Отзыв научного руководителя (авт. Клинг О. А.) (Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова))
Описание файла
Файл "Отзыв научного руководителя (авт. Клинг О. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова), документы. PDF-файл из архива "Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
научного руководителя о кандидатской диссертации Панкратовой Марии Николаевны «Онирический мотив: структура и особенности функционирования. (" Огненный Ангел" В.Я. Брюсова)», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности10.01.08. — Теория литературы. Текстология. Диссертационная работа М.Н. Панкратовой являет собой в полной мере удавшееся автору соединение (его можно назвать органическим) собственно теоретико-литературных и конкретно-исследовательских моментов.
Ее тема (онирический мотив: структура и особенности функционирования) сама по себе нова. Главное же, она получает в диссертации тщательную и объемную разработку. Работу М.Н. Панкратовой отличает актуальность выбранной темы, научная новизна, фундаментальность, весомость поставленных задач исследования, убедительность в их решении. В первой главе рассматривается категория мотива — одна из самых неоднозначных в современном литературоведении. С течением времени место мотива в структуре произведения менялось, что усложнило процесс осмысления этой категории.
Глава завершается определением мотива, используемым в данном исследовании. Мотив понимается согласно концепции А. Дандеса и тесно связан с темой. Структура мотива включает в себя предикативное начало, актанты и пространственно-временные признаки. Во второй главе описывается структура онирического мотива. Глава начинается с обозначения различий между восприятием онейросферы в античной, христианской и буддисткой традициях. Чтобы получить перечень мотивов, составляющих онирическую мотифему, анализируется круг предикатов, связанных со сновидением.
Рассматривается взаимодействие сновидения с тематическим блоком смерть!потусторонний мир. Описан предикат, выделены основные актанты: информатор (подтипы собственно информатор, проводник и проводник-мистагог), информация. Исследование взаимодействия онирич еского мотива и игровой модели (театр/кино) позволяет выявить основу литературного кошмара.
Подробно описан связанный с этим взаимодействием актант режиссера и удвоение актанта сновидца. Удвоение актанта сновидца связано с деформациями двух ролей игровой модели — актера и публики. Рассмотрена основа варианта сюжета жизни-сна в европейской традиции. В третьей главе анализируется функционирование онирических мотивов в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел». Онирический мотив в романе Брюсова «Огненный ангел» вЂ” это структура, состоящая из предиката (пребывание в переходном состоянии сознания); топоса, обладающего признаками «выгороженности», «бесформенности», «безмолвия», «шума», «холода>> / «жара, духоты»; хроноса (преимущественно ночь); актантов, атрибутами которых являются «статуарность» / «неестественная гибкость», «омертвение» / «оживление», с<опьянение», «страх», Такие характеристики, как «безмолвие», «шум», «холод» / «жар, духота» относятся к онирическому топо су, но одновременно являются признаками еще одного актанта, собственно организующего этот топос.
Онирический мотив прикрепляется к образам разных героев и, как можно заметить, играет конституирующую роль в тексте романа. На уровне художественной стратегии столкновение разных традиций интерпретации онирического является механизмом моделирования сюжета, одним из способов привлечения читательского интереса и инструментом для обеспечения плюрализма точек зрения, который должен быть снят вдумчивым читателем.
Онирический мотив, таким образом, выступает как средство кодирования текста, рассчитанного на разные уровни понимания, и позволяет фильтровать читательскую аудиторию. В заключении подводятся итоги исследования: констатируется продуктивность изучения категории мотива; подтверждается плодотворность анализа избранных для рассмотрения романов В.Я. Брюсова «Огненный ангел», Саши Соколова <<Между собакой и волком», рассказов В.О. Пелевина и В.Г. Сорокина; описывается структура мотива, выделяются темомотивные составляющие онейросферы, выявляется структура онирического мотива.
Подводятся итоги рассмотрения онирического мотива на материале романа В.Я. Брюсова «Огненный ангел». Диссертация М.Н. Панкратовой — незаурядное научное явление, которое существенно обогатит теорию литературы, представление об онирическом мотиве. Она опирается на множественность подходов к изучению литературы — как классических, так и новейших. Диссертация М.Н. Панкратовой выполнена на большом материале, с привлечением множества научных фактов, опирается на большую исследовательскую базу, Диссертация Панкратовой Марии Николаевны «Онирический мотив: структура и особенности функционирования. (" Огненный Ангел" В.Я.
Брюсова)» может быть представлена к защите в диссертационном совете. Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова О.А. Клинг Кф'" ~.-Ф' .