Проза Хуана Бенета и роман сознания (трилогия о крае), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Проза Хуана Бенета и роман сознания (трилогия о крае)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Именноради этой возможности авторы «романов сознания», от Сервантеса до Бенета,сокращают количество действия в пользу женеттовского «рассказа».Далее во Введении приводится краткая библиография исследований оБенете и указана литература, ставшая методологической основой длядиссертационного исследования.Первая глава «Мифопоэтическое пространство и время в романахтрилогии о Крае» посвящена исследованию художественного пространстваи времени в романах Бенета, а также сопоставлению концептов «романсознания» и «неомифологический роман».В прозе Бенета миф является частью мира Края (мифопоэтическогопространства романов Бенета) как не поддающийся логическому пониманиюзакон: порядок, не зависящий от внешнего времени и создающийциклическое время, в котором существует Край.
Хронотоп становитсясюжетообразующим началом повествования Бенета: в своих рассказах героиперемещаются в пространстве и времени, практически никогда не покидаяпределов Края.4В своём докладе (Sobejano G. Adelantados de la novela discursiva: Luis Goytisolo, Miguel Espinosa, Juan Benet// La novela digresiva en España. Actas del XII Simposio Internacional sobre Narrativa Hispánica Contemporánea ,El Puerto de Santa María, Fundación Luis Goytisolo, 2005). Г. Собехано указывает на корни ужеконсолидировавшегося жанра “novela pensamental” (представленного прозой Х. Мариаса, А. МуньосаМолина, Э.
Вила-Матаса и других) в прозе Хуана Бенета.7В первых трёх романах писателя мифопоэтическое пространство Края(La Región), вымышленной области на севере Испании, оставаясь цельным,выполняет разные функции и меняет свойства. В романе «Вернёшься в Край»(Volverás a Región, 1967) Край является композиционным центром романа,который объединяет разрозненные части повествования и обеспечивает егоцелостность. В романе «Одно размышление» (Una meditación, 1970) Крайраздваивается на пасторальное пространство детства героя и руиныпослевоенного периода, а в романе «Зимний путь» (Un viaje de invierno, 1972)становится сценой, на которой разыгрывается ритуальное действо.Край не является конкретной областью Испании: хотя его образотчасти навеяно пейзажами Астурии и Леона, где долгое время жил иработал Хуан Бенет, это пространство подчёркнуто символично.
Край —символ нищеты, разрухи, оскудения Испании, разрушенной гражданскойвойной 1936-1939 гг., которая для Бенета является не только социальной, нои метафизической катастрофой. Власть рока и элементы фантастического,составляющиеосновумиропорядкавКрае,указываютнаегонематериальную природу. Одно из промежуточных названий первого романа— «Возвращение в Край» (La vuelta a Región), — указывает на то, чтовозвращение любого жителя Края, как и возвращение героини романа,Маррэ, предопределено судьбой: если путник не гибнет на чужбине, ондолжен вернуться в Край, чтобы умереть. Пространство Края — это символнесвершившейсяпобеды,нестяжённойславыивоспоминанийонеслучившемся.Топоним «Край» относится и к городу, и к прилежащей территории –причём не всегда можно понять, идёт ли речь о городе или обо всей области,в результате чего невозможно проследить перемещение героев романа поместности.Крайотделёнотвнешнегомираприроднымиисверхъестественными границами, которые не дают путнику выбраться изнего, а жителей лишают воли.
Основным препятствием для пересечения8границы Края становится вечный невидимый страж Нума, убивающийвсякого, кто посягнёт на запретную территорию долин Края.Центральную роль в романе «Вернёшься в Край» играет образ двоякотрактуемоголабиринта:лабиринтапространственного(загадочногоустройства местности Края, похожего на пространство сна) и лабиринтамыслей и воспоминаний главных героев, теряющихся во множественных инередко противоречащих друг другу отголосках прошлого.Особое место в романах Бенета играют воспоминание как процесс ипамять как способность переживать заново моменты прошлого. Основнаямысль о природе памяти в романе «Вернёшься в Край» сводится к тому, что впамяти остаются не события прошлого, но то, что так и не произошло насамом деле, а также те возможности, которые не были реализованы.
Такимобразом, в памяти воспроизводится прошлое, которого не было. «То, что неслучилось вчера, должно было обрести плоть сегодня; сегодняшний упадоккак будто напоминает о былом величии; […] не было богатства, котороеоправдало бы распространяющееся разложение, а усталость и отсутствиеаппетита не могут быть вызваны разочарованием […]; так никогда и не былипроизнесены те слова, которые сегодня в коридорах и под крышей раздаютсятоскливым воспоминанием»5.
Автор-повествователь рассуждает о том, каксознание регистрирует новый опыт, какие механизмы помогают человекупережить горе или утрату, как оно отделено от личности человека (так, самаМаррэ рассказывает, как её душа отделилась от тела). Настоящее героев безостатка заполнено размышлениями о прошлом. Будущее продиктованофатумом,сформированнымсобытиямипрошлогоиверойвпредопределённость: таким образом, будущее полностью несостоятельно.В романе «Одно размышление» на смену лабиринта приходитдвуплановое пространство: в детстве героя-рассказчика Край предстаётдружественным, светлым — непохожим на пространство Края из первогоромана Бенета.
Зато Край современный, в который возвращается после5Benet J. Volverás a Región. Barcelona: Debolsillo, 2009 P. 251. Перевод наш — А.Б.9нескольких лет «изгнания» герой, предстаёт перед читателем безжизненным— это территория смерти, руины.Во втором романе Бенета прослеживается связь с жанровымиособенностями эпического цикла Марселя Пруста. Сходство хронотопасознания героя «Поисков утраченного времени» Марселя и хронотопасознания героя «Одного размышления» обусловлено тем, что в обоихслучаях рассказы героев выстраиваются по ассоциативному методу. Но еслив романном цикле Пруста прослеживается движение сознания герояповествователя, покоряющего стихию памяти, то герой романа «Одноразмышление» постепенно растворяется в ней.
При этом архитектурноестроение романа важно для Бенета в такой же степени, как и для Пруста.Основное действие в «Зимнем пути» сосредоточено в доме главнойгероини, Деметрии, и его окрестностях, и лишь небольшая его частьпроисходит в городе Край. Время в романе — это время ожидания: не ясно,сколько дней и ночей проходит в преддверии праздника, устраиваемого вчесть возвращении дочери Деметрии и соотнесённого с древнегреческиммифом о Деметре и Персефоне.
Но если аграрный миф репрезентирует сменувремён года, в романе Бенета время отменено: повествование практическилишено действия и состоит из нескольких фрагментов, которые сменяютдруг друга как этапы некого обряда.Несмотря на отдельные отсылки к «обыденному» миру Края, наупоминание гражданской войны и жителей Края, которые известны читателюпо другим романам Бенета, мир «Зимнего пути» — это герметичное целое.Персонажи романа (а также читатель) — участники ритуала, и всёпроисходящееилиописываемоевроманеявляетсяразвёрнутойсимволической структурой. «Зимний путь», как и «Вернёшься в Край»,близок к роману-мифу, однако если в неомифологическом романе героиживут и действуют по законам мифа, то герои «Зимнего пути» одновременносами размышляют о реальности мифа, о необходимости ритуала.
Намереннообнаруживающий себя в заметках на полях автор постоянно указывает на10необъяснимостьпроисходящегов«Зимнемпути».Одновременно,посредством повторов – в том числе, с помощью повторяющейся заметки«вальс» возле не связанного с музыкой текста – он указывает намузыкальную природу романа. Мир «Зимнего пути» — это мир сознанияавтора, размышляющего о природе художественного произведения, о законахего развития и существования, а читатель в нём становится участникомритуала творения и одновременно со-творцом: без активного участия егосознания мир этот распадается на части.
Время, пространство и логикасюжета «Зимнего пути» существуют только для читателя, способногозаполнить лакуны в повествовании и осмыслить произведение как чистоэстетический объект, как музыкальное целое, не несущее информативнойнагрузки – то есть читателя, способного на чистое созерцание.Путешествие, как предполагает название третьего романа Бенета, —это всегда и жизненный путь, путешествие от рождения к смерти, и процесссоздания художественного произведения.
При этом для автора путьбезусловно важнее пункта назначения, ведь именно путь, процесспередвиженияявляетсяметафоройсознаниякакпотока.ОднакоПутешествие в романах Бенета — это всегда путешествие внутреннее,движение в глубины сознания, внутрь себя.Во Второй главе «Структурно-архитектонические особенностипервых романов Бенета» проанализированы отношения автор-герой(повествователь) и автор-читатель, которые являются определяющими для«романа сознания». Особенности этих отношений выражены в том, какфункционирует слово в романе, они же определяют свойства языка «романасознания».Важнейшую роль в «романах сознания» Бенета играет монологповествующего Я или же его диалог с читателем.
Смена повествователей исменамодусовповествования(воспоминание,диалог,исповедь,философское размышление) образуют сюжет, который в «романе сознания»частично или полностью независим от фабулы.11В романе «Вернёшься в Край» история кампании по завоеванию Краяфалангистами во время гражданской войны воссоздана имплицитнымповествователем, а её последствия раскрываются в разговоре доктораСебастьяна и дочери фалангистского полковника Гамальо Маррэ.