургии.
Опираясь на понятийный аппарати приемы анализа теории интертекстуальности, мы предприняли попыткуклассифицировать формы взаимодействия современных драматурговс произведениями А.П. Чехова.Актуальность исследования.Наше обращение к имени и творчеству Чехова вполнезакономерно: активное и непрекращающееся взаимодействие драматурговконца XX – начала XXI века с пьесами и рассказами классика само по себеобращает на себя внимание. Загадка популярности чеховского наследияу мирового читателя и зрителя привлекает все новых исследователей.Историко-функциональная ориентация целого ряда работ о Чеховепозволяет выделить это направление как одно из наиболее перспективных вчеховедении.
Так, традиционным в сборнике статей «Чеховиана»,зарекомендовавшем себя как надежный ориентир в науке о Чехове, сталраздел, посвященный взаимодействию современности с творчествомклассика, специфике этого межэпохального диалога.Большоевниманиеуделяетсявработесовременнымпроизведениям. Несмотря на ряд исследований в этой области, многие какинтересные произведения, так и парафразы чеховских пьес до сих пор неполучили научного осмысления и хотя бы беглого анализа. По-прежнемумало изучена степень влияния Чехова на «новую драму» (как течение), наотдельных талантливых драматургов.Степень изученности вопроса. Творчество А.П. Чехова давно иплодотворно изучалось и изучается зарубежными и отечественнымилитературоведами.Назовемлишьнекоторых:А.П. Скафтымов,З.С.
Паперный, А.П. Чудаков, В.Б. Катаев, Э.А. Полоцкая, И.Н. Сухих,А.В. Кубасов и др., чьи работы сформировали целую научную школу,задающую основные направления поиска. В.Б. Катаев развиваетинтертекстуальное, или контекстуальное, изучение наследия Чехова. Поиск«цитат» из мировой и отечественной классики у Чехова сегоднякачественно дополняется обратным – разысканием чеховского «следа»в мировой и отечественной литературе.Для нас особый интерес представляли выпуски «Чеховианы»: «Извека XX в XXI. Итоги и ожидания» (2007 г.), «Чехов: взгляд из XXI века»4(2011 г.), три тома, посвященные вершинным пьесам А.П.Чехова: «Полет"Чайки"» (2001), «"Три сестры" - 100 лет» (2002), «Звук лопнувшей струны:к 100-летию пьесы "Вишневый сад"» (2005).
В своей работе мы опиралисьна опубликованные в этих выпусках статьи, затрагивающие проблемуфункционирования творчества Чехова в литературе и культуре рубежа XX– XXI веков: «Чехов в XX веке: покорение планеты» В.Б. Катаева, «Чехов вXX веке: contra et pro» В.Е. Хализева, «Эхо "Вишневого сада" всовременной драматургии» В.В. Химич, «Чайка-Цапля-Ворона (Излитературной орнитологии XX века)» В.Б. Катаева, «…Счастье – это уделнаших далеких потомков»: От "Трех сестер" Чехова к "Трем девушкам вголубом" Петрушевской» и «Чеховский текст как претекст (Чехов – Пьецух- Буйда)» Е.Н. Петуховой.К проблеме функционирования творчества Чехова в XXI векеобращается В.Б.
Катаев в книге «Игра в осколки. Судьбы русской классикив эпоху постмодернизма», в отдельных главах книги «Чехов плюс…:Предшественники, современники, преемники» и в некоторых статьях.Можно назвать еще десятки работ, авторы которых комментируютчеховский интертекст в современной литературе. Тем не менее безпреувеличенияможносказать,чтопроблемавзаимодействиясовременности с Чеховым изучена в самой малой степени. В особенностиэто касается художественного материала 2000–2010-х гг.Научная новизна исследования заключается в переосмыслениинекоторыхзакономерностейтеорииинтертекстуальностии интертекстуального анализа; в привлечении к анализу ранее неизученных в этом ключе произведений современных российскихдраматургов; в систематизации стратегий их интертекстуальногообращения к творчеству Чехова.Объектом исследования стали преимущественно драматическиепроизведения периода с 1980-х по 2010-е гг., содержащие чеховскийинтертекст и являющиеся формой творческого переосмысления наследияклассика.
Это пьесы Л. Петрушевской, В. Сорокина, Б. Акунина,К. Костенко, Е. Греминой, А. Марданя, Ю. Дамскер, К. Драгунской,О. Зверлиной, Е. Рубиной, Н. Коляды, О. Мухиной.При отборе материала для исследования мы стремились создатьобъективную картину отечественного «дрампроцесса» последнеготридцатилетия. Для того чтобы выборка пьес была репрезентативной, мыподключили к анализу и те пьесы, которые еще не исследовались в этомключе, и те, которые уже привлекали внимание литературоведов.