Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
В младшем школьномвозрасте эти качества не имеют побудительной силы. В раннем подростковомпериоде качества выступают как побудители, источники активности, и затем, ушкольников с 6-го и по 11-й класс, происходит включение их в структуруценностно-смысловойориентировки,качестваначинаютигратьрольценностей.2.
Без специального формирования у учащихся Образа-Я, личностныекачества, выделяемые как положительные, не всегда включаются в структуруличностных ценностей, а потому не участвуют в ценностно-смысловойориентировке и не являются критерием выбора способа поведения.3.ПрипостроенииметодикпоизучениюОбраза-Янеобходиморуководствоваться соотнесением их с конкретной деятельностью, так как врезультате исследования было выявлено различие между ответами на вопросыо выборе качеств вне деятельности и в связи с конкретной деятельностью.4.Разработанныйапробированныйввариантисследовании,ценностно-нормативнойреализуетосновныеметодики,принципыпсиходиагностики и служит адекватным подходом к выявлению возрастных7особенностей формирования Образа-Я в единстве его когнитивного имотивационного компонентов (Образ-Я как регулятор поведения).Апробацияивнедрениерезультатовисследования.Апробациярезультатов исследования проводилась на кафедре психологии образования ипедагогики МГУ имени М.В.
Ломоносова (2009 г.); на научном совете попроблемамформированиямировоззренияучащихсяистудентовприПрезидиуме научной академии образования (2004 г.). Результаты исследованийобсуждалисьнаМеждународныхнаучныхконференцияхстудентов,аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2006», «Ломоносов 2007»,«Ломоносов 2008» (Москва, МГУ, 2006, 2007, 2008 гг.).
На основанииматериалов диссертации подготовлен факультатив – «Введение в психологию:особенности формирования стержневых образований личности» для 10-11-хклассов лицея № 1 им. Г.С. Титова г. Краснознаменска Московской области;так же материалы диссертации используются на уроках литературы в среднейшколе №9 г. Рузаевки. Материалы исследования нашли свое отражение в 4-хопубликованных работах.Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав,выводов,заключения,библиографическогосписка,включающего200источников, из них 20 на иностранных языках, и 14 приложений. Изложениематериала проиллюстрировано 29 таблицами и 14 графиками. Основной текстсоставляет 156 страниц.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обоснована актуальность исследования; определены объект,предмет, цель и задачи работы; сформулированы гипотезы; представленыметодологическиеоснованияиэмпирическиеметодыисследования;сформулированы положения, выносимые на защиту; показана научная новизна,теоретическая и практическая значимость работы.В первой главе «Проблема изучения возрастных особенностей ОбразаЯучащихсявпсихолого-педагогической8литературе»представлентеоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения Образа-Я.Данная глава включает в себя 3 параграфа.В первом параграфе приведены различные подходы к определению иструктуре Образа-Я.
В психологии понятия Образ-Я, Я-Концепция исамосознание идут как взаимозаменяющие понятия, причем трактуются ониразными авторами неоднозначно. При анализе литературы можно увидеть, чтоотсутствует четкое и единое понимание термина «Образ-Я». Объем исодержание определений «Я» варьируется от некоего аморфного образования опереживаемом,осознаваемом,действующем,ксистемепредставлений,сопряженных с оценкой и отношением к себе, до понимания «Я» как централичности, как части образа мира, имеющего тесную связь с мировоззрением.ВданнойработеЯ-Концепцияопределяетсякак«относительноустойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая какнеповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой онстроит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе» (Р.
Бернс).При отсутствии единства понимания структуры Образа-Я, на наш взгляд,можно выделить два подхода к разработке проблемы структуры Образа-Я.В первом подходе в структуре Образа-Я не выделяется мотивационногокомпонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так,С. Стейн определяет Я-Концепцию – «существующая в сознании индивидасистема представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту».Л.А. ВенгерговоритобОбразе-Якакосовокупностиобобщенныхсодержательных и оценочных представлений.Второй подход заключается в признании влияния мотивационногокомпонента (связь Образа-Я и поведения) на развитие Образа-Я.
Инымисловами,формируютсякомпонентавпредпосылкиструктуруОбраза-Я.длявключениямотивационногоТак,И.И. Чеснокова,определяетсамосознание как сложный психический процесс, который проявляется, преждевсего, в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя вразличных ситуациях деятельности общения, и выделяет в нем самопознание,самоотношениеисаморегулирование.9ПоР. Бернсу,Я-концепция—совокупность всех представлений индивида о себе, включая убеждения(представления индивида о себе), оценки (самооценки) и тенденции поведения(потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которыемогутбытьвызваныОбразом-Яисамооценкой).Наиболеежераспространенным является представление о структуре «Образа-Я» какединстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.),эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т.д.) и оценочно-волевого(стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов(А.В.
Петровский, М.Г. Ярошевский).В первом параграфе также указывается на недостаточную разработанностьметодик по выявлению уровней развития Образа-Я в единстве когнитивного имотивационного компонентов. Большинство авторов (А. Венгер; Т. Лири;И.И. Чеснокова и др.) производит распределение по уровням в зависимости отрезультатов наблюдений, свободных сочинений и собственных умозаключений(степень обобщенности).Во втором параграфе первой главы представлен анализ работ поизучению возрастных особенностей представлений о содержании своего «Я».Л.И. Божович, Р. Крайг, И.И. Чеснокова и др.
описывают изменения Образа-Я взависимости от биологического возраста ребенка, от начала формированияоснов, на которых в дальнейшем строится Образ-Я (младенчество), досформированного Образа-Я, чаще – это период подросткового возраста(Р. Крайг, И.И. Чеснокова).Другие же, и их большинство (Р. Бернс, И.С. Кон, В.С. Мерлин,М. Розенберг и т.д.), ставят вопрос о важности выделения уровней в процессеразвитияОбраза-Я.Онипредлагаютизучатьизменениесодержанияпредставлений о себе, т.е. переход от более объективных характеристик(внешние данные, физические характеристики) к субъективным (личностныекачества, идеи, установки) (Д.Б.
Броумли, W.J. Livesley).Р. Бернс предлагает в качестве критериев выделения уровней использоватьиерархию элементов «Я», их согласованность и обобщенность.10В третьем параграфе представлены теоретические предпосылки данногоисследования, послужившие основой для построения гипотез, а такжеавторская точка зрения на содержание основных понятий: о функциях ОбразаЯ, его структуре, критерии и принципы выделения уровней, а также построениеспециальной диагностической методики.Работа выполнена в рамках сформулированного Г.Е. Залесским ценностнодеятельностного подхода.
В качестве предмета изучения выступают ценностносмысловые образования личности, к которым относится Образ-Я. В основеподхода лежит представление об особой роли характера ценностно-смысловойориентировки (ЦСО) в формировании и функционировании личностносмысловых образований (мотивов, убеждений, ориентаций, установок). ПодЦСОпонимаетсясовокупностьобобщенныхприемовпознавательнойдеятельности (приемов анализа и оценки ситуации, выбора целей, поступков),при выполнении которых и достигается реализация личностью собственныхценностей.В работах Г.Е. Залесского сознание и самосознание взаимосвязаны: ониобъединены единым механизмом — ценностно-смысловой ориентировочнойдеятельностью. Задачей такой ориентировки (как основы поведенческого акта)является категоризация ситуации, ее оценка и определение (выбор) мотива, целей,операций будущего действия, поступка.На разных уровнях ЦСО по-разному представлены ценности личности.
Приситуативном способе ориентировки ценности выступают лишь как знания, они неимеют личностного смысла. При конформном типе ориентировки знанияпревращаются во взгляды, ориентации. При мировоззренческом уровне ценностистановятся убеждениями, им придается личностный смысл эталона, определяющеговыбор цели, мотива, поступка. Мировоззренческий тип выступает средствомориентировкивразнообразныхситуацияхисредствомсамосознания,инструментом коррекции своего «Я».Личностныеобразования,называемыекачествамиилисвойствамиличности, рассматриваются как один из видов ценностно-мотивационныхобразований(мотивов,установок,11убеждений,ценностных ориентаций,самооценок, притязаний).
В данном подходе выделена одна из важнейшихфункций Образа-Я как психологической категории, которая состоит восознанном выборе качеств личности, служащих для выделения мотивов, целейи стратегий поведения. Таким образом, мы полагаем, что развитие личностныхкачеств связано с характером мотивации и, тем самым, с той ролью, которуюони способны выполнять в структуре ЦСО.Г.Е. Залесским выделяются два компонента Образа-Я — мотивационный икогнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развитияОбраза-Я, особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, какпроисходит формирование каждого из компонентов, когда два компонентаОбраза-Я начинают взаимодействовать.Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления осебе.