М.Ю. Лермонтов в художественном мире Б.Л. Пастернака
Описание файла
PDF-файл из архива "М.Ю. Лермонтов в художественном мире Б.Л. Пастернака", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиАнтудова Татьяна АлексеевнаМ.Ю.ЛЕРМОНТОВВ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Б.Л.ПАСТЕРНАКАСпециальность 10.01.01 – русская литератураАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква 2010Работа выполнена на кафедре истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета имениМ.В.ЛомоносоваНаучные руководители:доктор филологических наук, профессорЖуравлева Анна Ивановнадоктор филологических наук, доцентЗыкова Галина ВладимировнаОфициальные оппоненты:доктор филологических наук,ординарный профессор ГУ-ВШЭПенская Елена Наумовна,Государственный университет –школа экономикиВысшаякандидат филологических наук, старшийпреподавательМарусяк Наталья ВладимировнаМосковский государственный университетим.
М.В.Ломоносова, кафедра русского языкадля иностранных учащихся филологическогофакультетаВедущая организация:кафедра истории русской литературы филологического факультета Воронежского государственного университетаЗащита состоится «____»___________ 2010 г. в_________часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.26 при Московском государственном университете МГУ им.М.В.Ломоносова по адресу: 119992, г.Москва,МГУ, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультетС диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологического факультета МГУ.Автореферат разослан «»__________ 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета,кандидат филологических наук, доцент2А.Б.КриницынОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫНа рубеже XIX-ХХ веков фигура М.Ю.Лермонтова приковывает ксебе пристальное внимание со стороны поэтов и писателей, художников имузыкантов: очевидно, романтический пафос его творчества с присущимему духом бунтарства, с одной стороны, и трагическое мироощущение, сдругой, в эту эпоху приобретают все большую актуальность.
Если (по наблюдению В.М.Марковича), в XIX веке критика Лермонтова осуществляласьподвумгенеральнымлиниям,заданнымС.О.БурачкомиВ.Г.Белинским и сводившимся соответственно к обвинению или оправданию поэта, то в ХХ веке появляются новые тенденции в интерпретацииЛермонтова, исключающие прямые оценки и окончательные объяснения.Предметом исследования становится собственно творчество поэта, значение которого для русской литературы пытаются объяснить. Появляютсяработы, изучающие вопрос влияния Лермонтова на творчество отдельныхписателей или на литературу целой эпохи (например, на поэзию Серебряного века или советскую литературу)1.Логика историко-литературного процесса была важной причинойобращения Пастернака к Лермонтову, однако не меньшее значение имелоличное отношение к Лермонтову, связанное с воспитанием и судьбой.Лермонтов оказал сильное влияние на Пастернака, являя собой «живоеличное свидетельство»2 творческой личности.Вопросы, возникающие при сопоставлении творчества Лермонтова иПастернака, разработаны с разной степенью детализации: много писали,например, о концепции личности (В.Альфонсов, Е.Эткинд, Т.Фроловская)и природы (З.Паперный, М.Эпштейн), образах Демона (З.Паперный,Л.Ходанен,1М.Лотман,К.О’Коннор)иКавказа(Вяч.Иванов,Работы Д.Максимова, З.Паперного, Т.Головановой, А.Авраменко,В.Марковича, С.Ломинадзе, А.Кудряшовой и др.2Пастернак Б.
Полное собрание сочинений: В 11 т. М., 2003-2005. Т.10. С. 380.Далее произведения Пастернака цит. по данному изданию: римскими цифрами обозначен том, арабскими – номер страницы.3А.Кудряшова), в поэзии и прозе Пастернака находили лермонтовские реминисценции (И.Смирнов, В.Баевский, С.Бройтман, К.О’Коннор, Е.Глазов,Н.Фатеева, А.Маслова, Т.Венцлова, К.Платт). Образы Печорина и Живагообычно рассматриваются в одном традиционном для русской классическойлитературы ряду «лишних людей» (Г.Лесскис, Энциклопедия литературных героев3).
Отдельным предметом типологического сравнения романы«Герой нашего времени» и «Доктор Живаго» стали для В.Марковича, говорившего о субъективно-биографической модели творчества.Однако в настоящее время глубокие и тонкие наблюдения, которыебыли разработаны специалистами, сопоставлявшими Лермонтова и Пастернака, разрознены и требуют дальнейшего развития. Отсутствуют работы, в которых реализовался бы целостный подход к рассматриваемой теме.Вопрос о текстовых перекличках произведений Лермонтова и Пастернака мы сознательно оставим на периферии нашего внимания4, обратившись прежде всего к философским и мировоззренческо-эстетическимоснованиям пастернаковской интерпретации личности и творчества Лермонтова.
Поэтому важнейшим понятием общего характера в нашей работебудет понятие художественного мира в его целостности.Вопрос о влиянии философских концепций на творчество Пастернака, важный, как сказано выше, для нашей темы, ставился исследователяминеоднократно и получал различные толкования. Ему посвящены работыР.Миллер-Будницкой, Ф.Степуна, Л.Флейшмана, зарубежных теоретиковМ.Денн, А.Хан, Г. де Маллака. О философских источниках эстетики Лер3Цуканов А.Л.
Живаго // Энциклопедия литературных героев. М., 1997.4Однако оговоримся сразу, что если данное направление исследования не явля-ется для нас главным, это не значит, что мы совершенно оставляем без внимания этуформу бытования лермонтовской традиции в творчестве Пастернака. Несколько реминисценций были нами обнаружены и прокомментированы. Безусловно, в своей работемы опирались на опыт предшественников: все случаи реминисценций, обнаруженныедругими исследователями, собраны нами в отдельном приложении.4монтова писали, как известно, многие исследователи – Б.Эйхенбаум,Н.Бродский, Т.Уразаева и другие.Многообразие проблем, возникающих в рамках заявленной темы,вынуждает нас ограничиться следующим кругом вопросов: философскомировоззренческий аспект проблемы; проблема личности и связанный сней комплекс устойчивых тем и мотивов; отчасти мы коснемся также современной Пастернаку ситуации в литературе и литературоведении (лермонтоведении) как фактора влияния на формирование эстетических принципов Пастернака и некоторых конкретных особенностей его отношения кЛермонтову.Актуальность диссертации состоит в том, что предлагаемая темаотвечает современной тенденции нового прочтения классики, а также в необходимости целостного подхода в изучении данного вопроса.Цель диссертации заключается в том, чтобы определить формы бытования лермонтовской традиции в творчестве Пастернака, установитьважные для Пастернака черты Лермонтова как культурного героя, чтоважно, по нашему убеждению, для понимания личности обоих поэтов, атакже выявить некоторые типологически общие черты поэтики, мировоззрения и литературного поведения Лермонтова и Пастернака.
Достижениеэтой цели предполагает решение следующих задач:– изучение эстетических взглядов Пастернака в свете его критикиромантизма;– изучение проблемы личности у Лермонтова и Пастернака;– описание устойчивых мотивов и образов, общих для творчестваобоих поэтов;– философское обоснование метонимического принципа как основымировоззренческой близости поэтов и проблемы цельности личности;– сопоставительное изучение романов «Герой нашего времени» и«Доктор Живаго»;5– изучение вопроса о возможном взаимном влиянии Пастернака илермонтоведов, современников поэта.Предметом исследования помимо собственно художественноготворчества является литературно-критическая проза и письма Пастернака.То, насколько важны письма Пастернака, было вполне ясно уже его современникам.
Л.Я.Гинзбург писала: «Охват этих писем широк. Они и литературный факт, и бытовая и автобиографическая информация. В них размышления о творчестве и автохарактеристики, разговор об отношениях сжестокой действительностью и признания в любви. Пестрое содержание,отливавшееся в разные формы»5.Научная новизна диссертации состоит в том, что в отечественномлитературоведении впервые предпринята попытка системного исследования проблемы значения Лермонтова для Пастернака. Как основа близостиэтих писателей обсуждаются не изучавшиеся ранее (или не изучавшиесядостаточно подробно) общие черты в актуальной для Лермонтова и Пастернака философии, проблема целостности личности и связанные с этимособенности поэтики (прежде всего метонимичность), образности (мотивыженственности и детства).
Поставлен вопрос о взаимоотношениях Пастернака с современными ему лермонтоведами и возможном взаимном влиянии писателя и ученых. Предлагается новый подход к анализу системыперсонажей романа «Доктор Живаго».Методологическую основу диссертации составляет сочетание типологического и историко-генетического подходов к анализу литературногоматериала; был применен структурно-семантический анализ текста, обобщение историко-литературных фактов и закономерностей литературногодвижения.5Гинзбург Л.Я. Письма Бориса Пастернака // Претворение опыта. Рига; Л., 1991.С.221.6Практическая ценность.