Отзыв ведущей организации (сост. Коваленко А. Г.) (Проблема национального самосознания в творчестве В. Г. Распутина)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации (сост. Коваленко А. Г.)" внутри архива находится в следующих папках: Проблема национального самосознания в творчестве В. Г. Распутина, документы. PDF-файл из архива "Проблема национального самосознания в творчестве В. Г. Распутина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Утверждаю о диссертации Ма Своди Я Проблема национального самосознания в творчестве В,Г. Распутина», представленной на соискание ученой степени кзнДНДэтз филолОгических наук ПО специальности Русская литература ХО.О1.ОХ. Актуальность темы диссертации обусловлен важностью главного вопроса, затронуто~о В ней, Сейчас много говорят и пишу~ О национальноЙ идентичности, и работа Ма Сяоди Вносит несомненный Вклад в углубление и уточнение различных аспектов этого вопроса, Ма Сяоди подводит черту под многочисленными трудами о творчестве Валентина Рзспугина, обобщает результаты обширного списка работ по этой теме, не ПРОХОДЯ мимо ни ОДНОЙ, Даже неэнзчительнОЙ публикации, Де~~~~~о проан~~~~~рова~ы наиб~~~~ известные труды — В.
Курбатова, Н. Котенкова, Н.С. Тендитник, И Панкеева, В, Липина. Обзор литературы о хуДОжнике слова НОсит творческий характер> нз ОснОвании переработанногО материала Делаются самостоятельные и серьезные ВыВОДы. Нельзя не согласится с тем, что при всем многообразии и значительном количестве работ„«проблема национального самосознанию> все еще требует серьезной разработки. Обращает на себя внйманйе междйсцйплйнарная компОйейта исследования.
Литературоведение здесь идет рука об руку с философским постижением вопроса о самосознании. Такая двуединая задача потребовала серьезной опоры на философские труды Н. Бердяева, И, Ильина, В. Соловьева, С, Трубецкого, Исследователь таким образом подтверждает мысль о том, что художественная литература„й пройзведенйя В. Распутина В частностй, являются воплощенной в образах философией русского сознания. Ма Своди размыщляет о том, что именно литература, в частности «деревенская проза», Вышли на бытййный уровень ПОстиженйя реальйости.
В деревенс~оЙ прозе русская жизнь, облеченная в плоть художественных образов, стала подлинным философским постижением русской идентичности, Автор диссертации подробно останавливается на отдельных аспектах нациОнальнОго самосознания, выДеляя В нем главное, Стержневым ПОнятием явления является идея «соборности». Отмечается, что именно мысль о собОрнОстй стала ИДВОЛОгическйм фунДаментом произвеДенйй В, Распутйна. Здесь следует отметить„что «соборность» как «единство во множестве» наш~~ свое ра~нообра~~~е Воплощенйе у р~з~~~ ~р~д~тав~~елеЙ «деревенской прозы».
В связи с зтим небезынтересно было бы указать не только на сходство, но на различия в воплощения зтой идей в творчестве В. Распутина, В. Белова, В. Астафьева. Это несомненно обогатило бы работу, создав рельефный фон для решейия ~сследовательс~оЙ зада~~. Также, говоря об идее соборности, вряд ли было бы точно представлять йсключительйо В йдеальном ~в~~в. Распутйн йе то~~~о соборности„но он стал также и диагностом ее кризиса и ее несостоятельности В сОВременнОм жизненнОМ пространстве.
ТО же самое наблюДалОсь и Василия Белова. Обьяснение ВнутреннеГО противоречия, которое сВОДится к разрыВу нрааственнОГО идеала и жесткоЙ реальности, несОмненнО способствовало бы углублению концептуальной значимости диссертации Ма Сяоди. Поиск истоков того кризиса, который охватил современное общество, стал причиной обращения писателей деревенской прозы к поиску утраченных идеалов, к воскреаению исходных принципов„в том числе и соборности. Чрезвычайно Важным представляется В диссертации Описание и ~ис~е~~т~зац~я при~ципов художественноЙ позтики, способствовавшей Воплощению идеи русской иден~и~нос~и в произведениях Распу~~на. Ма СЯОДИ СВОДит хуДОжественную Систему В,Распутина к трем Основным аспектам — диалОГизму, релиГиознОсти и фОльклору.
ДиалОГ понимается здесь и В узком смь~сле, как разговор персо~~жей, при~адле~ащих к разным по~оле~~ям, и 6 адамо~ о~ироком — как по~~ма~не ВзаимодеЙСТВ~Л Соз~аний В русле у~ен~я М.М.Бахтина, как тОтальная жизненная полифОния, В кОтОрОЙ участ6ует М~~~ес~во Голосов. Кстати, если рассматривать соборность„о ~~~~рой гола речь Выше, именнО пОд этим уГлом зрения, то пОследнее предсталО бы как явле~~~ еще более Глубокое и многоаспектное.
Ма Сяоди касается и вопроса О религиозности В, Распу~ина, Отмечая, в ~аст~ости, ~аличие В его произведения~ «христианскОЙ, православ~оЙ культурной традиции», Трудно не согласиться с тем, что русскому человеку, чаОО не знающему теОретико"доГматических ОснОВ христианства, тем не ~енее свойственна Способ~ость «жить В хриоианских координатах». В, Распутин — Вьгразитель нароДИОГО праВОславия в русском характере. ЕГО 6ыявлению спОсобствуют хуДОжественная символика, траГеДийный сюжет, лиризм, худОжественная зсхатолОГия„дидактизм.
МНОГО места в Диссертации ОтвОДится анализу мифОПОзтическОГО и фОльклОрнОГО злементОВ. Отмечено, что, испОльзуя фольклОрную традицию, писатель обращается к исторической памяти народа. Эта традиция входит В мир Распутина нз разных уровнях художественной фОрмы — жанра, стиля, ПОЗТИКИ В ЦЕЛОМ. Автор о~мечает в качестве Основополагающего фактора Формообразования близость автора к своим персонажам. Стремление быть сопричастным своим героям рождает особый стиль, в котором литературная речь насыщается диалектизмами, пословицами, поговорками, народной этимологией, Подчеркивается, что важную роль в выявлении специфики народного понимания и народного этического кодекса играет использование писателем Описания верований, обычаев, ритуалов, Все зто, как пишет автор диссертации, способствует созданию непротиворечивого идеализированного образа крестьянской вселенной, где все элементы и части находятся в гармоническом единстве, Как указывает диссертант, такая непротиворечивая модель крестьянского мира Распутина с наибольшей полнотой выражена в повести а Прощание с Матерой в, Идеальная крестьянская Вселенная становится жертвой «нового мира», этические идеалы которого враждебны народному пониманию жизни.
В диссертации показано, как создается мифопоэтика Распутина, в ее созидании принимают участие архетипические образы дома, земли, воды, огня, воздуха. Анализ этих составляющих занимает значительное место во второй главе диссертации. Наконец, третья глава, посвящена важному вопросу о том, как читают и изучают произведения Распутина В Китае, Автор приводит обор основных публикации писателя на китайском языке, анализирует работы литературоведов, посвященных современной русской прозе. В заключение отзыва следует Отме~ить, что работа Ма Сяоди выполнена на высоком научном уровне. Она имеет важное значение для изучения распространения русской литературы в Китае.
Задачи исследОвания выполнены полностькк Автореферат и опубликованные статьи содержат все основные положений текста диссертации. Научно-квалификационная работа о диссертации Ма Своди а Проблема национальното самосоананил в ~в~р~ес~ве В.Г. Распутина» соответс~вуе~ требованилм, наложенным в и, 9 Положений ВАК Российс~оЙ федерации от 2ОХЗ тода, а ее а~тор ааслуживает присуждений ученой степени кандидата филолотическик наук по специальностям 1О.ОРОХ Русскай литера~ура, Отвыв составлен доктором филолосическик наук, профессором А.Г. Коваленко, заслушан и утвержден на заседании кафедры русской и аарубежной литературы филолотическото факультета РУДН 26 февралй 2015 г., протокол Ив 7.
.В."- . Барабаш 'У А.Г. Коваленко .