Диссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова". PDF-файл из архива "Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
С. 11-12.69Отметим, что слово повествование в чудаковском понимании включает в себя не толькоизложение по течению времени, которое в данной диссертации важным считается, но ивсяческие изложения как описание, обсуждение и т.д., то есть вся деятельность нарратора.33в поисках некой объективности, чье понимание требует своеобразногоразъяснения автора. Точнее, после совсем раннего творчества (1880-1883 гг.),когда повествование рассказов насыщено субъективными эмоциями и оценкамиповествователя (нарратора), у А.П.
Чехова уже началась «отчетливаякристаллизация» двух новых типов повествования, которым суждено былополучить большое развитие в его позднейшей прозе.70 Первый тип А.П. Чудаковназывал нейтральным повествованием, поскольку это «не содержит никакихсубъективных оценок: безразлично – повествователя или персонажа».71 «Мысли ичувства персонажа изображаются или в его внутреннем монологе, данном в видепрямой речи, или в нейтральном повествовании.
Каждая из этих форм речисинтаксически замкнута. Границы между ними отчетливы». 72 А второй типявляетсяповествованием,лишеннымнейтральностиинасыщеннымсубъективными оценками и эмоциями персонажей. По объяснению А.П. Чудаковатут нужно уточнить, что «субъективность эта – другого характера, чем та,которую мы находим в большинстве рассказов и повестей 1880-1883 гг.Изменился сам субъект, которому принадлежат эти эмоции. Это уже неповествователь, но персонаж».73 «Голос героя из прямой речи проникает в речьповествователя и широким потоком вливается в нее». 74 По сравнению снейтральным повествованием, где два вида речи, т.е. речь нарратора и речьперсонажа, ограничены друг другом, в этом повествовании сплавлены эти двавида речи, два разных голоса.
По словам А.П. Чудакова, уже в то время именнотакое повествование А.П. Чехов считал «объективным». То есть «объективное –это такое повествование, в котором устранена субъективность рассказчика и70Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. С. 27.71Чудаков А.П. Там же. С. 27.72Чудаков А.П. Там же. С. 51.73Чудаков А.П. Там же. С. 29.74Чудаков А.П. Там же. С. 51.34господствуют точка зрения и слово героя».75А сливание двух типовповествования, т.е.
речи нейтрального рассказчика и речи, насыщенной лексикойи фразеологией героя, основывает подготовку для появления следующего периода,такназываемого«времениабсолютногогосподстваобъективногоповествования»76 в прозе А.П. Чехова (1888–1894 гг.). Одним словом, по мнениюА.П. Чудакова, для А.П. Чехова объективное повествование сосредоточено скореена персонажах, частных инстанциях.
Именно этот период, как мы далее покажеманализировать, является тем периодом, когда автор стремится к сценическомуизображению повествующего персонажа.Итак, мы можем сказать, что более продуктивное восприятие творческогопотенциала пьесы заключается в восприятии действующих лиц не только какпредметов для подражания, но также как носителей собственных историй. Инымисловами, в пьесе диалоги и монологи действующих лиц являются не толькомиметическими выражениями, ориентированными на изображение сценическихкартин (как реплика или мизансцена в фильме или движение в хореографическихжанрах) для развертывания сюжета.
Речи персонажей, включающие в себясамодовлеющие факты, могут носить своеобразную историю как повествованиенарратора в прозе. А этим поясняется, в чем именно заключается особенностьполифонии драматургии А.П. Чехова, которая позволяет персонажам быть нетолько характерами, а личностями. Именно таким образом, вопреки всякимродовым препятствиям, налагаемым тогдашней формой сценического искусства,персоноцентрированное мировоззрение автора могло выразиться и в драме.75Чудаков А.П. Там же. С. 51.76Чудаков А.П.
Там же. С. 87.351.2. Появление и развитие повествования действующих лиц А.П. Чехова1.2.1. Появление рефлексирующего и повествующего персонажа(на материале пьес <Безотцовщина> (1878) и «Иванов» (1887; 1889))Вопреки аналогичным с поздними пьесами чертам77 пьеса <Безотцовщина>является не столько «пьесой-предвестницей», сколько «юношески незрелойпьесой».78В центре развертывания сюжета только один проблематичныйперсонаж. Жена Александра, генеральша Анна Петровна, студенческая любовьСофья Егоровна, двадцатилетняя девушка Грекова тянутся к Платонову, которыйсчитается способным показать им дорогу к новой жизни.79 Хотя периодическизвучат их уединенные разговоры с Платоновым, это еще далеко не способ77Сухих И.Н.
Проблемы поэтики Чехова. 2-е изд., доп. СПб.: Филологический факультет СПбГУ,2007. С. 28-56.7879Паперный З.С. «Вопреки всем правилам...»: Пьесы и водевили Чехова. М.: Искусство, 1982. С. 21.Как в <Безотцовщине> образ Платонова создается больше всего с помощью еговзаимоотношений и взаимодействий с женскими ролями, в «Иванове» автор больше уделяетвнимание мужским ролям. Если говорить подробнее, то, как пишет Герри Бреннер, для того,чтобы сам Иванов не объявлял на сцене свой анагноризис традиционным и классическимобразом, автор использует остальных мужских персонажей как его психологических двойников.По его словам, «Иванов не уважает этих персонажей, так как он видит в них себя. Например,педантично честный доктор Львов и шутовской энтузиаст Боркин гротескно преувеличиваютпрошлого Иванова, и цинически нерешительный граф Шабельский и пьяный подкаблучникЛебедев унизительно карикатурят его вероятное будущее.
Через этих четырех персонажей вкачестве психологических декомпозиций или осколков Иванова драма позволяют мгновеннопонять мотивировку самоубийства Иванова. И они обнаруживают причину того, почемучеховская пьеса является психодрамой, проецирующей осколки личных свойств илипсихологические аспекты личных идентичностей на сцену» (Brenner G. Chekhov’s NeglectedPsychodrama: Ivanov / Pacific Coast Philology, Vol.
24, № 1/2 (Nov., 1989), pp. 43-48 (перевод –Юн Со Хюн)).36выявить этих женщин через самих себя, т.е. показать существами с собственнымиисториями и глубинами.80При этом автор настаивал, чтобы в дискуссии над вопросом «кто такойПлатонов» прямо участвовали почти все персонажи. Начиная с внезапноговопроса Анны Петровны («Кто такой, что за человек, на ваш взгляд, этотПлатонов? Герой или не герой?» (11, 16)) и длинного ответа старого Глагольева(«Платонов, по-моему, есть лучший выразитель современной неопределенности...Это герой лучшего, еще, к сожалению, ненаписанного, современного романа...<…> Вот этой-то неопределенности, по моему мнению, и является выразителемнаш умнейший Платонов» (11, 16)) до возмущенного крика Осипа («Не смеете!Вы тоже вредный человек!» (11, 141)) и отчаянной мольбы Войницева («Нет,понимаю я! Понял я! Не к лицу вам, милостивый государь, мой бывший друг, этоказанское сиротство! Я понимаю вас! Вы ловкий подлец! Вот кто вы!» (11, 163))определение Платонова является центром общего внимания всех остальныхперсонажей.Так как пьеса, соблюдая традиционную норму драматического произведения,основывается на миметическом принципе и сравнительно малое вниманиеуделяет прошлым событиям, жизненная история главного героя Платонова такжепредставлена поспешно и фрагментарно через элементы повествования,заключенные в обывательском диалоге.
Хорошим примером является первый80Если в <Безотцовщине> второстепенные персонажи являлись инициативами действий главного героя,в «Иванове» они являются носителями сходной жизненной истории в одном социальном обществе.Кстати говоря, такой принцип двойников у А.П.
Чехова постепенно удаляет упрощеннуюсхематичность. И к концу его драматургического творчества этот принцип приучает к реальнойневозможности единомоментно осознать все многообразие бытия, становится более утонченным иотшлифованным. В результате двойничество персонажей представляется в самом диверсификационноми утаенном виде, так, что читатели/зрители вряд ли могут заметить их двойственность.
Приведемнекоторые образы двойников: Маша/Полина, Медведенко/Шамраев, Нина/Аркадина, Треплев/Тригорин(«Чайка»); Хрущов(Астров)/Войницкий/Серебряков («Леший»; «Дядя Ваня»); Ирина/Маша/Ольга («Трисестры»); Епиходов/Фирс, Аня/Раневская, Трофимов/Лопахин («Вишневый сад»).37акт 81 , где компактно конструируется прежняя жизнь Платонова с помощьювопросов и ответов персонажей, встречающихся друг с другом за немалое время.Благодарянекоторымвысказываниям,действующимкакэлементыповествования, жизненный путь главного героя поясняется следующим образом:Платонов расстался с покойным отцом в подростковом возрасте («Я разошелся сним [отцом], когда у меня не было еще ни волоска на подбородке…» (Платонов)),и в конце жизни отца их отношения были враждебными («...а в последние тригода мы были настоящими врагами. Я его не уважал, он считал меня пустымчеловеком…» (Платонов)); приблизительно к этому времени молодой студентПлатонов влюбился в Софью Егоровну и потом расстался с ней («Когда я была сним знакома, он был еще студентом, почти мальчиком...» (Софья Егоровна); онбросил университет, стал школьным учителем («Я школьный учитель, СофьяЕгоровна, только всего» (Платонов)) и женился на Александре и у нее родилсямальчик («Каждый день все собираюсь к вам, внучка повидать да с зятьком светбелый покритиковать, да никак не соберусь...» (Иван Иванович); он живетрасслабленной и спокойной жизнью («Всю зиму проспали в берлоге, как медведи,и только сегодня выползли на свет божий!» (Платонов); «Скверно пообыкновению...
Всю зиму спал и шесть месяцев не видел неба. Пил, ел, спал,Майн Рида жене вслух читал... Скверно!» (Платонов); «Миша клетку починял, а яв церковь ходила... Клетка поломалась, и нельзя было соловья так оставить»(Саша)). Данные реплики с хронологическими фактами помогают нам собратьмозаику жизни главного героя. Но эти реплики в качестве санкционированныхавтором текстов под предлогом того, что на сцене идет общение давно не81Т.К. Шах-Азизова, называя уникальное построение четырех актов чеховских пьес«своеобразной драматической симфонией» и характеризуя каждый акт, пишет, что «первый актначинается с относительно медленного вступления, как бы экспозиции к действию...
Движениепервого акта довольно быстрое, бодрое, с последовательным наращиванием количествапроисшествий и действующих лиц, так что к концу мы уже знаем всех персонажей с ихрадостями и горестями, карты открыты и никакой «тайны» нет» (Шах-Азизова Т.К. Чехов изападноевропейская драма его времени. М.: Наука, 1966.
С. 133). Кстати, по поводу созданияпервого акта А.П. Чехов сам пишет, что «первый акт может тянуться хоть целый час, ноостальные не дольше 30 минут» (П 3, 211).38видевших друг друга знакомых, не являются более чем информацией, котораясовершенствует изображаемый мир автора и помогает читателям/зрителям понятьзавязку событий.После картины общения с гостями Платонов вступает в различные разговорыи отношения, но практически не находит момента своего рефлексивногоповествования о прошлом. Хотя у Платонова нередко были картины, снабжающиепространство и время для уединенного монолога или откровенного разговора, этикартины вряд ли изображают рефлексивную способность персонажа.
Очевидно,что монологи Платонова больше направлены на выражение настоящей эмоциигероя и колебание о следующем поступке, чем на объективацию бывшего себя иизложение прожитого времени.По этому поводу есть смысл рассмотреть некоторые показательные моменты,где, хотя и не ярко, но все же есть намек на закулисную повествовательнуюдеятельность главного героя.Первый пример в 6-ом явлении в 1-ой картине второго действия, когда последолгого преследования Платонов нашел шанс уединиться с Софьей Егоровной.С о ф ь я Е г о р о в н а.<…> Вы почти каждый день беседовали сомной о том, как вы меня любили когда-то, как я вас любила и так далее...Студент любил девочку, девочка любила студента...