Отзыв научного руководителя (авт. Чернец Л. В.) (Композиция повествования в многолинейном романе («Анна Каренина» Л. Н. Толстого))
Описание файла
Файл "Отзыв научного руководителя (авт. Чернец Л. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Композиция повествования в многолинейном романе («Анна Каренина» Л. Н. Толстого), документы. PDF-файл из архива "Композиция повествования в многолинейном романе («Анна Каренина» Л. Н. Толстого)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзыв научного руководителя о диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Десятниковой Александры Викторовны «Композиция повествования в многолинейном романе («Анна Каренина» Л.Н. Толстого)». Специальность 10.01.08 — Теория литературы. Текстология Теория повествования (нарратология) включает много аспектов: это композиция сюжета (если под последним понимать ход событий в их причинно-временной и / или хронологической последовательности); выбор субъекта повествования и его формы (от первого или третьего лица); точка зрения, принадлежащая повествователю или персонажу, и способы ее выражения; темп повествования о событиях (его замедления, ускорения, эллипсисы) и др. Само выделение, разграничение этих аспектов (отразившееся в расширении и переосмыслении терминологии) составляет содержание многих литературоведческих работ ХХ-ХХ! веков (работы В.Б.
Шкловского, Б.М. Зйхенбаума, Б.В. Томашевского, Г, Джеймса, П. Лаббока, В.Д. Днепрова, М.М. Бахтина, Б.А, Успенского, Б.О. Кормана, Цв. Тодорова, Ж. Женетта, Г.Н. Ищука, З.Г. Бабаева, В.И. Тюпы, Н.Д, Тамарченко, Н.А. Кожевниковой, Т.Г. Кучиной, Е.Е. Сергеевой и др.). Названные аспекты повествования представлены как система в диссертации А.В. Десятниковой. При этом основным предметом ее анализа является наименее изученный в нарратологии аспект, а именно выделение «единиц» повествования, сменяющих друг друга в тексте произведения: эпизод/сообщение (резюме); повествование об однократных событиях/ описание статичных объектов (когда время «стоит на месте») или регулярно повторяющихся действий, разговоров персонажей, не продвигающих сюжет (так называемый «итератив», по Ж.
Женетту); рассуждения повествователя. Предложена типология эпизодов: сцена с диалогами, продвигающая действие и приближающая эпос к драме; рассказанный эпизод; сцена с диалогами, близкая по своей функции к итеративу; эпизод-интроспекция (изображение «потока сознания» героя); предыстории и другие вставки в повествование о настоящем времени персонажей. Особое внимание в работе уделено эпизоду как композиционной единице, создающей эффект особой достоверности изображения: исследовательница подчеркивает тематическое единство эпизода, позволяющее дать ему условное название, например: «Свидание Анны с сыном», «Каренин дает урок Сереже»; «Изгнание Васеньки Весловского из Покровского», «Долли на обеде в Воздвиженском».
Как видно уже из приведенных примеров, вездесущий у Толстого принцип контраста часто лежит в основе смены эпизодов. Признаками эпизода являются: неизменность состава главных участников, единство времени и места действия, доминирующая на протяжении эпизода «точка зрения». Наряду с эпизодами-сценами, развивающими сюжет и приближающими эпику к драме (что было отмечено П. Лаббоком, В.Д.
Днепровым), выделен эпизод — интроспекция («Последний путь», завершающийся самоубийством Анны). Логичен выбор для анализа структуры повествования романа «Анна Каренина», поразившего его первых читателей самим способом, «техникой» изображения. «...Всякая появившаяся с его [Л.Н. Толстого) именем страница в нашей небогатой литературе уже одним способом изложения возбуждает общее внимание», — писал А.В. Никитенко в 1875 г.
«Голого рассказа нет; все в сценах», — отмечал в 1879 г. Н.Н. Страхов. В диссертации также вводится понятие цикла эпизодов. Под циклом в данном случае понимается группа контактно расположенных эпизодов, в которых представлена определенная стадия в отношениях главных героев. «Анна Каренин໠— роман с двумя главными линиями, ведущие герои (Анна и Левин) почти не пересекаются друг с другом, в чем проявилось новаторство Толстого, поначалу удивившее его первых читателей (С.А.
Рачинского, А.В. Станкевича). После первой части романа — его «увертюры», где появляются основные персонажи, повествование о двух главных линиях (Анна-Каренин-Вронский, Левин-Кити) ведется поочередно, при этом эпизоды складываются в циклы, эмоциональная тональность которых подчинена принципу контраста: так, трагическому завершению истории главной героини противостоит преодоление Левиным духовного кризиса, а также изображение его счастливой семьи. А.В. Десятникова напоминает в связи с этим о недоумениях Толстого, Н.Н.
Страхова, А.А. Фета в связи с отказом М.Н. Каткова печатать восьмую часть романа в «Русском вестнике». К анализу романа Толстого вплотную подводит первая глава, знакомящая с основными понятиями нарратологии, с основными этапами в развитии романа, с его разновидностями. Диссертант резонно выдвигает проблему целостности произведения как важнейшую в истории жанра, отразившую развитие личностной, гуманистической проблематики. В великих романах последних столетий сюжет служит прежде всего развитию характера (характеров) главных героев. В своем очерке истории романа А.В.
Десятникова опирается на работы М.М. Бахтина, В.В. Кожинова, А.Д. Михайлова, Б.А. Грифцова, А.Я. Эсалнек, Н.А. Вердеревской, В.М. Марковича, Л.В. Пумпянского и других исследователей. Как этап на пути к многолинейному роману рассмотрен роман И,С.
Тургенева «Новь»: здесь два главных героя (Нежданов и Соломин), однако в сюжетном плане роман остается «одноцентренным», все нити повествования связаны с Неждановым. Иная расстановка персонажей и композиция повествования в «Анне Карениной», где есть два центра (Анна и Левин), две главные сюжетные линии и, соответственно, представлена другая организация повествования. Доктор филологических наук, 15 ноября 201Б г.
профессор Л.В. Чернец Диссертационное исследование А.В. Десятниковой проведено на современном уровне развития нарратологии: в нем использованы и обоснованы еще только входящие в практику анализа романного повествования понятия «эпизод», «итератив», «сообщение» и др., предложена типология эпизодов и вводится понятие эпизодного цикла, вычленяемого в рамках произведения.
Диссертация свидетельствует о профессионализме молодого ученого, серьезной научной эрудиции, умении анализировать сложный романный текст, а также о глубокой любви к творчеству Л.Н. Толстого. Диссертация А.В. Десятниковой, представленная на соискание ученой степени кандидата филологических наук, является научно- квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. .