Диссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова), страница 3

PDF-файл Диссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова), страница 3 Филология (31691): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова) - PDF, страница 3 (31691) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова". PDF-файл из архива "Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Полоцкая, видя причины медленного развития действия вчеховской драматургии именно в закономерностях развитии его прозы,подчеркивает, во-первых, давнюю генетическую связь известных одноактныхпьес писателя с ранней прозой. Согласно ее мнению, «многие из них [одноактныхпьес А.П. Чехова] начиная с драматических этюдов «На большой дороге» (1884) и«Лебединая песня» (Калхас)» (1887), выросли из его ранних рассказов. Вскупости описаний, при стремительном развитии диалога, составлявшего основудействия рассказов 80-х годов, была заложена легкость, с которой Чеховпереводил на сценический язык их содержание: «Брак по расчету», «Свадьба сгенералом» (1884) – «Свадьба» (1889); «Один из многих» (1887) – «Трагик17Берковский Н.Я.

Чехов, повествователь и драматург (1962) // А.П. Чехов : pro et contra. Т. 2.СПб.: РХГА, 2010. С. 960-961.18Берковский Н.Я. Чехов от рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н.Я. Литератураи театр: Статьи разных лет. М.: Искусство, 1969. С. 126.10поневоле» (1889); «Беззащитное существо» (1887) – «Юбилей» (1891)».19 Тут онаотмечает, что диалоги в ранней прозе, теряя драматургические черты в качествепрямого представления события, уже в его зрелом периоде перестали бытьхарактерными для чеховской прозы.

А вместо этого, по ее мнению, автор сталписать сравнительно длинные рассказы и повести, такие как «Степь» (1888),«Скучная история» (1889), которые отличаются неспешным описанием медленноразвивающихся событий. Новый аспект драматургического развертывания, аименно стадиальная структура развития событий, – например четырехчастнаякомпозиция, – по мысли исследовательницы, каким-то образом может бытьпоставлена в соответствие рассказам, построенным в четырех главах: «Дом смезонином» (1896), «Дама с собачкой» (1899), «Архиерей» (1902).

В итоге Э.А.Полоцкая пишет, что «единство композиционной основы драматических иповествовательных произведений зрелого Чехова – это одно из проявлений егохудожественного новаторства», которое привело «не только к новому типу русскойдрамы, но и к новому типу повести и рассказа»20.Всевышеупомянутыеповседневности,составлениезамечания–параллельнойучетилинииизображениедиалогов,бытовойзамедлениеразвертывания сюжетов и т.д. – указывают, что новация чеховской драматургиирождалась из творческих опытов автора, который «вынужден был в этом трудномдля него роде искать каких-то аналогов своей стилистике прозаика».21 Поэтомустранность его драматургии является не только тяготением к «новой форме», апредставляет собой «компромиссное образование между его художественнойпрозой и традициями драматического жанра, требующими характеров более резко19Полоцкая Э.А.

А.П. Чехов: движение художественной мысли. М.: Сов. писатель, 1979. С. 169.20Полоцкая Э.А. Указ. соч. С. 191.21Дмитриева Н.А. Роль театра в судьбе произведений Чехова // Дмитриева Н.А. ПосланиеЧехова. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 303.11очерченных, действия более событийного, конфликта более напряженного изавершения более эффектного».22Тем временем основой нового этапа оценки драматической деятельности А.П.Чехова с точки зрения его двойного литературного занятия стало размышление М.М.Бахтина, включающее четкое осознание коллизии между автором и героем.

Преждевсего тут имеется в виду его известная концепция «полифонии», которая сильнопривлекала многих исследователей чеховской драматургии, находящихся в поискахподходящего объяснения его пьесам, основанным на неслиянности судеб и голосовгероев, – пьесам, которые представляли новую концепцию психологических началчеловека, которая была завоевана романистами XIX века.Для того, чтобы применить идею М.М. Бахтина к пониманию драм А.П. Чехова,прежде всего нам нельзя упускать того, что М.М. Бахтин сам явно отрицалвозможность драмы быть полифонической.

Несмотря на врожденное отсутствиеединого доминантного нарратора и озвучивание разных голосов персонажей вдраматическом произведении, М.М. Бахтин констатирует, что: «Концепциядраматического действия, разрешающего все диалогические противостояния, –чисто монологическая. Подлинная многопланность разрушила бы драму, ибодраматическое действие, опирающееся на единство мира, не могло бы уже связатьи разрешить ее». 23 Предполагая, что у шекспировских героев не хватаетидеологичности для удовлетворения условий полифоничности в полном смыслеэтого слова, М.М.

Бахтин уточняет, что «драма может быть многопланной, но неможет быть многомирной, она допускает только одну, а не несколько системотсчета».24 Последовательно в представлении М.М. Бахтина аналогией плохого22Дмитриева Н.А. Указ. соч. С. 191. Отметим, что в своей книге Н.А. Дмитриева пытаетсясделать акцент на преимущественной важности его прозаической деятельности писателя.Выражая недовольство сравнительно большим вниманием к драматургии А.П. Чехова внынешнее время, она объясняет причину признания чеховских пьес прежде всего эффективнойрежиссурой, отражающей проблематичное настроение среди интеллигенции того времени.23Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // М.М.

Бахтин Собр. соч. Т. 6. М.: Русскиесловари языки славянской культуры, 2002. С. 23.24Бахтин М.М. Указ. соч. С. 43.12романа т.е. романа, «оторванного от подлинной языковой разноречивостиромана», является «…драма для чтения с подробно развитыми и художественнообработанными ремарками».25НесмотрябеспристрастноенаупомянутоемировоззрениеМ.М.Бахтинымписателячастородовоеограничение,сопоставлялосьсантидогматическим мировоззрением Ф.М.

Достоевского.26 Например, А.П. Чудаков,исследуя ряд писателей, которые держали позицию, называемую по-бахтинскиполифонической системой, и писали романы, построенные в основном настолкновении идей (например, «Обыкновенная история» (1847) И.А. Гончарова,«Отцы и дети» (1862) И.С. Тургенева), отмечает, что в отличие от другихписателей, у А.П. Чехова «каждый тезис и антитезис подвергается сомнению ещеи изнутри». Согласно его мнению, столкновение в антиномии между чеховскимиперсонажами только подчеркивает «принципиальную невозможность решенияподобных вопросов в сфере чистого умозрения», т.е. «невозможность датьдогматически-исчерпывающее завершение идеи».27Однако несмотря на правомерное замечание А.П. Чудакова о сложности иглубине полифонии А.П.

Чехова, отличающих его от его предшественниковроманистов, тут применение слова полифония к чеховским произведениямфокусировалось в основном на идейном разнообразии персонажей, как это считалосьважным еще и при анализе прозы Ф.М. Достоевского. Одним словом, тут мало25Бахтин М.М.

Слово в романе // М.М. Бахтин Собр. соч. Т. 3. М.: Языки славянских культур,2012. С. 81.26По словам Э.А. Полоцкой, «советское литературоведение до самого конца 1960-х годов,обходило параллель «Чехов – Достоевский». Восстановив историческую справедливость поотношению к Чехову и поставив его рядом с великими предшественниками, провозгласив его(не сразу!) классиком русской литературы, стали искать в его творчестве следы литературныхтрадиций. И нашли – следы Гоголя (особенно в характере юмора: (смех сквозь слезы),Тургенева (элементы лиризма в прозе и драматургии), Толстого (внутренняя речь как средствопсихологической характеристики героев и т.д.), Щедрина (способы сатирической типизации, вчастности гротеск), Пушкина и даже Лермонтова, - но не Достоевского» (Полоцкая Э.А.

Опоэтике Чехова. М.: Наследие, 2000. С. 139).27Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. С. 245-276.13учитывалась родовая разница между прозой и драмой, основанная на разныхсистемах инстанций повествования, обусловленных особыми отношениями автораи героя. Напоминаем, что первым шагом развития философской эстетики М.М.Бахтина было именно подобного типа размышление о отношении и коллизии автораи героя (<Автор и герой в эстетической деятельности>).28Итак,подэтойтенденциейбездостаточногоучетаразновидностииерархической структуры повествовательных инстанций между двумя родамилитературытакназываемаяполифониявчеховскойдраматургиисталаисследоваться не столько на основе признания физически размещенного на сценесуществования множественных говорящих инстанций-персонажей, сколько наоснове расширенного спектра точки зрения автора в паратексте29 .

Тут труднонайти учет родовой специфики драматических произведений, которые на самом делеопираются в высшей степени на повествовательную деятельность разныхперсонажей, а не единого повествователя.Например,Н.И.Ищук-Фадеева,вопрекибахтинскомумнениюоневозможности полифонической драмы, обращает внимание именно на паратекстА.П. Чехова, в особенности на заглавия чеховских комедий. Подчеркивая, что«монологизм в данном контексте [в тексте М.М.

Бахтина] означает, по сути,моноидеизм, т.е. единство точки зрения автора и главного героя, выраженные,помимо речевой сферы, через сюжетно-композиционную организацию, и в28Бахтин М.М. <Автор и герой в эстетической деятельности> // М.М. Бахтин Собр. соч. Т. 1.М.: Русские словари языки славянской культуры, 2003. С. 69-263.29«Паратекст включает название пьесы, список действующих лиц, временные ипространственные указания, описания декораций, дидаскалии, а также любойсопроводительный дискурс, как, например, посвящение, предисловие или предуведомление»(Пави П.

Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С. 217). На самом деле ремарка какспецифический элемент драматургической структуры, маркирующий смену театральных эпохили литературных направлений, становится в последнее время объектом все болеепристального внимания исследователей. См., например: Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знактеатральной системы. К постановке проблемы // Драма и театр II. Тверь, 2001. С. 5-16;Сперантов В.В. Поэтика ремарки в русской трагедии XVIII – начала XIX века (К типологиилитературных направлений) // PHILOLOGICA.

1998. Том 5. № 11/13. С. 9-47.14первую очередь – через имя текста» 30 , она подвела итог на том, что«Множественность точек зрения имеет своим следствием преодоление тогофеномена, который Бахтин назвал монологичностью драмы»31. По ее мнению,«Именно в первой и последних комедиях, названных как бы по имени экс-хора ивводящих изначально символический подтекст, возникает не точка зрения одногоперсонажа на другой/ие, но точка зрения на мир, при этом сама природа заглавиялишает этот мир одномерности, столь характерной для классической комедии»32.Однако, в данном понятии полифонии, найденной в паратексте, рассчитываетсяне столько многочисленность персонажей-индивидов, говорящих инстанций,сколько смысловая многогранность авторского замысла.Пониманиепаратекстакакизображенияполифоническогомирапродолжалось также и в исследовании Т.Г.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее