Отзыв официального оппонента (авт. Мартьянова С. А.) (Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова))
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Мартьянова С. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова), документы. PDF-файл из архива "Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
В диссертационный совет Д 50l. 001. З2при ФГБОУ ВО <Московский государственный университетим. М.В. Ломоносова>>отзывофициального оппонента о диссертации Панкратовой Марии Николаевны<Онирический мотив: структура и особенности функционирования("Огненный ангел" В.Я. Брюсова)>>, представленной на соискание чченоистепени кандидата филологических наук (специальность l 0.01 .08 - Теориялитературы. Текстология),Щиссертационное исследование М.Н.Панкратовойобновляетсовременное отечественное литерат}роведение, теориюилитературы. Работа принадлежит такжеактуальныхмеждисциплинарныхштудий,кчислурасполагающихсянаисториюграницелитературоведения и психологии, многие ее положения моryт быть учтеныпри построении художественной антропологии.
Опираясь на уже знакомыйлитературоведам термин <онейросфера>,М.Н. Панкратоваобратилавнимание на слабую изrIенность стоящей за термином реальности. Новизпаработы заключается rrрежде всего в том, что автор диссертации flредложилатеоретическое определение (онирического мотива>, а затем использовалатермин в качестве инструмента анализа литературных произведений. Такимобразом исследование выходит за пределы ставшего обычным изученияпоэтики сновидении в художественном тексте.Предметом рефлексии молодого ученого стали разного рода формыпсихологической жизни, связанные с пограничными состояниями, как ониизображаются в литерат}ре. Особую актуальность работе придает иобращение к символистской прозе в ее взаимосвязях с литературойпоследующего времени (произведения В.О.
Пелевина, В.Г. Сорокина, В.В,Ерофеева, Саши Соколова. Именно в начыIе ХХвека были совершеныважные открытия' повлиявшие на модернистскую прозу. Как пишет сербский(великая тяга художника к раскрытиюученый В. Еротич, тогда появиласьэтой бессознательной жизни, причем совершенно иными способами, чем этобыло сделано в сотворенных произведениях прошлого, возникших наосновании совсемотношений междудругихсознательным иПсихологическое и религиозное бытиебессознательным> (Еротич В.человека.
М.: Изд-во ББИ, 2008. С. 81). И в корректно избранном для анализав рамках диссертации произведении - романе В.Я. Брюсова<Огненныйангел)), как сI1раведливо указывает исследовательница, (онирические мотивыиграют ведущую роль> (с. 35).Методологическую основу диссертации составили труды Б.М.Гаспарова, Ю.М.
Лотмана, Е.М. Мелетйнского, Ю.В. Шатина и др., а такжеработы З. Фрейда, К.-Г, Юнга, Ж, Лакана. Обращение к идеям З. Фрейда иего последователей выглядит весьма органичным' особенно если вспомнить,что именно люди искусства, а не медики, первыми признали значение егоработы <<Толкование сновидений>r.Работа М.Н. Панкратовой, очень ясно построеннаJI и написанная,состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы. Каждаяглава представляет собой последовательное раскрытие мысли ученого сучетом сделанного предшественниками. В первом параграфе первой главы,обратившись к одному из самых трудно определяемых терминов (мотив),диссертантка указала на его музыковедческие истоки, тщательнопроанализиров€Lпа<<реальнойконтекстуальные значения слова в статьях представителейкритики) в России, трудах А.Н.
Веселовского, А.Л. Бема, В.Я.Проппа, Б.И. Ярхо, А.И. Белецкого, Б.В. Томашевского, Ю.М. Лотмана, В.И.Тюпы и многих других. Многообразные подходы рассмотрены каквзаимодополняющие. За основу своего понимания мотива М.Н. Панкратоваизбрала концепции И.В. Силантьева и А. .Щандеса, предлагая различать вструктуре мотива (предикативное начаJIо, актанты и пространственновременные признаки>>(с.
14,118). .Щобавим, что эта часть работы взначительной степени обогащает те представления о мотиве, которыеформируются современными учебниками, энцикJIопедиями и справочниками.Во второй главеснов в р€вличныхуниверс€}льные-<<Онирический мотив>-выполнен обзор пониманиякультурных и религиозных традициях, выявленычерты европейских литературных представлений о сне (связьс потусторонним миром и его тайнами, прогностическаяфункция),Рассмотрена также связь онейросферы с утопией, антиутопией, грезой,видением, бредом, галлюцинацией, исступлением, вдохновением, состоянием<как бы восне>>,медиумическим трансом, воспоминанием. При этом М.Н.Панкратова весьма убедительно опис€Lпаструктуру онирических мотивовкаждого состояния, пространственно-временные и иные характеристики,персонажный мир. Онейросфера в теории М.Н.
Панкратовой соприкасаетсятакже со сферами игры и KapHaBaJIa, в составе которыхреальность нередко соперничаетспервично-жизненнойиллюзорн€uIи способнадажевытеснить ее.Крупным планом вдиссертации рассмотрены произведенияпостмодернизма, где предметом изображения становятся разорванноесознание больного, состояние наркотического или €Lпкогольногоопьянения,(полицентричное, семиотически многозначноесмутное мышление -пространство, описывающее бессознательное))(с, 54).
Согласномыслиисследовательницы, адекватное востrриятие произведений постмодернавозможно только с учетом специфики (онирического топоса>, который невсегда <<объявляется>) автором и который формирует внешне фрагментарный,осколочный характер повествования: ((там действует,не рациональная логикапричиниследствий,аиррациональнаrI логика онейросферы>(с.57).Особенно удачными и убедительньтми фрагментами данной части работыпредставляется анализ романа Саши Соколова <Между собакой и волком)) ирассказа В.
Пелевина <{евятый сон веры Павловны>>, При этом подчеркнутородство онейросферы с мифом, поставлен вопрос о необходимостивыявления ее семантиrлеских универсалий. Вслед за п. Рудневым М.Панкратова рассматривает сон как (<модель (выделено М.Н. ПанкратовойС,М.) для построения другой реальности> (с. 76),-Перейдякан€rлизуроманаВ.Брюсова <<Огненный ангел>, М.Н.Панкратова отметила сложность совмещения и взаимодеиствия в текстер€вличньжонирических традиций.
Этой сложностью обусловлены различиrIистолковании произведения. Вглаветретьейдиссертациипроанчrпизированы прижизненные откJIики на роман Брюсова (К. Бальмонт,А. Белый, Эллис, М.А. Кузьмин, С. Соловьев, С.П. Бобров и др,), статьисоветского времени. Трудности с определением жанровой принадлежноститекста М,Н. Панкратова объяснила недостатком внимания к мистическойсторонепроизведениrI,субъектiтвномутонуповествованиrI.Исследовательницей отмечены неполнота всех существующих жанровыхопределений романа (исторический, готический, авантюрно-философский,роман-исповедь. роман-путешествие), Автор диссертации попыталась сузитьмногозначность жанровых определений, предложила собственный анализроманных сравнений и метафор, в которых, благодаря alJIогизму образногомышления, можно рассмотреть (подводное течение) произведения иотыскать ключ к тайнам жанра.м.н.Панкратовойвыделеныдевятьгруппспавнении:<информативные> (знаки эпохи, исторического колорита, образованности,жизненного опыта), (<дезориентирующие> (их подгруппы определяютсяобразами <лабиринто>, (опьянения)>, <безумия>), <стихийные>.С помощьюпоследней группы даже формируется отдельный микросюжет, связанный смотивами (<охоты)) и <(власти)):<<Всяжизнь оказывается сном, оЕирическимпространством, где герои оборачиваются затравленными зверями, которыхдолжны растерзать хищники или убить охотники) (с.
100). Следующиегруппы сравнений составляют группы<<болезнь>>,<(омертвение>> (<<статуарность>>,(мертвенность>), <бездна), <<война>, <(поединок>. Подчеркнув,что все указанные мотивы образуют в романе систему, М.Н. Панкратовапредложила Еазвать текст романа (онирическим> (с. 118).
Но основнаямысль автора в этой части работы ocTatJlacb незавершенIlой, так как нетответа на вопрос о влиянии проанализированных метафор и сравнений навозможность уточнения жанрового определения романа. Следующийпараграф-<Структура онирического мотиваи ее функции) -содержитсущественные дополнения относительно пространственно-времеЕныххарактеристик (<выгороженность)), <<бесформенность>,<безмолвие>),описания сильных чувств героев.
В этой части диссертации сделано многосущественных замечаний о роли онейросферы в проникновении в ночнуюсторону бытия и человеческой души. Однако своеобразие жанра попрежнему Ее уточнено, ост€Lпосьв стороне от этих размышлений. И хотяэпизодически упоминается <символиётский роман)),егокачественнаяхарактеристика отсутствует..Щиссертация в целом свидетельствует о высоком уровне теоретическойиисторико-литературнои подготовкиавтора,сформированнойпрофессиональной компетентности. Практически все поставленные задачиуспешно выполнены.