Отзыв официального оппонента (авт. Соколов Б. В.) (Миф о Москве в «московской трилогии» М. А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»))
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Соколов Б. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Миф о Москве в «московской трилогии» М. А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»), документы. PDF-файл из архива "Миф о Москве в «московской трилогии» М. А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзывофициального оппонентана диссертацию Ли На«Миф о Москве в «Московской трилогии» М.А. Булгакова(«Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»)»,представленную на соискание ученой степени кандидатафилологических наукпо специальности 10.01.01. – Русская литератураДиссертация посвящена актуальной теме. Автор анализирует тримосковские повести Михаила Булгакова в сравнении с петербургским мифомрусской литературы.Диссертантка трактует миф как форму мышления и как способпознания мира. Интересен вывод о том, что «советская идеомифологическаясистема была создана прежде всего перенесением исторической реальностиво внеисторическое пространство.
Сформировался некий гипертекст –пространство текстов, вместе создающее образ советского Космоса,советскую мифологию» (С. 11). Справедливо также заключение о том, чтомиф города в первую очередь создает литература, в связи с чем можноговорить о парижском тексте французской литературы, лондонском текстеанглийской литературы, петербургском тексте русской литературы и т. д,равно как и о соответствующих текстах мировой литературы. В диссертациипрослежена история формирования и функционирования петербургскогомифа, как наиболеедиссертантки,вразработанного в русской литературе.
По мнениюсоветскийпериодэтотмиф«пережилсложнуютрансформацию и продолжил активно развиваться и в постсоветскийпериод». (С. 16). И еще в XVIII веке началось противопоставление в русскойкультуре двух российских столиц. Как отмечается в диссертации, «с моментапоявления двух столиц, исконной и новой, русской и европеизированной,естественной и созданной в результате своеобразного эксперимента и в ходе1состязания человека с природой, в культуре начинается их интенсивныйдиалог». (С. 18). При этом спор Петербурга и Москвы стал спором«прогрессистов» и «консерваторов». А в начале ХХ века в связи среволюцией вновь актуализируется и выходит на первый план миф«Петербург – город обреченных».
Как подчеркивается в исследовании,«Москва с берегов Невы виделась воплощением византийского и азиатскогоначала, которое определяет отсталость страны в целом. Петербург же изМосквы также представлялся свидетельством отсталости: как европейскаяглухая провинция, модель полностью заимствованная, а, следовательно, –явление третьеразрядное».
(С. 23) Ли На указывает на то, что в годысоветскойвластимиф»«московскийподвергсясущественнойтрансформации. Появилась мифология советского Космоса, основанная наединствечеловекаимира.Впроизведенияхутверждались «миф о создании нового мира,советскихписателейо победе над Временем, оедином пространстве Страны Советов». (С.
24)В творчестве М. Булгакова диссертантка выделяет иронию какосновной прием при конструировании «московского мифа». Повесть«Дьяволиада» стала частью его мистико-фантасмагорической составляющей.Она написана в гоголевской традиции. Как подчеркивается в диссертации,«в петербургских повестях Н.В. Гоголя и в московских повестях М.А.Булгакова можно обнаружить параллелизм сюжетных ходов и общностьпринциповизображенияреальностиипостроенияпространственно-временных моделей. М.А.
Булгаков описывает пространство такими жесредствами, которыми пользуется Н.В. Гоголь». (С. 26).В повести «Роковые яйца» московское пространство играет болееактивную роль, чем в «Дьяволиаде», где приметы собственно Москвы едванамечены и место действия большой роли не играет. В «Дьяволиаде» Москваутрачивает приметы «естественного» города и становится, подобноПетербургу, холодной и отчужденной для Короткова, который уподобляетсяЕвгению пушкинского «Медного всадника».2Интересно наблюдениедиссертантки о том, что в «Роковых яйцах» «Москва по ходу действияпроживает целых два жизненных цикла, состоящих из трех главных этапов:полный упадок, вызванный событиями революции и гражданской войны,послевоенное восстановление и, наконец, бурный расцвет» (С.
28). А вповести «Собачье сердце» Булгаков «создал образ холодного, ветреного инеприютного города Москвы 20-х годов, города уходящей русской культуры,города агрессивных пролетариев, бескультурья, грязи и пошлости». (С. 30)Заслуживает внимания вывод о том, что в московской трилогии «воснове многих абсурдных ситуаций оказывается столкновение насаждаемогосоветского уклада жизни с реалиями жизни уходящей». (С. 35) Этоподтверждается конкретными примерами.
Также в диссертации показано, чтоБулгаков пользуется гоголевскими приемами для создания сатирической иабсурдистской ткани своих московских повестей.Как верно подмечено в диссертации, у Булгакова «внешний обликпредставителя мира бесов и демонов не столько пугает, сколько провоцируетзрителя, как будто издевается над ним, над его представлением о норме». (С.49). Есть также ряд убедительных параллелей между «Дьяволиадой» и«МастеромирассматриваетДиссертанткаМаргаритой»(С.49-53).«Дьяволиаду»как«своеобразныймост,справедливосоединяющийпетербургский миф с московским» (С. 54).При этом в диссертации подчеркиваются принципиальные различиятворимого Булгаковым московского мифа от традиционного петербургского:«Втакназываемомпетербургскомтексте,искусственныйгородпротивостоит естественной среде и природной стихии.
В повестях Булгакова,наоборот,естественныйиорганичныйгородпротивостоитстихии,искусственно созданной людьми». (С. 63)Справедливо подчеркивается наличие в «Роковых яйцах» рядаперсонажей, являющихся заместителями нечистой силы. Это как раз теперсонажи, которые соблазняют профессора Персикова. (С. 68-71), а такженепосредственный виновник катастрофы Рокк.
Новым и обоснованным3представляется вывод о том, что название возглавляемого Рокком совхоза –«Красный луч» соотносит происходящее «не только с коммунистическойсимволикой, но и с символикой, обозначающей ад и преисподнюю». (С. 82)В «Роковых яйцах» «горячечная, избыточная интенсивность инапряженность жизни граничит с сумасшествием. Город, его улицыуподоблены зараженному лихорадкой живому организму, а его улицы –очагам воспаления». (С. 76) Новой является параллель «Роковых яиц» сбулгаковским фельетоном «Заколдованное место», где речь идет о том, какзаведующие неким ларьком один за другим оказывались на скамьеподсудимых, и фамилия одного из заведующих – Персик (С.
100).Можно согласиться с выводом о том, что в «Роковых яйцах»реализован «принцип античной драмы Deus ex machine», что свидетельствуето том, что «люди нуждаются в высшем покровительстве. Без этогопокровительства человечество быстро само себя уничтожит». (С. 98).Как отмечается в диссертации, в «Роковых яйцах» «столкновение сискусственно выведенными ужасающими рептилиями наводит на людейтакой же ужас, как встреча с нечистой силой в романе «Мастер иМаргарита»».
Александр Семенович Рокк, подобно Ивану Бездомному,становится похож на душевнобольного, и умоляет спрятать его, как иперсонажи, столкнувшиеся с Воландом и его свитой. (С. 105).Важным представляется вывод о том, что в «Роковых яйцах» «мотивмистического зла, характерный для «петербургского мифа», становитсяключевым. Москва предстает городом, забытым Богом. Это гиблое место, гдегосподствует случай. Образ Храма Христа Спасителя – символ утраты тойверы и уклада, без которого новый «построенный» мир становитсяабсурдным и иррациональным, а луч жизни – лучом смерти». (С.
106)Относительно повести «Собачье сердце» в диссертации верноподмечено, что здесь пространство устроено значительно проще, чем в«Роковых яйцах», поскольку действие сконцентрировано в квартирепрофессора Преображенского. (С. 106).4Важен вывод о том, что идея о том, что человеческие возможности небезграничны, поскольку человек зависит от не им установленных законовмироздания, объединяет повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» ироман «Мастер и Маргарита». (С.
108) .Как отмечает диссертантка, в«Собачьем сердце» «в симпатичных до того и автору и читателю персонажахсовершенно неожиданно и абсолютно отчетливо проступают дьявольские,демонические черты, они единственный раз напрямую изображаются какпреступники, а сама операция – как расправа с невинной и доверившейсяпалачам жертвой». (С. 112-113). Здесь же есть сходство с волшебной сказкой,поскольку беззащитное существо (в сказках – сирота, у Булгакова –бездомный пес) попадает в дом к «гостеприимному» хозяину, который ихкормит и предоставляет теплый очаг, а потом показывает истиннуюдьявольскую суть (в сказках в этом качестве выступают людоеды и ведьмы)(С.
116) Дом же профессора Преображенского в Обуховом переулкедиссертантке представляется микромоделью страны и тех потрясений,которые она переживает. (С. 118) В диссертации доказывается, что при своемсовершенно непримиримом отношении к «разрухе в головах», профессорПреображенский «тоже является ее носителем. По крайней мере, в первойчасти повести, до момента признания совершенной ошибки. Руководящая имидея об улучшении человеческой природы стоит в одном ряду с идееймировой революции и точно так же является своего рода галлюцинацией ииллюзией.Движимыйблагойцелью,профессорсначалавсяческипотворствует разрухе в головах своих пациентов, желающих омолодиться.Омоложение, то есть своего рода поворот времени вспять, вопрекиожиданиям, не облагораживает, а уродует людей, превращая их в существжалких и смешных». (С.