Жизнь Аполлония Тианского и Героика - Флавий Филострат в религиозном контексте эпохи северов
Описание файла
PDF-файл из архива "Жизнь Аполлония Тианского и Героика - Флавий Филострат в религиозном контексте эпохи северов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиБЕЛОУСОВ Алексей Владиславович«ЖИЗНЬ АПОЛЛОНИЯ ТИАНСКОГО» И «ГЕРОИКА»:ФЛАВИЙ ФИЛОСТРАТ В РЕЛИГИОЗНОМ КОНТЕКСТЕЭПОХИ СЕВЕРОВСпециальность 10.02.14 – классическая филология,византийская и новогреческая филологияАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2010Работа выполнена на кафедре древних языков и древнехристианскойписьменности богословского факультета НОУ ВПО «ПравославныйСвято-Тихоновский Гуманитарный Университет»Научный руководитель:доктор филологических наук, профессорЧистякова Наталия АлександровнаОфициальные оппоненты: доктор философских наукДоброхотов Александр ЛьвовичГOУ ВПО «Государственный университет–Высшая школа экономикикандидат филологических наукВдовиченко Андрей ВикторовичУчреждение Российской академии наук«Институт языкознания РАН»Ведущая организация:Учреждение Российской академии наук«Институт философии РАН»Защита состоится ___ февраля 2010 г.
в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.82 при Московском государственномуниверситете имени М.В. Ломоносова по адресу:119991, ГСП-1, Мо-сква, Ленинские горы, МГУ, 1 учебный корпус, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.Автореферат разослан ___ января 2010 г.Ученый секретарьдиссертационного советакандидат филологических наукдоцентО.М. СавельеваОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫРеферируемая работа посвящена историко-филологическому анализу двух сочинений Флавия Филострата: «Жизни Аполлония Тианского» (далее – VA – Vita Apollonii Tyanensis) и диалога «О героях» (далее – «Героика»).
Флавий Филострат (160– 240 гг.) является выдающимся греческим писателем Римской империи эпохи Северов. Со смерти Коммода (192 г.) и довосшествия на престол Декия (299 г.) развивается новая фаза вистории римского общества. С эпохой Северов обычно связывают феномен прогрессирующей ориентализации традиционной римской религии, о чем свидетельствуют, например, расцвет в это время так называемых «восточных мистериальныхкультов», активная религиозная политика самих императоров,вводящих в официальный римский культ божеств, связанныхс восточным происхождением императорской семьи. Наконец,император Элагабал делает местное солярное божество роднойСеверам Эмесы главой римского пантеона, что свидетельствует не только о стремлении императора отличиться перед своимбогом благочестием, но и о существующей в язычестве этоговремени тенденции к своего рода единобожию.
Примечательным явлением при императорском дворе был кружок женыСептимия Севера Юлии Домны, которая собрала вокруг себямногих культурных деятелей эпохи и проявляла неподдельныйинтерес к религии и философии, к астрологии и магии. ОднимЭтот диалог также принято называть «Героикой» на том основании, что рядрукописей имеет заголовок Ἡρωϊκά. См.: de Lannoy L. Flavii Philostrati Heroicus.Leipzig, 1977. P. 1. (App. crit. ad titulum).Corpus Philostrateum состоит из следующих сочинений: 1) Vita Apollonii Tyanensis (Τὰ ἐς τὸν Τυανέα Ἀπολλώνιον); 2) Vitae Sophistarum (Βίοι σοφιστῶν) далее- VS; 3) Heroicus (Ἡρωϊκός); 4) Gymnasticus (Περὶ γυμναστικῆς); 5) Imagines (Εἰκόνες);6) Imagines II; 7) Dialexis; 8) Epigramma de Telepho; 9) Epistolae amatoriae (Ἐπιστολαὶἐρωτικαί) и другие письма и 10) Nero (Νέρων). VA и «Героика» атрибуируютсяФилострату Старшему II (общий обзор вопроса см.: Flinterman J.-J.
Power. Paideia& Pythagoreanism. Greek Identity. Conceptions of the Relationship Between Philosophers and Monarchs and Political Ideas in Philostratus’ Life of Apollonius. Amsterdam:Gießen, 1995. P. 5-14).из виднейших участников кружка Юлии Домны был ФлавийФилострат. В творчестве этого писателя можно заметить ещеодно отражение ориентализации – вторжение «восточных» литературных жанров и тем в эллинские жанры и наоборот.Довольно обширная литература, посвященная творчествуФилострата, за немногими исключениями, была направленав основном на исследование его литературных источников.Областью поиска этих источников была большей частью греческая же литературная традиция и, особенно для «ЖизниАполлония», раннехристианская новозаветная литература.До сих пор его произведения воспринимались исследователями главным образом как образцы, имеющие своими литературными прототипами чисто греческие жанры, и почти нерассматривались специально с точки зрения отражения в нихрелигиозных настроений его эпохи.
Между тем такое исследование необходимо, так как оно имеет большое значение какдля более глубокого понимания творчества самого Филострата, так и для решения некоторых важных вопросов историигреческой литературы эпохи Второй софистики. Ориентализация религии в эпоху Северов отражается не только в государственной религиозной политике и свидетельствах умонастроений широких масс, но и во многом элитарной литературеВторой софистики.
Рассмотрение сочинений Филострата вболее широком контексте литературы средней Римской империи под углом выявления различных религиозных влиянийопределяет актуальность настоящей работы.Объектом данного исследования являются сочиненияФлавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» и диалог«Героика». Выбор именно этих двух произведений обусловлен тем, что в них затрагиваются темы, преимущественно связанные с религией.
В «Жизни Аполлония» рассказывается ожизни легендарного «божественного мужа», пифагорейскогомудреца Аполлония из Тианы, а в «Героике» – о героях Троянской войны и им посвященных героических культах. Приближайшем рассмотрении оказывается, что эти два сочиненияимеют различные идеологические тенденции.
В VA Филострат изображает эллинского мудреца-пифагорейца, путешествующего по Востоку и Западу, собирая мудрость восточнуюи проповедуя эллинскую пропитанную уже ценностями монотеистического порядка. В «Героике» Филострат пишет яркоеполотно, сюжетом которого становятся ожившие гомеровскиегерои и героические культы, и эта политеистическая картина,как кажется, входит в противоречие с рядом ключевых идей«Жизнеописания Аполлония». Закономерно возникает вопрос, не написаны ли эти произведения разными авторами, и,если нет, то как эти тенденции могут гармонично совпадать вмировоззрении одного писателя? Ответ на этот вопрос требует специального исследования жанровой природы обоих сочинений на фоне современной автору истории литературы.
Отответа на данный вопрос зависит и достижение поставленнойв данном диссертационном исследовании цели.Целью исследования является восполнение наших знанийо религиозной жизни римского общества конца II – первой половины III вв. на основе анализа сочинений Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» и «Героика». Достижениеуказанной цели делает необходимым решение следующихконкретных задач:• определение ближайших жанровых параллелей сочинений Филострата «Жизнь Аполлония» и «Героика»;• выявление новых тенденций в религиозной жизни эпохи Северов, воплощенных Филостратом в образе АполлонияТианского;• анализ образа Протесилая в диалоге «Героика» в связис особой популярностью, которую приобрел этот герой в эпоху империи;• раскрытие возможностей использования диалога «Героика» для реконструкции такого феномена в истории греческой религии, как культ Ахилла в Северном Причерноморье иСредиземноморье;• изучение вопроса о возможных сюжетно-смысловыхи стилистических связях «Жизни Аполлония» и «Героики» сраннехристианской литературой.В силу того обстоятельства, что «Жизнь Аполлония» и«Героика» пользовались в истории науки неодинаковой популярностью, решение поставленных выше задач в отношенииуказанных сочинений требует для каждого отдельного произведения особого подхода.
Поэтому, поскольку вопрос обисточниках VA и «историческом Аполлонии» к настоящемувремени разработан удовлетворительно нашими предшественниками, мы касаемся его лишь бегло, ставя акценты лишьна том, что имеет значение для исследования филостратовского Аполлония. Для решения же задач, поставленных переднами «Героикой» мы вынуждены в полной мере пользоватьсяметодами классической критики источников. Это касается впервую очередь вопросов изучения культов Ахилла в Троадеи в Северном Причерноморье.Методологическую основу исследования составляюттрадиционные методы филологического анализа текста. Вдиссертации применяется комплексный анализ, сочетающийизучение жанровой природы и сюжетно-смысловой организации текста с исследованием лексики.
Используется такжемеждисциплинарный подход к решению задачи, выражающийся в привлечении материалов и методики папирологии,эпиграфики, археологии и других смежных дисциплин.Научная новизна диссертации заключается в том, что в нейвпервые приобрело обоснование мнение о значимости произведений Филострата как полноценного источника по истории греческой религии. В результате проведенного исследования болееглубокое развитие и дополнительные аргументы получила идеяо том, что жанровая природа обоих произведений Филострата,восходящая к восточным жанровым прототипам, сама по себесвидетельствует о наличии серьезных религиозных сдвигов вэпоху Северов. В «Героике» как в диалоге-откровении наблюдается не только намеренная пропаганда культа героев средивысших кругов римского общества, что уже отмечалось в литературе, но также присутствуют следы эллинского сопротивления распространению восточных культов и христианства.
ВVA, в биографическом романе, имеющим своим прототипомжанр ближевосточной ареталогии, Филострат представляет аудитории новый идеальный образ эллинского мудреца-пифагорейца-мистагога. В работе также получили разрешение многиечастные проблемы, остававшиеся до сих пор непроясненными.Практическое значение работы определяется тем, чтоее выводы и исследовательская стратегия могут привлекатьсяпри разработке курсов лекций, спецкурсов и спецсеминаровпо истории античной литературы и истории античных религий, а также при написании учебных пособий по истории литературы и религии и при составлении историко-филологических комментариев к сочинениям Флавия Филострата.Апробация диссертации.