Отзыв научного руководителя (авт. Клинг О. А.) (Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр))
Описание файла
Файл "Отзыв научного руководителя (авт. Клинг О. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр), документы. PDF-файл из архива "Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ научного руководителя о кандидатской диссертации Ромашкиной М.В. «Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М.Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)» Диссертационная работа М.В. Ромашкиной являет собой в полной мере удавшееся автору соединение (его можно назвать органическим) собственно теоретико-литературных и конкретно-исследовательских моментов. Ее тема (дневник как литературная форма) сама по себе нова. Главное же, она получает в диссертации тщательную и объемную разработку.
Работу М.В. Ромашкиной отличает актуальность выбранной темы, научная новизна, фундаментальность, весомость поставленных задач исследования, убедительность в их решении. В первой главе рассматриваются различные определения термина «дневник», предлагаемые как европейскими, так и отечественными исследователями, рассматриваются черты, общие для жанра, а также частные проявления, приводятся сведения об истории и этапах возникновения жанра.
Здесь же рассматривается соотношение художественного и нехудожественного дневников, анализируются причины столь скорого появления художественного аналога дневника в мировой литературе. Вторая глава посвящена выявлению особенностей дневниковых записей Киркегора. В работе рассматриваются два дневниковых произведения: частный дневник Киркегора и роман «Дневник обольстителя». В этой же главе рассматриваются «Дневник обольстителя» и дневниковые главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», отмечаются общие черты этих произведений на уровне сюжета, системы персонажей, построении текста.
В третьей главе рассматривается личный дневник Франца Кафки, обосновывается взаимосвязь между мировоззрением и творчеством этого писателя и Серена Киркегора, фиксируются структурные и смысловые совпадения в текстах их дневников. У Киркегора, как и у Кафки, дневники— это самостоятельные произведения, воспринимающиеся как часть художественного наследия писателя. Четвертая глава посвящена анализу дневников писателей, которых принято считать классиками философии и литературы экзистенциализма, Альбера Камю и Ж.-П. Сартра.
При рассмотрении записных книжек Камю внимание уделяется жанровым особенностям текста, поскольку в данном случае можно наблюдать смешение непосредственно дневника и записных книжек. В этой же части проанализированы вопросы о самоидентификации Камю, отрицавшего связь своих произведений с литературой и философией экзистенциализма, а также те позиции, которые занимают относительно этого вопроса современные ученые-философы и литературоведы. В следующей части рассматриваются роман Ж.-П.
Сартра «Тошнота», написанный в дневниковом жанре, и его частный дневник. Для художественного произведения выбранный писателем жанр дневника крайне важен; дневник по временной протяженности занимает всего несколько месяцев, но благодаря разнообразным вставным текстам и воспоминаниям уходит на несколько десятилетий в прошлое. Именно благодаря форме дневника Сартру удается передать как экзистенциалистские переживания героя, так и их постижения, хотя само слово «экзистенциализм» в романе ни разу не упоминается. Диссертация М.В. Ромашкиной незаурядное научное явление, которое существенно обогатит теорию литературы, представление о жанре дневника.
Она опирается на множественность подходов к изучению литературы — как классических, так и новейших. Диссертация М.В. Ромашкиной выполнена на большом материале, с привлечением множества научных фактов, опирается на большую исследовательскую базу. Считаю, что диссертации М.В. Ромашкиной «Дневник как литературная форма ~С. Киркегор, МШ Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)» может быть представлена к защите, Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой ':.'-::::=-~™-=-:..", теории литературы филологического факул~й~ч'а // МГУ имени М.В. Ломоносова О.А.
Клинг .