Психологические критерии оценивания временных интервалов в профессиональной деятельности, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Психологические критерии оценивания временных интервалов в профессиональной деятельности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Показатели точности и устойчивости обладают высокойре-тестовой надежностью (коэффициент корреляции между первым ивторым тестированием равен 0,6, при р < 0,01). Они статистически значимосвязаны с такими личностными характеристиками, как тревожность,подавленность, депрессивность.Показатель точности ответов испытуемых - тау-индекс в интервалахоценивания (2, 3 и 5 секунд) не имеет корреляций с дисперсиями ответовиспытуемых(показателямиустойчивости).Следовательно,данныепоказатели не зависят друг от друга.Показатели точности и устойчивости не являются константнымивеличинами, они определяются особенностями стимульного материала(длины предъявляемого интервала в диапазоне от 2 до 6 секунд;модальности - свет/звук и структуры стимула - пустой/заполненный).Теоретическивыделенныеиэкспериментальноподтвержденныекритерии и принципы оценивания временных интервалов послужилиоснованиемдляразработкикомплексадиагностическихпроцедур,ориентированных на исследования чувства времени в профессиональныхгруппах,которымприходитсярешатьстрогорегламентированныевременные задачи.Третья глава «Разработка профессионально ориентированныхметодик диагностики чувства времени у спортсменов и музыкантов»посвященаанализуипроверкевозможностейкомплексаметодикдиагностики способности оценивать временные интервалы в рамкахпрофессиональной деятельности.Вэтойглавепредставленаразработкапрофессиональноориентированных методик диагностики чувства времени спортсменов имузыкантов.
Показана необходимость проектирования теста-тренажера дляразличных видов спорта, позволяющего трансформировать диагностическиеметодики в развивающие упражнения на основе принципа «регулирования14движений чувствованием» и использования в работе со спортсменамипсихологическойобратнойсвязи(информации)овременныххарактеристиках их действий.На первом этапе проводилось пилотажное исследование применениякомплекса диагностических методик в рамках углубленного медикопсихологического обследования спортсменов высшей профессиональнойквалификации – борцов–дзюдоистов с целью отбора релевантных методикдеятельности спортсменов. В исследовании приняли участие 11 человек,женщин, средний возраст которых составил 18 лет.
Для исследования былиподобраны психодиагностические и психофизиологические методики,которые отражены в Табл.1.Табл.1. Перечень методик, использованных для диагностики чувства времени икоординации движений спортсменов-дзюдоистов.Название методики1.Павловский опросник темпераментаЦель примененияДиагностикатипатемпераментаспортсмена2.Опросник«Временнаяперспектива Определение временной перспективы уличности» по методике Ф. Зимбардоспортсменов разного уровня3.Опросник «Психологический возраст» Определение психологического возраста(Кроник, Головаха)спортсмена4.Методика диагностики чувства времени Определение индивидуальных различий вопростой двигательной реакциивремени простой двигательной реакции назвуковойсигналиспособностиспортсменокточнооцениватьсвоелатентное время реакций5.Методика воспроизведения длительности Определение индивидуальной точности истимуловустойчивости воспроизведения заданныхвременных интервалов6.Методика диагностики функциональной Выявление особенностей межполушарнойасимметрии полушарий головного мозгаасимметрии головного мозга7.Методика диагностики силы-слабости Диагностикаособенностейнервнойнервной системысистемы8.Методика «Реакция на движущийсяобъект»9.Методика диагностики ведущей руки10.Методика диагностики координациидвижений рукОпределение точности ощущения времении пространства, психомоторных действий.Диагностика ведущей рукиОпределение интегрального показателякоординации движений рук, компонентовее структуры.15Послепрохождениявсехметодик,представленныхвТабл.1,спортсменами были отобраны как релевантные их профессиональнойдеятельностиследующиедиагностическиепроцедуры:Методикавоспроизведения длительности стимулов, Методика диагностики чувствавременипростойдвигательнойреакции,Методикадиагностикикоординации движений рук, Методика диагностики функциональнойасимметрии полушарий головного мозга и высказаны предложения поработе с данными методиками в тренировочном процессе.Навторомэтапепроведенаразработкапрофессиональноориентированных методик диагностики чувства времени у спортсменов имузыкантов на базе решения нескольких задач:1.Выяснить характеристики чувства времени - степени их близости успортсменок высшей профессиональной квалификации одной команды.и2.Установитьулучшитьэтихарактеристикинаэтапепредсоревновательной подготовки спортсменов.3.Изучитьвлияниепрофессионально-специфичныхфакторов(заполненность оцениваемых или воспроизводимых временных интерваловзвуками разной частоты, простыми движениями) на показатели точности иустойчивости оценивания временных интервалов спортсменками.Наследующемпрофессиональноэтаперазработкиориентированныетестовыебылисконструированызадания,учитывающиеспецифику спортсменов синхронного плавания.
Перечень методик приведенв Табл. 2.В экспериментальную группу вошли 14 девушек, средний возрасткоторых составил 17 лет.Дляизученияособенностейчувствавремениспортсменокиспользовался метод воспроизведения и оценивания стимулов различнойструктуры и продолжительности.Экспериментатор предъявлял с помощью прибора «Хроноскоп -2006» имеханического метронома интервалы различной длительности и частоты.16Табл 2. Перечень методик, использованных для диагностики чувства времениспортсменок синхронного плаванияНазвание методики1.Методика воспроизведениядлительности интервалов,задаваемых ударами метронома2.Методика воспроизведения«пустых» и «заполненных»интерваловЦель примененияОценить индивидуальную точностьвоспроизведения заданного метрономом темпа.Измерить величину «иллюзорного» искажениядлительности воспринимаемых интервалов подвлиянием факторов количества и частоты ударовметронома.Измерить степень влияния на чувство временидвух факторов, связанных с заполненностьюзаданного или продуцируемого интерваланепрерывным звуком и/или непрерывнымнажатием на кнопку ответа.3.Методика воспроизведенияпустых интервалов разнойдлительностиОценить чувство времени спортсменок безвлияния на него факторов, действующих в первыхдвухтестах.Оценитьиндивидуальнуюустойчивость чувства времени, его зависимостьот физической длительности оцениваемыхинтервалов.4.Методика оценивания временипростой двигательной реакцииИзмерить индивидуальные различия во временипростой двигательной реакции на звуковойсигнал и способность спортсменок точнооценивать свое латентное время реакцийИспытуемой требовалось максимально точно воспроизвести интервалыспомощьюспециальногопульта.Процессоцениваниявременныхинтервалов состоял из двух стадий – слушания и воспроизведения.
Задачаисследования - локализовать факторы (совокупность условий), влияющие настадиальность процесса оценивания временных интервалов. Были введеныразличиявпредъявленииэкспериментальногоматериала,которыезаключались в том, что в методике 1 звуковые стимулы задавались разнойчастоты – 4 и 6 стимулов в секунду, а в методике 2 - экспериментаторсначала предъявлял заполненный интервал, а испытуемый воспроизводилпустой, затем испытуемому требовалось воспроизводить «пустой» интервал«заполненным» звуком. Все спортсмены выполняли один и тот же переченьметодик.17Для диагностики чувства времени и выяснения возможных причининдивидуальных различий в показателях решения задач оцениваниявременных интервалов целесообразно использовать экспериментальнодиагностическийметод,проводитьдиагностикуспомощьюмногофакторных инструментальных методик по перечню, приведенному вТабл.2. с последующим анализом индивидуальных эффектов варьируемыхфакторов (частоты стимула – количества стимулов в заданном временноминтервале, структуры стимула – «пустой»/«заполненный»).
В задачевоспроизведения интервалов факторные эффекты (влияния факторов наточность решения задачи) могут проявляться как на стадии предъявления,так и на стадии воспроизведения интервалов.Результаты диагностики каждой спортсменки представлены в Табл.3.Табл. 3. Точность воспроизведения интервалов, задаваемых ударами метрономаИспытуемыеО. А.М. Д.П. Е.З.
Е.ТРЕНЕРА. В.С. М.Ш. В.П. С.В. К.Т. Л.В. Д.С. А.У. А.Средний по теступоказательвариациии характеристикаинтегральной точностивоспроизведенияинтервалов0,040,060,080,090,100,130,130,150,160,160,180,240,270,34Средние потесту тауиндексыКачественнаяхарактеристикачувствавремени1,000,991,010,981,081,010,901,131,131,140,851,191,230,69хорошеехорошеехорошеехорошеехорошеехорошееспешитотстаетотстаетотстаетспешитотстаетотстаетспешитвыс точвыс точвыс точвыс точвыс точвыс точвыс точсред точнсред точнсред точнсред точнниз точнниз точнниз точнИз Табл. 3 видно, что средние показатели вариации и характеристикиинтегральнойточностисогласуютсясосреднимикачественной характеристикой чувства времени.тау-индексамии18Было выделено два фактора: частоты и количества стимулов в заданномвременном интервале.
Они проявляются на разных стадиях решения задачипо воспроизведению этого интервала: первый фактор локализуется настадии воспроизведения интервала, а второй – на стадии его предъявления.Эти факторы оказывают индивидуально-своеобразное и разнонаправленноевлияние на чувство времени спортсменок. Первый фактор сокращаетобъективную длительность воспроизводимого интервала (интервал сбольшей частотой воспроизводится быстрее), а второй, - увеличиваетсубъективнуюдлительностьпредъявленногоинтервала(интервалсбольшим количеством ударов воспринимается как более длинный на стадииего предъявления).Влияние фактора заполненности интервала непрерывным звуком взависимости от условий решаемой задачи сказывается на любой стадии. Приего локализации на стадии предъявления интервала этот фактор увеличиваетсубъективную длительность. Если данный фактор локализован на стадиивоспроизведения интервала (когда испытуемый слышитзвук припродуцировании интервала), то объективная длительность этого интерваласокращается.Заполненность продуцируемого интервала непрерывным нажатием накнопку приводит к сокращению объективной длительности этого интервала,по сравнению с интервалом, продуцируемым двумя короткими нажатияминакнопку.Однакофакторзаполненностиинтерваланекоторымдвигательным или перцептивным актом оказывает влияние на оценкудлительности этого интервала только в том случае, когда испытуемыйобращает внимание на данный акт.