Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Проза Хуана Бенета и роман сознания (трилогия о крае)

Проза Хуана Бенета и роман сознания (трилогия о крае)

PDF-файл Проза Хуана Бенета и роман сознания (трилогия о крае) Филология (31655): Диссертация - Аспирантура и докторантураПроза Хуана Бенета и роман сознания (трилогия о крае): Филология - PDF (31655) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Проза Хуана Бенета и роман сознания (трилогия о крае)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

На правах рукописиБаженова Александра ДмитриевнаПРОЗА ХУАНА БЕНЕТА И «РОМАН СОЗНАНИЯ»(Трилогия о Крае)Специальность 10.01.03 — литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)Авторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква 2013Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературыфилологического факультета Московского государственного университетаимени М. В.

ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессорПискунова Светлана ИльиничнаОфициальные оппоненты:Гальцова Елена Дмитриевна,доктор филологических наук,Институт мировой литературыимени А. М. Горького РАН,старший научный сотрудник отделалитератур Европы и Америки новейшеговремениМожаева Анита Борисовна,кандидат филологических наук,Литературный институт им. А.

М.Горького,доцент кафедры зарубежной литературыВедущая организация:РоссийскийГосударственныйГуманитарный УниверситетЗащита состоится «___» ______ 2013 г. в ___ часов на заседаниидиссертационного совета Д.501.001.25 при Московском государственномуниверситете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, ГСП-1,Ленинские горы, МГУ, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отделадиссертаций в Научной библиотеке Московского государственногоуниверситета имени М. В. Ломоносова.Автореферат разослан «___» _____ 2013 г.Ученый секретарьдиссертационного совета,кандидат филологических наук,доцент кафедры историизарубежной литературыСергеев Александр Васильевич2ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.Реферируемая диссертационная работа посвящена изучению романноготворчества испанского писателя, публициста и журналиста Хуана Бенета.Х.

Бенет (1927-1993) — один из самых влиятельных испанскихписателей ХХ века, автор тринадцати романов, шести сборников рассказов имногочисленных эссе. Его проза переведена на немецкий, французский ианглийский языки. В Европе и США накоплена обширная критическаялитература,посвящённаяеготворчеству.Однаковзарубежномлитературоведении его прозу принято рассматривать отдельно от историиразвития жанров испанской литературы и жанра романа как такового.В данном исследовании проза Бенета рассмотрена в аспектеисторической поэтики, основы которой заложены в русской филологическойшколе и связаны с именами А.

Н. Веселовского и М. М. Бахтина.Соответственно, контекстом для рассмотрения романов Бенета станет прозаМ. де Сервантеса, М. де Унамуно, М. Пруста, У. Фолкнера, Х. Рульфо,А. Роб-Грийе и других писателей, чья проза соотносится нами с жанром«роман сознания».Предметом диссертационного исследования являются первые триромана Хуана Бенета: «Вернёшься в Край», «Одно размышление» и «Зимнийпуть», объединяемые критикой в «трилогию о Крае». Выбор этих романовобусловлен тем, что в них в наиболее яркой форме раскрываются всеэлементы поэтики Бенета, эволюционировавшей на протяжении еготворчества, но оставшейся неизменной в основных своих особенностях –неоднозначности,бесфабульности,поэтичности,отказеотпрямогоизображения внешней реальности в пользу реальности сознания.

В них жеформируется миф о Крае и вырабатываются принципы организациимифопоэтическогопространства,котороеявляетсяместомдействияпрактически всех романов Бенета. «Трилогия о Крае» рассматривается на3фоне творчества Бенета в целом и контексте его критических ипублицистических статей и эссе.Основной задачей диссертационной работы является определениеместа, занимаемого Бенетом в истории испанской литературы, а также рольего творчества в процессе утверждения жанра «роман сознания» наиспанской почве.

Одновременно предпринята попытка осмысления этаповстановления жанра «романа сознания» и границ его поэтики.Методологической базой исследования стали разработки в областиисторическойпоэтикиитеориироманаотечественныхучёных(А. Н. Веселовский, О. М. Фрейденберг, М. М. Бахтин, С. Н. Бройтман,В. Н. Топоров, Е. М. Мелетинский, С. С. Аверинцев) и зарубежных авторов(А. Кастро,Р.

Олтер,У. Рид,исследования, посвящённыеЖ.Женетт,П. Рикёр),вчастности«роману сознания» (Х. Ортега-и-Гассет,А. Кастро, С. Г. Бочаров, С. И. Пискунова, Г. Собехано). Данная работатакже опирается на философские труды по теории сознания Э. Гуссерля,Г. Шпета, А. Ф. Лосева, М. Мамардашвили, А. Пятигорского, П. П. Гайденко,А.

В. Ахутина и других учёных. В работе также критически осмысленыисследования творчества Бенета, принадлежащие зарубежным критикам:Д. Херцбергеру, Р. Гульону, Н. Р. Оррингеру, М. А. Компителло, Э. ДиасуНаварро и, в первую очередь, К. Бенсону.Научная новизна работы определяется тем, что исследование прозыХуана Бенета в аспекте истории и теории «романа сознания» и сопоставлениеего творчества с испанской литературной традицией проводится впервые.Реферируемая диссертационная работа позволяет не только ввести в обиходотечественного литературоведения творчество мало известного в русскойиспанистике писателя, но и понять те принципы, на которых основываетсяиспанский «роман сознания» последней трети ХХ века.Практическаязначимостьдиссертационногоисследованиязаключается в возможности использования основных его положений в общихкурсах университетских лекций по истории европейской и американской4литературы ХХ века, а также при чтении спецкурсов и в работеспецсеминаров, посвященных исторической поэтике, истории испанскойпрозы,сравнительномулитературоведению.Проведенныеавторомразыскания могут быть учтены при переводе прозы Бенета на русский язык.Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшей осмыслениипонятия «роман сознания» с учётом работ, посвящённых его изучению вРоссии и в Испании, где существуют синонимичные термины для описанияданного жанра — novela discursiva, novela digresiva, novela pensamental.Апробация работы.

Диссертация была обсуждена и рекомендована кзащитеназаседаниикафедрыисториизарубежнойлитературыфилологического факультета Московского государственного университетаим.М. В.Ломоносова.исследованиябыликонференциях:вОтдельныепредставленыМосковскомположениявформедиссертационногодокладовГосударственномнанаучныхУниверситетеим.М. В. Ломоносова — Ломоносовские Чтения 2011, в Институте МировойЛитературы им. М. Горького — «Символы и мифы в литературе ифольклоре» (март 2012), в Университете Наварры — “Recreaciones quijotescasy cervantinas en la narrativa” (декабрь 2012). По теме диссертацииопубликованы три статьи, одна из которых — в издании, входящем в списокрекомендованных ВАК.Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав,заключения и приложения.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.ВоВведенииобосновываетсяотмечаетсянедостаточностьпроблемывисследованияхактуальностьразработкивыбраннойпоставленнойотечественныхучёных,втемы,диссертацииопределяетсяметодология исследования, излагаются представления о предмете и задачахработы, а также указывается круг изучаемых текстов.

В первую очередь во5Введении излагается история становления понятия «роман сознания» взарубежном и отечественном литературоведении, поэтика этого жанра, атакже оговаривается важный для работы ряд связанных с «романомсознания» терминов и понятий («метароман», «самосознающий роман»,«поток сознания»).В русской филологии термин «роман сознания» впервые применяетС. Г. Бочаров в статье «О композиции ”Дон Кихота”» (1969). Авторописывает важнейшие особенности этого жанра, говоря о «романе сознания»Дон Кихота. Он показывает, что основой книги Сервантеса является«контрапункт одной и другой правды (а не опровержение одною из нихдругой), критического сознания нового времени и онтологического сознаниястранствующего рыцаря»1.

По мысли учёного, действительность не являетсяпредметом изображения в романе Сервантеса, так как «нет отношениясознания к действительности, субъекта и объекта, романа и истории — ибонет такого деления»2.ОпираясьнатрудыМ. М.Бахтина,С. Г.Бочарова,М. К. Мамардашвили и А.

М. Пятигорского, автор диссертации такжеориентируется на определение жанра «роман сознания» в работахС. И. Пискуновой, которая пишет о «романе сознания» как о жанре, который«характеризуется тем, что главным предметом изображения в нём являетсяне “психология”, предметно воссозданный “внутренний мир” вымышленногоперсонажа, так или иначе соотнесённый с его пребыванием в мире внешнем,но его сознание [...], а также сознание автора, не противостоящего своимгероям как активный субъект пассивному объекту, с ними онтологическиуравновешенного»3.С термином «роман сознания» конкурируют другие обозначения этогофеномена. В частности синонимичным понятию «роман сознания» мы можем1Бочаров С.

Г. О композиции «Дон Кихота» // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М.: Наука, 1982. С.2Там же. С.10.3С. И. Пискунова. «Дон Кихот» и «роман сознания» // Культурный палимпсест. СПб: Наука, 2011. С. 412.6считать и термин «самосознающий роман» (“self-conscious novel”): РобертОлтер так описывает традицию романа, мир которого не подражаетдействительности и не направлен на её непосредственное познание, носоздаёт собственную заведомо вымышленную действительность.Испанские исследователи литературы ХХ века и, в частности,творчества Х. Бенета, обозначают тот же жанр и указывают на те же романыСервантеса, Стерна, Пруста, самого Бенета как на образцы “novela digresiva”,“novela discursiva”, “novela pensamental”4.Выход в сферу сознания происходит в особо маркированные,кризисные моменты, и он противопоставлен активному действию.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее