Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Система субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы

Система субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы, страница 3

PDF-файл Система субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы, страница 3 Филология (32002): Диссертация - Аспирантура и докторантураСистема субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы: Филология - PDF, страница 3 (32002) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Система субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Можно применить к системе субъектов влирической поэзии конкретного автора ту же характеристику, которуюТезаурус (2009) дает системе персонажей в сюжетном произведении: как илюбая система, система субъектов лирической поэзии «характеризуетсячерез составляющие ее элементы (субъекты) и структуру – "относительноустойчивый способ (закон) связи элементов»3. Статус каждого субъектаопределяется с учетом того, что он является элементом системы, частьюцелого.Выявление системы субъектов в поэзии Окуджавы производится вработе с опорой на языковые средства их номинации и характеризации. В тоже время рассматривается устройство отдельных лирических стихотворенийс точки зрения того, какими особенностями обладает в них позиция субъектаи как вокруг этой субъектной позиции выстраивается фикциональный мир.Красовский В.Е. Система персонажей // Литература. М., 2002.Лингвокультурологический тезаурус М., 2009.

http://www.philol.msu.ru/~tezaurus3Там же.129Методом ручной выборки из стихотворений Окуджавы составленатаблица (приложение 2), в которой номинации субъектов распределены погруппам и по подгруппам. В качестве основных в системе субъектов в лирикеОкуджавы выступают: «солдат», «женщина», «художник», «аристократ»(король, дворянин…).Поскольку средоточием лирики является субъект автора, все субъекты,населяющие его художественный мир, с автором так или иначе соотносятся.Эта связь может строитьсяа) по принципу идентификации, или взаимного отражения, узнавания,(Моцарт и автор - художники, Ленька Королев и автор – солдаты);б)попринципусоположения,со-общения(автор–субъект«женщина»);в) по принципу сотворения -субъекты, являющиеся порождениемфантазии автора и населяющие вымышленный мир, в котором он «никогдане был» («В поход на чужую страну собирался король…»; «Бумажныйсолдат» и т.п.).

Важно, что и те и другие субъекты распределяются по рядуинвариантныхкатегорий,имеяобщиесмысловыепараметры(ср.«бумажного солдата» и «Леньку Королева», Моцарта и «живописцев» изстихотворения «Живописцы, окуните ваши кисти…).Выделенные нами группы субъектов образуют систему, вступаявнелинейные смысловые отношения в художественном мире Окуджавы. Этигруппы могут пересекаться, так что номинация субъекта в конкретномстихотворении попадает сразу в две категории. Например, Ленька Королев –субъект, принадлежащий к группам «солдат» и – метафорически –«аристократ» (король).

Комсомольская богиня – субъект, принадлежащийгруппам «женщина» и «солдат», объединяющий в себе их свойства.Субъект «художник» имеет принципиально иной ранг в отличие отостальных. Он стоит над всеми субъектами и шире над всеми человеческимисуществами, как бы является «командиром» над ними всеми. Именно онупорядочивает всех. Любой субъект, поднимаясь в ранг художника, тем10самым получает высокий ценностный статус: Все военные портняжки —золотые мастера. «Художник предстает перед нами неким сознаниемнародов, призванным противодействовать беспорядочности и распущенностиих инстинктов, а также находить в этой беспорядочности и распущенностисвидетельство их постоянных и реальных желаний.

Одним словом, он ихорганизует – что было бы невозможно, если бы сначала он их не принял. Иблагодаря следу, который он оставляет на земле, где жила, страдала,трудилась его раса, он остается ее главным и самым неопровержимымвестником»4.Каждый тип «художника» занимает в поэзии Окуджавы свое место, но,разумеется, по-особенному относится Окуджава к «поэту», именно с нимсоединяясь в авторском «мы»:Берегите нас, поэтов. Берегите нас.Остаются век, полвека, год, неделя, час,три минуты, две минуты, вовсе ничего...Берегите нас. И чтобы все — за одного.ИменнопоэтставитсяОкуджавойнапозицию«командира»,распорядителя, управляющего всеми образами и упорядочивающего иорганизующего их: «Поэт – и только поэт, если даровать этот титул и тем,кто посвящает свою силу идеям или деяниям, – находит аналогии,выстраивает лестницу ценностей и открывает пути, ведущие к единству»5.Именно поэту свойственна «творческая сила, которая пронизывает еестремлением к единодушному лирическому порядку»6.В главе 2 рассматриваются конкретные стихотворения, в которыхвыступают 4 основных типа субъектов поэзии Окуджавы (аристократ,солдат, художник, женщина), анализируется их регистровая композиция истилистические особенности, организация пространства и времени вокругуказанных внутритекстовых субъектов, и отмечаются специфичные и4Эли Фор.

Дух форм / Пер. с франц. и послесл. А.В. Шестакова. СПб., 2001. С. 95.Там же. С. 204.6Там же. С. 123-124.511инвариантные смыслы, связанные с этими субъектами в художественноммире Окуджавы. Подробному рассмотрению подвергаются стихотворения«Король», «Приезжая семья фотографируется на фоне памятника Пушкину»(«На фоне Пушкина снимается семейство…»), «Голубой шарик» («Женщинаплачет…»), «Музыкант в лесу под деревом…», «Дерзость, или разговорперед боем» и др.В Заключении подводятся общие итоги проведенного исследования.Результаты исследования подтвердили исходно выдвинутое положениео том, что творчество любого поэта представляет собой единый поэтическиймир, основными характеристиками которого являются, как в любомреальном или вымышленном мире – позиция субъекта и организованныеэтой позицией время и пространство.

Анализ системы субъектов в лирике Б.Окуджавы и ее реализации в отдельных стихотворениях позволил сделатьследующие выводы.1) В филологической литературе, посвященной лирической поэзии,акцентируется ее моносубъектность, наличие единого авторского сознаниякак «центра, вокруг которого вращается этот мир» (Ф. Ницше). В то же времясуществует немало работ, посвященных коммуникативной структуре лирики,ее диалогичности и обнаруживающих разные типы отношения автора ичитателя, автора и других внутритекстовых субъектов в пределах одногостихотворения.

Направление исследования, предложенное в нашей работе,позволяет объединить оба подхода, поскольку, с одной стороны, системнорассматриваются все субъекты, присутствующие в стихотворениях поэта, сдругой – из анализа системы субъектов и организованных вокруг нихвремени и пространства извлекаются смысловые инварианты – «любимыеидеи» (по Жолковскому и Щеглову) поэта и моделируется его поэтическиймир.2) Выступая как организующий центр лирического стихотворения,автор не только сам выполняет отбор и соположение языковых единиц дляреализации своего замысла.

Он может делать центром стихотворения другого12субъекта, организуя вокруг него время и пространство. Таким образом, весьвымышленный мир стихотворения выстраивается вокруг данного субъекта.Окуджава, как правило, дает картины этого мира в репродуктивном регистре(«здесь и сейчас» субъекта автора или другого внутритекстового субъекта), азатем, используя разные языковые средства, выводит частную «зарисовку снатуры» на уровень высокого обобщения. Это показано в диссертации, вчастности, на примере стихотворений «Музыкант в лесу под деревом…» и«Голубой шарик». То же самое можно наблюдать во многих другихпроизведениях Окуджавы («Ваше Величество, Женщина», «Я пишуисторический роман» и др.).

Отсюда вырастает первый инвариантпоэтического мира Окуджавы – единство конкретного, мимолетного иосязаемого мира и мира вечного, высокого, духовного. Шагнуть изпервого во второй может любой человек, если он захочет подняться надсиюминутностью и суетой. Но взлетая (например, в творческом илилюбовном порыве), поднимаясь, выходя в высокие пространства и проникаяв вечное течение времени, человек не должен забывать о своей человеческойсущности. Подъем над «мелочностью» не означает презрения к «мелочам».Не случайно любимый субъект-художник Окуджавы – Моцарт, а пишущийисторический роман лирический герой воображает себя всего лишь«поручиком в отставке». Не случайно автор сливается с семейством,фотографирующимся на фоне Пушкина, в конце стихотворения, отказавшисьот принятого в начале взгляде на своих персонажей свысока.В качестве квинтэссенции этого инвариантного смысла можнорассматриватьстихотворение«Голубойрепродуктивной «картинки»:Голубой человек в перчатках,в красной шапочке смешнойподнимается по лестнице,говорит: – Иду домой.13человек»,начинающеесясНо этот смешной человечек, которого невидимые собеседники то идело окликают: «Ты куда, куда, несчастный?» или «Сумасшедший, вон твойдом!», «он у неба на виду».

Он даже выше неба и земли, он – на уровнемироздания:Вот растаяло и небо –мирозданья тишь да мрак,ничего почти не видно,и земля-то вся – с кулак.Не обращая внимание на окрики: «Эй, заблудишься, заблудишься!,«голубой человек» (значимость для Окуджавы этого цвета обсуждается впараграфе, посвященном стихотворению «Голубой шарик») поднимается всевыше. Но Окуджава не позволяет «взлетающему» никакой высокопарности,никакого пафоса, нарочито снижая стиль в последних строчках (всезнаменательные слова – сниженно-разговорные):Он карабкается, бормочет:- Не порите ерунды!..3) Это соположение разностилевых элементов в пределах одногостихотворения, одной строфы, одной строчки является, в дополнение крегистровойкомпозиции,вторымважнейшимсредствомязыковоговоплощения указанного смыслового инварианта.

Стилистический факторвступает во взаимодействие с композиционным. В стихотворении «Приезжаясемья фотографируется на фоне памятника Пушкину» («На фоне Пушкинаснимается семейство…) это стилистическое соположение высокого иповседневного проявляется в контрасте названия и первой строчки ипроходит через весь текст. В стихотворении «Дерзость, или разговор передбоем» переключение стилистических средств в репликах лейтенанта игенерала по ходу их разговора помогает понять сложность взаимоотношениймежду разными категориями «солдат»: тех, кто посылает на смерть, и тех,кто идет на смерть.144) Ключевые субъекты поэзии Окуджавы – «солдат», «аристократ»,«женщина» и «художник» выполняют инвариантную роль по отношению ккатегориям времени и пространства. Они, с одной стороны, обладаютосязаемой конкретностью, существуют «здесь и сейчас», обретая значимостьдля сиюминутного восприятия и лирического переживания поэта (для этойцели используется репродуктивный регистр).

С другой стороны, этисубъекты осуществляют связь времен и пространств. Их ипостаси (прошлое –настоящее – будущее) становятся предметом лирического переживания. Они«перемещаются» по желанию автора в любое реальное или вымышленноевремя и пространство, принося в него инвариантные идеи, с ними связанные:благородство, жизнь и смерть, любовь, творчество. В качестве языковогообеспечения этой способности ключевых субъектов поэзии Окуджавывыступают локативные и темпоральные локализаторы, темпоральныеприлагательныетипавечныйиихпроизводные,неопределенныеместоимения и наречия типа какой-то, один, где-то.5)ПоэзияОкуджавыполисубъектнанетольковцелом.Полисубъектностью характеризуется большинство его стихотворений, чтонаходит отражение в их диалогичности. Эта диалогичность имеет разныеформы:а) диалог автора с читателем – «Песенка о малярах», «Союз друзей» идр.;б) диалог автора с внутритекстовым субъектом (субъектами) – «ВашеВеличество, Женщина», «Песенка о Моцарте», «Живописцы, окуните вашикисти» и др.;в) диалог между внутритекстовыми субъектами - «Дерзость, илиразговор перед боем», «Дежурный по апрелю».6) Для авторского субъекта в поэзии Окуджавы возможны разныепозиции по отношению к другим текстовым субъектам:а) идентификация или взаимное отражение, узнавание, (Моцарт и автор- художники, Ленька Королев и автор – солдаты);15б) соположение, со-общение (автор – субъект «женщина»);в) сотворение - субъекты, являющиеся порождением фантазии автораи населяющие вымышленный мир, в котором он «никогда не был» («В походна чужую страну собирался король…»; «Бумажный солдат» и т.п.).Не типична для Окуджавы позиция полного отрицания, неприятиядругого текстового субъекта – она встречается крайне редко, например, поотношению к Сталину.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5250
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее