Система субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Система субъектов и языковые средства её реализации в поэзии Булата Окуджавы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Основные положения и отдельные выводыдиссертации излагались в докладах на XVI, XVII и XVIII Международныхконференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»(секция «Филология», 2009, 2010, 2011 гг.), V Международной научно4практической конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспектыизучения в целях преподавания русского языка как иностранного» (МоскваМГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 2011).По теме диссертации опубликовано семь научных работ, в том числечетыре статьи (из них три в изданиях, рекомендованных ВАК РФ) и тезисытрёх докладов.Структура диссертации.
Исследование состоит из введения, двухглав, заключения, библиографии и двух приложений.Во Введении описываются теоретические и методологические основыдиссертации, ее объект и предмет, а также материал исследования,определяются цель и задачи исследования, обосновываются актуальность,научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, описанаструктура диссертации.Глава1содержиттеоретическуюбазуисследования.Внейобосновывается важность категории субъекта для определения спецификихудожественной литературы и в ее пределах – лирической поэзии;обсуждается внешняя и внутренняя субъектная структура художественноготекста; анализируются продуктивные подходы к изучению художественноготекста «от читателя» и «от автора», используемые в современной русскойлингвистике; рассматриваются понятия художественный (поэтический) мири смысловые инварианты. Кроме того, в главе 1 дается краткий обзорлингвистическихилитературоведческихисследованийтворчестваОкуджавы, релевантных для данной диссертации.Глава2посвященалингвистическомуанализуотдельныхстихотворений Б.
Окуджавы с опорой на позицию субъекта, выявлению ролисубъекта в «селекции и комбинации» языковых средств для организациипространства и времени в стихотворениях; созданию типологии субъектов,вокруг которых – как модусных и диктумных - строится художественныймир Окуджавы; и наконец, определению инвариантов поэтического мираОкуджавы, связанных с системой субъектов его лирики.5Заключение содержит изложение выводов работы и перспективисследования.Список литературы даёт библиографическое описание цитируемых вработе источников. В приложении 1 приводится список заглавий изаглавных строчек стихотворений Б.Ш.
Окуджавы, содержащих именасубъектов, в приложении 2 в табличном виде представлена системасубъектов в поэзии Б. Окуджавы.Содержание работыОбщим местом современных лингвистических исследований текстаявляетсяутверждениенеобходимостиучетатипатекстаприеголингвистическом анализе. В связи с этим первые параграфы главы 1«Теоретические основания лингвистического анализа поэтическоготекста»посвященырассмотрениюхудожественных текстов и ýже спецификуееизучения.Этаважнейшихособенностейлирической поэзии, обуславливающихспецификасостоитпреждевсеговфикциональности содержания, в связи с чем рассматриваются понятиявымышленного, фикционального, художественного и поэтического мира ироль субъекта в этих мирах.
Понятия художественный и поэтический мир,понимаемые как тождественные, являются для реферируемой диссертациибазовыми. Поэтический (художественный) мир – эстетический конструкт,состоящий «из инвариантов, то есть абстракций, реализуемых по-разному науровне конкретных текстов» (А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов). И на уровнеотдельногопроизведения,инауровневсеготворчестваавторахудожественному миру присуща целостность и системность, что былодоказательнопродемонстрировановработахтакихразныхпоисследовательским концепциям филологов, как Д.С.
Лихачев (традиционнаяпоэтика) и А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов (структурная поэтика).Вкачестве наиболее общих принципов построения художественного мираписателя выступают смысловые инварианты («любимые идеи», «постоянные6темы»). Смысл в данном случае понимается широко: среди инвариантовавторамогутбытьнетолькособственнотемы,ноархисюжеты,архипредметы и архиперсонажи.Моделирование целостного и системного художественного мира поэтатребует каркаса, «скелета», на который будут наращиваться плоть и кровьхудожественной реальности.
В данной работе в качестве такого каркасаиспользуется система субъектов поэзии Окуджавы: текстовый субъект(субъекты)ставятся в центр этого мира, и вокруг них организуютсяпространство и время. Каждый тип субъекта (солдат, художник, женщина,аристократ и т.п.) в конкретном стихотворении Окуджавы задает особыепространственно-временныекоординаты,всистемекоторыхавторразмещает не только этого субъекта (война – мир, прошлое – настоящее –будущее, жизнь – смерть, миг – вечность, конкретное место – вся земля мироздание и т.п.), но и себя.
В то же время основные типы субъектов уОкуджавы связаны со смысловыми инвариантами его творчества.ПочвадлясубъектногоанализапоэзииОкуджавысоздаетсярассмотрением в главе 1 таких вопросов, как «образ автора», идиостиль ипоэтическийсубъектные(художественный)отношениякоммуникативнаямиравтора;художественногорамка«автор–внешниетекстаивнутренние(интертекстуальность,читатель»,отношениямеждувнутритекстовыми субъектами); природа лирической поэзии и субъект какособая позиция в лирике. Сопоставление различных точек зрения налирическую поэзию как «самый субъективный» вид искусства даетоснования полагать, что утверждения о «доминировании в структуре текста[лирического«говорящего»»стихотворения](И.А.одной-единственнойБескровная)неявляютсяточкивполнезрения–точными.Субъективность лирики не обозначает ее моносубъектности, о чем говорятмногие филологические исследования, посвященные диалогической иролевой лирике.7Поскольку время и пространство и в реальном мире являются«функциями» от субъекта, неудивительно, что в художественном мире,организованном точкой зрения автора и других внутритекстовых субъектов,категории пространства и времени неотделимы от позиции субъекта.
Изимеющихся концепций организации пространства-времени в поэтическомтексте наиболее продуктивны для задач реферируемой диссертацииконцепция О.Г. Ревзиной (три типа денотативных пространств) и М.Ю.Сидоровой (концептуализация времени в лирической поэзии). В качествеобщей теории, позволяющей соединить субъект, время, пространство ивоплощающие их языковые средства в комплексном лингвистическоманализе текста (от конкретных языковых единиц до гипотезы о замыслеавтора),выступаеткоммуникативно-функциональнаяграмматикаГ.А.Золотовой, прежде всего система коммуникативных регистров (Г.А.Золотова) и субъектная перспектива текста (Н.К. Онипенко).В заключительном параграфе первой главы «Поэзия Б.
Окуджавы какобъект литературоведческого и лингвистического анализа» дается краткийобзор наиболее интересных результатов изучения поэзии Б. Окуджавы вроссийской филологии. Несмотря на то, что в ряде исследований выявляются«интегрирующие топосы», или «метакомпоненты», или основные образыпоэзии Окуджавы, вопрос о моделировании его поэтического мира вокругсистемы субъектов и вообще – о построении системы субъектов поэзииОкуджавы еще не ставился.Егопостановкеирешениюнаосновеанализаконкретныхстихотворений Окуджавы посвящена вторая глава диссертации «Системасубъектов и смысловые инварианты в поэзии Б. Окуджавы».
В ее началелингвистический аппарат анализа соотносится с литературоведческим ивводится понятие системы субъектов в лирической поэзии по аналогии ссистемой персонажей в художественной прозе.Традиционновлитературоведенииприанализесюжетныхпроизведений используется понятие «система персонажей»: «Система8персонажей — взаимоотношения, сюжетные и смысловые взаимосвязимежду персонажами, одна из важных сторон композиции эпических,драматургических и лиро-эпических произведений»1. «Статус персонажа тотили иной образ получает именно как элемент системы, часть целого…»2.Прирассмотрениилирическихпроизведений,гдеотсутствуетсюжетность и система персонажей, используют термины «лирический герой»(см.
далее), «лирический субъект», говорят также о типологии лирическихсубъектов, однако неизвестны работы, в которых бы ставился вопрос осистеме субъектов в лирической поэзии какого-либо автора. В диссертациидемонстрируется, что постановка такого вопроса правомерна и актуальна исогласуется с концепцией «инвариантов» Жолковского и Щеглова, придаваясистемность ее применению.При таком подходе лирическая поэзия данного автора осмысляется какединый текст, а система субъектов в нем включает всех субъектов (модусныхи диктумных), которые функционируют в художественном мире поэта, иотношения между ними.