Система субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Система субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
В целом позицию авторского субъекта Окуджавы поотношению к другим можно охарактеризовать как уважение к человеческойличности, независимо от ее масштаба, стремление понять другую точкузрения, доброта, скромность и отсутствие взгляда на «персонажей» своихстихотворений свысока. Окуджава – и от своего имени, и от имени ролевогосубъекта - способен выразить широчайший диапазон чувств: от добройиронии по отношению к королю, которому «королева мешок сухарейнасушила», до горького упрека царю от гончара – «от обид обалдевшего рабатвоего».
Самые близкие по духу к авторскому субъекту – «художники» идрузья, носители «арбатства, растворенного в крови». Говоря с другими«художниками» или о других художниках, Окуджава отступает в тень,выдвигая их на первый план; Он либо обращается к ним с просьбой(«Живописцы, окуните ваши кисти…», «Строитель, возведи мне дом…»),либо с благоговением наблюдает за ними:Продолжается музыка возле меня.Я играть не умею.Я слушаю только.Субъект «солдат» - биографически отражает одну из ипостасейОкуджавы, этап его жизненной биографии. В этом причина его близостиавторскому субъекту.
Субъект «солдат» служит концентром для обсужденияважного смыслового инварианта Окуджавы – нечеловечности войны (этотинвариант конкретизируется в оппозициях «жизнь – смерть», «любовь –смерть», многоплановом противопоставлении «свой – чужой»: чужие нетолько враги, чужие для солдата – те, кто посылает его на смерть).16Субъект «женщина» для Окуджавы – это не просто мать иливозлюбленная, это мерило чести и ценности мужчины.
Наконец, субъект«аристократ»,частотностькоторогосвязанасромантическиммироощущением Окуджавы, объединяется с автором на основе высокихдуховных стремлений. «Арбатство» приравнивается к «дворянству». Такимобразом, каждый из основных субъектов в системе субъектов лирикиОкуджавы не просто встает в определенные отношения с автором, в нем естьчастица автора.7)Дляпостроениясистемысубъектовлирическойпоэзиииспользуются номинации в позиции:а) обращения: Как бы ни были вы святы, как ни праведно житье, вы сума сошли, солдаты: это - дрянь, а не питье!б) субъекта или другого актанта основной или дополнительной,модусной или диктумной предикации: А за ним идет солдат не высок, небородат.
Он такому командиру и признателен, и рад.в) члена сравнительного оборота и относительного прилагательного ссубъектной основой: Я как последний юнкер безоружен, в лакейскую затеюзавлечен...Особой позицией является заголовочная (в названии стихотворенияили в первой строке) – ей посвящен отдельный параграф в главе 2.
Субъекты,появляющиеся в этой позиции, в стихотворении могут выступать какдиктумные (предмет описания автора) или как модусные (носители точкизрения).8) Отношения между субъектами проецируются на отношения междутеми временными и пространственными локусами, с которыми они связаны.Так, музыка и война, любовь и война не совместимы в одном пространствевремени.
Переходя в локус войны, солдат выполняет приказ, не имеющийконкретного адресанта: «Прощайся с ней, прощайся с ней!» и оставляет заспиной мать или любимую женщину. Женщина не может сопровождатьлюбимого в локус войны, так как это локус смерти, а женщина в поэтическом17мире Окуджавы несет жизнь. В военном локусе, конечно, возможна женщинавоенной профессии, например, медсестра. И ее появление оказываетволшебноевоздействие-пространствовойныисмертиперестаетсуществовать, заменяясь пространством любви и жизни. Смысловыеинварианты, связанные с данным типом субъекта (женщина – жизнь, любовь)оказываютсясильнее,чемизначальнозаданноевстихотворениипространство («Медсестра Мария»).9)Ключевыесвойствами,несубъектыОкуджавыуничтожимымиприобладаютперемещенияхинвариантнымивовремениипространстве.
Таковы благородство Короля, творческая сила Музыканта,«арбатство» самого поэта, даже выселенного с Арбата, и его друзей, даже вту эпоху, когда «правнуки забудут слово «двор». Женщина в поэзииОкуджавы может со временем утрачивать красоту и молодость, но еесвойство быть мерилом мужской жизни – постоянно.10) Тот факт, что каждый из ключевых субъектов поэзии Окуджавыобладаянабороморганизуетпеременныхвокругсебяивремяпостоянныхисмысловыхпространство,признаков,будучицентромстихотворения, и вступает в художественном мире Окуджавы в смысловыеотношения с другими субъектами, подтверждает наше исходное положение осистемности «каталога» субъектов, населяющих художественный мирОкуджавы.
Все это, в совокупности с разнообразием номинаций, которыедаетОкуджаваключевымсубъектамсвоейпоэзии,определяетхудожественную индивидуальность поэта и может служить основанием длясопоставления системы субъектов и смысловых инвариантов, связанных сними, у Окуджавы и других поэтов. При этом совпадения и несовпадениямогут обнаружиться:науровненаборасубъектов(тотилиинойсубъектможетприсутствовать/отсутствовать у Окуджавы или у сравниваемого поэта);на уровне значимости и отношений с другими субъектами (один и тотже субъект, присутствуя в системе у Окуджавы и сравниваемого поэта,18может у одного из авторов принадлежать к ключевым, а у другого заниматьскромное периферийное место);на уровне смысловых инвариантов, связанных с тем или инымсубъектом и со всеми ключевыми субъектами в целом (интересно было быпроверить, например, является ли женщина мерилом чести и ценности длямужчины в поэтическом мире других представителей авторской песни);на уровне номинаций (можно предположить, что не у всехпредставителей советской военной поэзии номинации ключевого субъекта«солдат» будут включать номинации «аристократического толка», как вромантически ориентированном поэтическом мире Окуджавы, и что далеконе у всех «военных поэтов» будут фигурировать в лирике бумажный иоловянный солдаты).Подобныесопоставленияоткрываютширокуюперспективулингвистического изучения русской и переводной поэзии.Основные положения диссертационного исследования отражены вследующих публикациях:1.ОЧжонХюн.Языковыесредствареализациитемыфотографии в поэзии Б.
Окуджавы и Д. Самойлова // ВестникРоссийскогоуниверситетадружбынародов.Серия«Русскийииностранные языки и методика их преподавания». 2011. № 3. С. 49-54.2.Сидорова М.Ю., О Чжон Хюн. Субъектная перспектива влирической поэзии // Вестник Московского университета. Серия 9:Филология. М., 2012, № 2.
С. 81-89.3.//О Чжон Хюн. Музыка – доминанта поэтики Б.Ш. ОкуджавыВестникЦентрамеждународногообразованияМосковскогогосударственного университета имени М.В. Ломоносова. Филология.Культурология. Педагогика. Методика. М., 2013, № 4. С. 103-106.4.О Чжон Хюн. Стихотворение Б. Окуджавы «Король»: субъект –время – пространство // Слово. Грамматика. Речь: Сборник научно-19методических статей по преподаванию РКИ, М.: Издательство Московскогоуниверситета, 2010.
Вып. XII. С. 196-204.5.O Чжон Хюн. Субъектная перспектива и стратегии автора встихотворении Б. Окуджавы «Король» // Материалы XVII Международнойконференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».Секция «Филология». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 132-134.6.O Чжон Хюн. Сопоставительный анализ стихотворений Б.Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину» и Д.Самойлова «Фотограф-любитель» // Материалы XVIII Международнойконференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».Секция «Филология».
М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 450-451.7.О Чжон Хюн. Музыка – доминанта поэтики Б.Ш. Окуджавы //Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподаваниярусского языка как иностранного: Материалы V Международной научнопрактической конференции, посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, 24–26 ноября 2011 г. М.: МАКС Пресс, 2011. С.
226.20.