Лингвопоэтический анализ стихотворных произведений У.Б. Йейтса - особенности эволюции индивидуально-авторской манеры, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Лингвопоэтический анализ стихотворных произведений У.Б. Йейтса - особенности эволюции индивидуально-авторской манеры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Лингвопоэтика многокомпонентных атрибутивных словосочетаний ванглийской драме XVI-XVII веков. − Дис...канд.филол.наук. МГУ им.М.В.Ломоносова.Филол.фак. Каф.англ.языкознания. − М., 2001.6Карпова Л.С. Лингвопоэтика повествовательных типов в английских сонетахелизаветинского периода (на материале произведений Э.Спенсера, С.Дэниела, У.7Апробация.Основныенаучныерезультаты,полученныевпроцессеисследования, были изложены и обсуждены на четырех международныхмолодежныхконференцияхстудентов,аспирантовимолодыхученых«ЛОМОНОСОВ-2009/2010/2011/2012». Главные аспекты проводимого анализабыли также обсуждены на V и VI Всероссийской научной конференции памятипроф.
Варвары Васильевны Бурлаковой в Санкт-Петербурге в 2010 и 2012 гг.Итоги проведенной исследовательской работы нашли отражение в 4 статьях,опубликованных в ведущих рецензируемых научных изданиях: Вестнике ПГЛУ(Пятигорского Гуманитарного Лингвистического Университета), №3, 2010,стр.181; Вестнике Орловского Государственного Университета, №5 (13), 2010,стр.
245; Вестнике ИГЛУ (Иркутского Гуманитарного ЛингвистическогоУниверситета), №4 (16), 2011, стр. 102; Вестнике Орловского ГосударственногоУниверситета, №3 (23), 2012, стр.238.Структура и объем исследования определяются поставленными задачами.Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения,библиографии, включающей 225 названий.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо Введении обосновываются выбор темы, актуальность и новизнаисследования, определяется общее направление, цели и задачи работы,характеризуютсяметодикаиматериалисследования,формулируютсявыносимые на защиту положения.Первая глава «История и современное состояние лингвопоэтическихисследований»являетсятеоретическимвведениемкосновнойисследовательской части диссертации.
В ней излагаются основные положения,составляющие научную базу исследования. Дается краткое описание историиШекспира). − Дис...канд.филол.наук. МГУ им. М.В.Ломоносова. Филол. фак.Каф.англ.языкознания. − М., 2009.7Хуринов В.В. Функционально-стилистическая дифференциация англоязычных научныхи газетно-публицистических текстов. − Дис...канд.филол.наук. МГУ им.
М.В.Ломоносова.Филол.фак. Каф.англ.языкознания. − М., 2009.8лингвопоэтики с момента ее появления до становления как науки в XX в. и еедальнейшее развитие вплоть до наших дней. Цель данного обзора заключается ввыявлении хронологии возникновения основных точек зрения на лингвопоэтику.Начало отечественных исследований в указанной области связано с именемА.А.
Потебни8 и его «теоретической поэтикой», основанной на принципеобразности поэтического слова. Теоретическая поэтика противопоставляетсятеории сравнительно-исторической поэтики А.Н. Веселовского9, основнымположением которой является принцип неизменности внешней структурыпоэтических формул и образов при изменении содержания.Русскаяформальнаяшколаобъявиласмысломсвоейдеятельностиспецификацию литературоведения, изучение морфологии художественноготекста10. Деятельность формальной школы связана с именами В.Б. Шкловского,Л.П.
Якубинского11, В.М. Жирмунского12 и Ю.Н. Тынянова13.Наиболее очевидное влияние идеи русских «формалистов» оказали надеятельность ученых, объединившихся в Пражском лингвистическом кружке 14.Ученые Пражской школы разрабатывают понятие языковой функции в рамкахпроблемывзаимосвязиавтоматизации/актуализациисидеямипражцевязыковыхнаходилисьявлений.исследования,ВтеснойпроводимыеР.О. Якобсоном15.Сложившаяся в начале XX века традиция лингвопоэтического исследованияхудожественноготекстабылапродолженавтрудахакадемикаПотебня А.А.Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности.
Мышлениепоэтическое и мифическое. − М., 1990.9Веселовский А.Н. Историческая поэтика. − Л., 1940.10В своем учебнике по теории литературы, ориентированном на методы формальнойшколы, Б.В.Томашевский отмечает, что задачей поэтики является изучение способов построения8литературных произведений путем их описания и классификации. Томашевский Б.В. Теориялитературы.
Поэтика. − М., 2002, С.22.11Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. − М., 1986.Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. − Л., 1977.13Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка (Статьи). URSS, Изд.3. − М., 2004.14Тезисы Пражского лингвистического кружка. − М., 1967.15Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.129В.В. Виноградова16, который подчеркивал, что при рассмотрении словеснохудожественного творчества необходимо иметь особый понятийный аппарат исистему методов, отличающуюся от лингвистики и литературоведения17.Важное значение в становлении лингвопоэтики имеют исследования,проведенные под руководством профессора О.С.
Ахмановой в семидесятые −девяностые годы прошлого столетия (И.В.Гюббенет18, Л.В. Полубиченко19, В.Я.Задорнова20, А.А. Липгарт21).Вопрос о методологии лингвопоэтического анализа и об отличии этого видаизученияпроизведенийсловесно-художественноготворчестваотихлингвостилистического описания рассматривается в докторской диссертацииВ.Я.Задорновой22. Особое внимание в своих работах В.Я.Задорнова уделяетпонятию«образ».Образрассматриваетсякакодноизцентральныхлингвопоэтических понятий, которое обеспечивает связь между уровнемязыкового выражения (лингвостилистическим уровнем) и художественным(«мета-мета») содержанием произведения.
Словесный поэтический образопределяется «как непрямое, ассоциативное выражение одного предмета илиявления в терминах другого в соответствии с глобальным эстетическимзамыслом автора»23.16Виноградов В. В. Стилистика. – Теория поэтической речи. – Поэтика. – М., 1963.«Все глубже и разностороннее раскрывается задача построения поэтики насамостоятельной теоретической основе, хотя и смежной и во многом однородной илиоднотипной с лингвистическими разысканиями в области стилистически художественной17литературы и теории поэтической речи, но вместе с тем опирающейся на самостоятельную сферувопросов словесно-художественной архитектоники и общей эстетике слова». − Виноградов В. В.Стилистика.
– Теория поэтической речи. – Поэтика. – М., 1963. − С.155−179.18Гюббенет И.В. К проблеме понимания литературно-художественного текста. − М.199119Полубиченко Л.В. Филологическая топология: теория и практика. − Дисс…докт.филол. наук. −М,1991.Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. − М.,1984Липгарт А.А. Лингвопоэтическое исследование художественного текста: теория ипрактика (на материале английской литературы 16−20 вв.). − Дисс…д-ра филол.
наук [в 2т.]. МГУ им. М.В. Ломоносова. Филол. фак. – М., 1996.22Задорнова В.Я. Словесно-художественное произведение на разных языках как предметлингвопоэтического исследования. − Дисс…докт.филол. наук. – М.,1992.23Задорнова В.Я. Парадигмы образов в английской поэзии // Культура народовПричерноморья: научный журнал. Симферополь, 2006. — № 82. − С . 163−164.202110ЛингвопоэтическийметодполучилдальнейшееразвитиевработахА.А. Липгарта. В основе категориального подхода к изучению атрибутивныхсловосочетаний в рамках лингвопоэтики, представленного в его докторскойдиссертации, лежит деление на три составные части: форма – содержание –функция.
Данная трихотомия рассматривается с точки зрения реализациипотенциальныхсвойствстилистическисемантическом,метасемиотическомимаркированныхединицметаметасемиотическомнауровняхорганизации текста. А.А. Липгарт выделяет три вида лингвопоэтическойфункции (экспрессивная, гномическая, ассоциативная) и соотносимые с нимистепени лингвопоэтической значимости языковых единиц (автоматизация,лингвопоэтическая полноценность, актуализация).В последнее время активно развивается новый метод лингвопоэтическогоисследованияхудожественноготекста,основанныйнатеорииповествовательных типов. Основные принципы данного метода изложены вработах А.А. Липгарта24. В основе теории повествовательных типов лежитположение о том, что повествование в художественном тексте можетпредставлятьсобойописаниеситуации,событийилиявлений(повествовательный тип «описание»), содержать рассуждение о различныхявлениях (повествовательный тип «рассуждение») или выражать волеизъявление(повествовательный тип «волеизъявление»)25.Втораяглава«РаннийпериодтворчестваУ.Б.Йейтса»являетсяисследовательской частью диссертационной работы, посвященной выявлениюособенностей лингвопоэтической организации ранних произведений поэта.Липгарт А.А.
"Шекспировский вопрос", шекспировский канон и стиль Шекспира /Липгарт А.А. // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. − 2005. − № 1. −С. 81 − 94.25В качестве критерия определения типа содержания в теории повествовательных типовиспользуется способ повествования или определения «динамики» текста. Наиболеединамично сюжетное начало представлено в текстах описательного характера, менеединамично оно выражено в рассуждениях героев на отвлечённые темы и в текстахповествовательного типа «волеизъявление», где речь героя приобретает риторическийоттенок.2411В начале главы дается краткая история исследования творчества У.Б. Йейтсаотечественными и зарубежными учеными.
Отмечается, что поэтический стильЙейтса развивался очень динамично, изменения прослеживаются от сборника ксборнику. В начале своего творческого пути поэт находился под влиянием такихвеликих поэтов, как Блейк, Китс, Шелли и, несомненно, прерафаэлитов. Данноевлияние отразилось в первую очередь на лексическом составе его произведенийи на метафорических образах. Вдохновленный древнеирландским фольклором,поэт создает свой первый сборник стихотворений «Crossways» (1889), «TheRose» (1893), «The Wind Among the Reeds» (1899). Большинство произведений,написанных в ранний период творчества поэта, относится к повествовательномутипу «описание» и «волеизъявление». В своих ранних поэтических сборникахпоэт непрестанно обращается к миру природы, который противопоставляетсяокружающей поэта действительности («The Stolen Child», «The Lake Isle ofInnisfree»).
Так, в произведении «The Sad Shepherd» (1886 г.) возникаетсвоеобразное космическое видение мира, где описание ведется от общего кчастному: обратившись вначале к звездам, в конце произведения лирическийгерой ищет понимания у росы и морской раковины. Равнодушие природы резкоконтрастирует с печалью пастуха.Характерной чертой ранней поэзии Йейтса является также обращение к сагамкельтских языческих циклов. Основными героями его произведений становятсяAengus / Энгус (бог любви), Cuchulain / Кухулин (отважный воин), Fergus /Фергус (легендарный король-скиталец). Любовь к прекрасной Мод Гонн сталаеще одним мотивом поэзии У.Б.