Диссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация), страница 5

PDF-файл Диссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация), страница 5 Филология (31737): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация) - PDF, страница 5 (31737) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация". PDF-файл из архива "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Эксперименты для него не характерны. Надсон –поэт классической русской силлабо-тоники, которая под его пером приобретаетсвои отточенные формы. Он тяготеет к использованию длинных стихотворныхразмеров. Рифма Надсона традиционна: он предпочитает рифмы точные,грамматически однородные.212) Поэтический стиль Надсона основывается на «среднепоэтическом языке»второй половины XIX века, в котором поэт сумел найти «золотую середину»между слова-сигналами гражданской поэзии и поэзии «чистого искусства». Вчисло излюбленных им стилистических приемов входят антитеза, аллегория,эпитет, метафора, анафора, диалогичность и «обращенность».3) «Поэзия мысли» Надсона сосредоточена вокруг оппозиции Жизнь –Смерть, что позволяет увидеть в его поэзии экзистенциальную составляющую.Основной жанровой формой для воплощения этой темы становится элегия.4) Надсон и П.

Якубович представляют в границах одного поколения дваразличных художественных и общественных типа – активный и созерцательный.Если у Надсона страстная жажда подвига и сознание полного бессилия былисвязаны с психологией «лишнего человека», то этот же комплекс переживанийЯкубовичем был разрешен в плоскости практической – в политической борьбе.Образ героической личности в гражданской поэзии Надсона связывается сфигурами русских писателей (Ф.М. Достоевского и А.И. Герцена) и складываетсявскрещеньеполярныхтрадиций–христианскойиромантической(«наполеоновской»).5) Образными воплощениями поэтического вдохновения в произведенияхНадсонастановятсяМуза,умершаявозлюбленная,«мрачныйгений»,Мефистофель. Образ Музы имеет у Надсона демонические черты. Поэтподключается здесь к романтической теме «мой демон», развивая мотив«соблазна».6) Центром любовной лирики Надсона является несобранный цикл,посвящённый Н.

Дешевовой. Основной сюжетной ситуацией «дешевовского»цикла оказывается «любовь к мертвой возлюбленной», а его пафосом – «духовноенекрофильство».7) В стихах о природе выделяются идейно-образные оппозиции «Север –Юг» и «Ночь – День». «Ночная» поэзия Надсона является частью «ночной»поэзии русского романтизма и «петербургского текста» русской литературы.228) Для стихотворений Надсона о детях характерны мотивы взросления,раннего одиночества, отчуждения, тоски по матери.

Собственное раннеесиротство и нелегкое детство обусловили особый ракурс в этих стихах: поэтобращает внимание прежде всего на «странных» детей: рано повзрослевших,одиноких «романтиков» или же детей некрасивых (цикл о «дурнушке»).9) Надсон оказал существенное тематическое и стилистическое воздействиена так называемых «пролетарских» поэтов рубежа XIX–XX вв.

В особенностиблизки им оказались автобиографизм Надсона, трактовка им темы назначенияискусства, мотивы борьбы и протеста с соответствующим репертуаром «словсигналов», социальный ракурс подачи темы природы, а также «украшающие»цветовые эпитеты.Структура диссертационного исследования определяется его целью,задачами и предметом.

Основной текст диссертации состоит из Введения, трехглав и Заключения, а также Списка использованной литературы. Логикарасположения глав основана на том, что сначала внимание обращено натехническую сторону стиха; затем рассматривается стиль поэта в широком иузком его понимании; после этого комплексно исследуются основные темы имотивы, сюжетные ситуации, несобранные цикли, интертексты и слова-сигналылирики Надсона, а также влияние его стиля на творчество ряда пролетарскихпоэтов. Завершается диссертация двумя Приложениями: 1) Словарём концевыхрифм С.Я. Надсона с сопроводительной статьей, 2) Словарём внутренних рифм.Апробация работы. Материалы диссертации апробировались в научныхпубликациях,рекомендованныхВАК,публикацияхРИНЦ,атакженаконференциях: «XLII Международной филологическая конференция СПГУ»(2013), VIII Международной научно-практической конференции «EUROPEANRESEARCH» (Пенза, 2017), «Филология поэзии.

Поэзия филологии» (МГУ, 2017).Всего по теме диссертации опубликовано шесть работ.23ГЛАВА IМЕТРИКА С.Я. НАДСОНАПеред тем как приступить непосредственно к обзору метрическихособенностей поэзии С. Я. Надсона, скажем несколько слов о принятых всовременном стиховедении способах описания стиха. Наиболее полнымвариантом описания системы стихосложения поэта является метрическийсправочник: это алфавитный перечень по возможности всех известных егостихотворений с указанием их метра (стихотворного размера), конфигурации ивидов рифм, строфы, особенностей графики, отклонений от схем метра, строфы ирифмовки, количества стихов (строк), а также с нестиховой информацией (датапроизведения, жанр, источник текста и т.

п.). В русском стиховедении, начиная с«МетрическогосправочникакстихотворенияА. С. Пушкина»(1934)Н. В. Лапшиной, И. К. Романовича и Б. И. Ярхо, к такому чисто описательномуперечню добавляется статистический анализ метрики, строфики, особенностейритмики и рифмы, представленный в виде таблиц с комментариями ификсирующий не только все наследие поэта en masse (в синхронии), но ипрослеживающий изменение пропорций размеров и строф во времени (вдиахронии).

Статистическое описание версификации отдельных поэтов имеетисторико-литературное значение: данные по нескольким поэтам эпохи даютпредставление о предпочитаемых и пренебрегаемых стиховых формах этой эпохи,на фоне которой точнее и явственнее проступают индивидуальные особенностистиха отдельных авторов. Чем больше индивидуальных стиховых систем будетописано статистическим образом, тем более точными будут наши представленияо стиховых тенденциях того или иного времени, об эволюции русского стихавообще и о месте того или иного поэта на исторической кривой.Для того, чтобы сделать результаты, добываемые разными исследователями,сопоставимыми, в середине 1970-х годов М.

Л. Гаспаровым, М. Ю. Лотманом иколлегамибыларазработанаинструкцияпосоставлениюметрических24справочников54.Работы,выполненныесориентиромнапредложенныерекомендации, были собраны в сборнике «Русское стихосложение XIX века»(1979). Это издание и справочники, напечатанные там, послужили ориентиромдля стиховедов последующих поколений. С развитием компьютерной техники ипрограммирования появилась возможность автоматизировать подсчет, расширитьматериал, собирать его в гигантских базах данных и даже предоставить машинеопределятьметрыкомпьютерныхтехнологийМ. Л. Гаспаровым,Петербургскогосамостоятельно.явилсяУсовершенствованиемметодикипроектуниверситетаописаниягруппыстиха,исследователейЕ.

В. Хворостьяновой,сучетомпредложеннойизСанкт-К. Ю. Тверьянович,Е. С. Лалетиной и др., которые анонсировали создание программы для сбора всейстиховой и релевантной внетекстовой информации о произведении и дляпоследующей автоматической обработки внесенных исследователем данных55.Важнейшим вкладом этих ученых в сравнительно-статистическое описаниерусского стиха стал сборник «Петербургская стихотворная культура» и рядработ56.Параллельно, с 2006 г., в Институте русского языка РАН шла работа надсозданием поэтического подкорпуса национального корпуса русского языка(НКРЯ). Все тексты там сопровождаются в числе прочего и стиховедческойинформацией, а для этого они размечаются по отдельным стиховым признакам.Корпус позволяет находить стихотворения по заданным параметрам метрики,ритмики, рифмы и строфики, одному или сразу нескольким, тем самым он вомногом решает проблему автоматизации подсчетов различных стиховых формдля одного или нескольких авторов. Сейчас в НКРЯ представлены стихотворения54См.: [М.

Л. Гаспаров.] От редакции // Русское стихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфикерусских поэтов. М.: Наука, 1979. С. 3–13.55См.: Хворостьянова Е. В., Тверьянович К. Ю. Инструкция к составлению метрико-строфическихсправочников по произведениям русских поэтов XVIII–XX вв. // Петербургская стихотворная культура:Материалы по метрике, строфике и ритмике петербургских поэтов. СПб., 2008. С. 11–63; А. В. Нестеров,О. С. Лалетина, К. Ю. Тверьянович, Е. В. Хворостьянова.

Исследовательская и обучающая электронная базаданных по метрико-строфическому репертуару русской поэзии XVIII—XXI вв. (Проблемы разработки, результатыи перспективы) // Poetry and Poetics. A Centennial TributetoKiril Taranovsky, Edited by Barry P. Scherr, James Bailey,Vida T. Johnson, Bloomington, Indiana: Slavica, 2015. P. 273—287.56См.: Петербургская стихотворная культура: Материалы по метрике, строфике и ритмике петербургскихпоэтов. СПб., 2008; О. С. Лалетина, Е. В. Хворостьянова.

Метрика и строфика М. В. Ломоносова // Там же. С. 64–122; К. Тверьянович. Поэтика Бенедикта Лившица. Система стиха. СПб: Симпозиум, 2008.25Надсона в максимальном объеме, по изданию из серии «Библиотека поэта»(2001). Таким образом, создатели поэтического корпуса фактически изготовилиметрический справочник к стихотворениям Надсона как таковой, как они этоделают для всех других поэтов, помещенных в этот ресурс. Любой пользовательинтернета в настоящий момент может, находясь на странице НКРЯ, задатьподкорпус стихотворений Надсона и далее вывести на экран информацию, в томчисле и стиховедческую, о любом из его текстов.Нашей целью в данной главе является статистический обзор метрики иразбор наиболее характерных или необычных версификационных приемовНадсона. Материалом для исследования послужило то же издание стихотворенийНадсона, которое легко в основу его подкорпуса в НКРЯ.

Справочники,собранные в книге 1979 г., а также в недавних изданиях группы петербургскихстиховедов являются для нас лишь ориентирами в работе. Наша задача – невсестороннееописаниестихаНадсона,какэтопредполагаетсяввышеперечисленных изданиях и руководствах, а первый подступ к описанию егометрики, который должен дать представление об основных пропорциях размеров,об особенностях обращения с отдельными метрами, об излюбленных иотвергаемых метрических формах. Поскольку метрический справочник кпроизведениям Надсона уже фактически создан в НКРЯ, мы решили, преждевсего, перепроверить содержащиеся там сведения, чтобы основывать свойподсчет на более надежных данных.Данные корпуса заведомо нуждаются в проверке потому, что, во-первых,стиховедческая разметка там проводится, по большей части, вручную. Дело нестолько в том, что некоторые стихотворные размеры могут быть определенысоздателями НКРЯ ошибочно, сколько в наличии текстов с неоднозначнойметрической интерпретацией.

Во-вторых, для целого ряда форм создателикорпуса применяют либо новые, либо неточные или недетализированныеобозначения, которые необходимо былосоотнести с более привычнойтерминологией, использованной в хрестоматийных трудах М. Л. Гаспарова и егопоследователей, прежде всего, в статистических обзорах русского стиха.26Приведем все расхождения между определениями метра в корпусе и нашейинтерпретацией, а затем прокомментируем их57.НазваниеНКРЯнаши данные58«Прочтя только что твое Я4(1), усеченная строка , 17 Я4, 16 строкпосланье...» (1883)строк59«Царевна Софья» (1880)Я5(4,6)Я5 (3 строки Я6, Я4 нет)«Весна, весна идет!.. Как Я6(4,5)Явожила с весною...» (1886)«Сегодня как-то я особенно Я6(2,4,5)Явустал...» (1883)«Июль» (1886)Я5(2)Ярз«Мы были молоды -- и я, и Я6(4)Я6 пмф Явмысль моя...» (1884)В альбом («Мы - как два Я6(4)Я6 пмф Явпоезда...», 1881)Отрывок(«Ложились Я6(4,5)Я6 пмф Явсумерки...», 1884)«Певец, восстань! Мы ждем Я6(4,5)Я6 пмф Явтебя – восстань!..» (1884)«Среди убогих стен чужого Я6(4,5)Я6 пмф Явгородка...» (1883)«Блажен, кто в наши дни Я6(4,5)Я6 пмф Явродился в мир бойцом...»(1883)« Не упрекай меня за горечь Я6(1,3)Я6 пмф Явэтих песен...» (1882)«Сбылося всё, о чем за Ярз / Я6+Я3, Я4, Я5Ярз пмф Явшкольными стенами...» (1882)«В тот тихий час, когда Я6(4,5)Ярз пмф Явнеслышнымишагами...»(1879)57Здесь и далее приняты следующие условные стиховедческие обозначения: Я — ямб, Х — хорей, Д —дактиль, Амф — амфибрахий, Ан — анапест, Я4 — 4-стопный ямб, Яв — ямб вольный, Ярз — ямб разностопныйурегулированный, ПМФ — переходная метрическая форма (например, Ярз пмф Яв — переходная метрическаяформа от ямба разностопного к ямбу вольному), Я6(3) — 6-стопный ямб с отступлениями от данного метра в видеодной-двух строк 3-стопного ямба, 3-сл па — трехсложные размеры с переменной анакрусой, цу — усечение нацезуре или псевдоцезуре.58Если в тексте встречается одна-две строки меньшей стопности (меньшего размера), чем основной метр,такая строка в НКРЯ именуется "усеченной", а в метрической формуле в скобках указывается размер (количествостоп) подобной строки.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
424
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее