Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Подгруппа музыкантовс абсолютным слухом отличалась минимальным доминированием какого-либоиз полушарий мозга в процессе восприятия нот в сочетании с самым высокимуровнем продуктивности выполнения.26Одним из результатов проведенного исследования явилась апробациячетырех методик, направленных на оценку межполушарной организациифункций в двигательной и слуховой неречевой сферах.
Метод дихотическогомелодического прослушивания - Dichotic listening test music (F. Spellacy, 1970) оказался эффективным при оценке ведущего по восприятию мелодийполушария мозга у людей с музыкальным образованием и без такового. Даннаяметодика может быть использована не только для выявления индивидуальныхразличий в норме, но и для диагностики мозговых дисфункций. Об этомсвидетельствуют результаты пилотного исследования, проведенного на группебольных с локальными поражениями мозга (9 человек) с использованиеммодифицированноговариантаметодикидихотическогомелодическогопрослушивания.Методнотногомоноуральногопрослушиванияпоказалсвоюэффективность для определения ведущего полушария по переработке нотнойинформации в выборке испытуемых с музыкальным образованием и оказалсячувствительным к наличию абсолютного слуха.
Метод нотного дихотическогопрослушивания, построенного по аналогии с методом дихотического речевогопрослушивания, доступен для выполнения взрослыми и детьми с музыкальнымобразованием. С помощью этого метода возможна оценка ведущего повосприятию нот полушария мозга. Тест на определение ведущей рукиHanddominanztest(H.-J.Steingrueber,G.A.Lienert,1976)предоставляетвозможность объективной оценки ведущей руки и степени выраженности этогопредпочтения.В разделе «Обсуждение результатов» обсуждаются полученные данныеоб отличиях в латеральной организации функций у детей и взрослых с опытоми без опыта музыкальных занятий, рассматривается влияние музыкальнойпрактики и музыкальной специализации на латерализацию функций и наформирование межфункциональных связей.При анализе восприятия музыкальных стимулов (нот и мелодий), то естьфункции, напрямую связанной с профессиональными навыками музыкантов,27былиобнаруженызначимыеразличияпорядупоказателейвэкспериментальной и контрольной группах.В детской и взрослой экспериментальных группах преобладали значениялатерального показателя восприятия музыкальных стимулов близкие к нулю.При этом в этих группах выше оказалась и продуктивность восприятия музыки.Наиболеевысокаяпродуктивностьвосприятиямузыкальныхстимуловотмечалась именно при симметричных латеральных показателях, что говорит овысокой степени вовлечения обоих полушарий мозга.
Более активноевовлечение левого полушария мозга говорит о том, что у данных участниковпрослушиваниемузыкальнойинформациизадействуетиныестратегиивосприятия, включающие последовательный (сукцессивный) анализ и активноевовлечение речевой функции.У взрослых людей, профессионально занимающихся музыкой, былиобнаружены не только особенности латерализации музической функции, но иполучены данные, свидетельствующие о межфункциональных взаимосвязях вслуховой сфере: высокая продуктивность восприятия музыки сочеталась свысокой продуктивностью восприятия речи.
Таким образом, процессы развитияречи и музыкального восприятия могут рассматриваться как взаимосвязанные ивлияющие друг на друга. Этот факт подтверждается, в частности, даннымилонгитюдных исследований, показавших положительное влияние музыкальныхзанятий на развитие слухоречевой памяти у детей (Ho Y.-C., Cheung M.-C.,Chan A.S., 2003; Глозман Ж.М., Павлов А.Е., 2007).Отличия между экспериментальной и контрольной группами взрослыхбыливыявленыивлатерализациидвигательнойфункции.Вэкспериментальной группе взрослых музыкантов отмечалась менее выраженнаяасимметрия в сфере праксиса, что может быть связано с активнойпродолжительной тренировкой сложных моторных навыков.При анализе профилей латеральной организации функций у взрослыхмузыкантов и немузыкантов было обнаружено, что самую большую подгруппусреди немузыкантов составили праворукие (лица со «смешанным» профилем28асимметрии), тогда как среди музыкантов – правши.
В ПЛО правшей («чистыеправши») все три показателя – мануальный, слухоречевой и зрительный являются правосторонними, что говорит об однонаправленной латерализацииданных функций. В группе амбидекстров также преобладают правосторонниепоказатели в слухоречевой и зрительной сферах. Частую встречаемость средимузыкантов правшей можно понять, исходя из результатов исследованийпроизвольной регуляции у лиц с разными типами ПЛО. Некоторыми авторамибыла выявлена связь типов профилей латеральной организации функций спроизвольной регуляцией моторных и интеллектуальных функций. Оказалось,что правши наилучшим образом адаптируются к деятельности, протекающей вжестко регламентированных условиях и требующей высокого произвольногоконтроля моторики, а также проявляют большую способность к произвольномуускорению интеллектуальной деятельности (Хомская Е.Д, Ефимова И.В.,Сироткина Е.Б., 1988).
Описанная способность к высокому произвольномуконтролюмоторикичрезвычайновостребованапримузыкальнойисполнительской деятельности.Прианализерезультатовисследованиямузыкантовразныхспециализаций и музыкантов с абсолютным слухом выявились отличия в сфереслухового неречевого восприятия. В слуховой неречевой системе отмечаетсянакопление симметричного показателя восприятия нот в группе пианистов, чтосочетается с их значимо большей успешностью выполнения задания навосприятие нот в сравнении с остальными группами специализаций.Различение аккордов и входящих в их состав нот – привычная для пианистовповседневная задача. Также необходимо учесть, что аккорды звучали вфортепианном исполнении, а по данным ряда исследований, у музыкантов вответ на звучание своего инструмента активизируется большая площадьслуховых зон (Christo Pantev, 1998; Уэйнбергер Н.
В., 2005). Более всегосимметричный латеральный показатель восприятия нот оказался представлен умузыкантов с абсолютным слухом – в 92% случаев. Для музыкантов сабсолютным слухом характерно безошибочное определение высоты звука. Эта29способность проявилась в задании на восприятие нот в полной мере, и попродуктивности и эффективности они превзошли всех остальных музыкантов.Пораспределениюлатеральногопоказателявосприятиямелодийвыделялась группа вокалистов.
В сравнении с остальными группамиспециализаций у них чаще встречался симметричный латеральный показатель,что сочеталось с высоким уровнем продуктивности восприятия мелодий. Этиданныесоответствуюттомуфакту,чтопородупрофессиональнойдеятельности для вокалистов чрезвычайно важен именно мелодический слух.Таким образом, наблюдаемые отличия между группами музыкантовразных специализаций в слуховой неречевой сфере и характер полученныхотличий позволяют предположить, что характер ведущей деятельности влияетна межполушарную организацию функции восприятия музыки.Сопоставлениелатеральнойорганизациифункцийулюдей,профессионально занимающихся каким-либо видом деятельности, и людей безтакового опыта, позволяет затронуть проблему функциональной пластичностимозга в норме. Анализ межполушарной организации функций позволяетполучить информацию о степени их латерализации, изучение сочетания уровняпродуктивности с латеральными показателями выявляет ту латеральнуюорганизацию, при которой функция реализуется наиболее успешно.
Анализмежполушарной организации функций у людей, профессионально связанных смузыкальной деятельностью, выявил особенности латеральной организациимоторнойисенсорнойфункций,свидетельствующиеобактивноммежполушарном взаимодействии в процессе их осуществления. С точки зренияобеспечения музыкальной деятельности, по данным разных авторов, важнароль как правого, так и левого полушарий мозга. Различается лишь подход кисследованию вклада полушарий в обеспечение музыкальных процессов: связьотдельных процессов с работой разных полушарий мозга, или же связьполушарий с переработкой информации на глобальном или локальном уровнях(Altenmueller Е.О., 2003).В результате постоянных музыкальных тренировок работа обоих30полушарий мозга все больше интегрируется в процессе осуществлениявырабатываемых моторных и сенсорных навыков, что может приводить квовлечению полушарий в обеспечение музыкальной деятельности почти вравной степени, нивелируя преобладание активности одного из них, что чащесвойственно нетренированным в данном виде навыка людям.
Важно отметить,что у людей без опыта занятий музыкой в обеспечении музической функции вбольшей степени, чем у музыкантов, участвует правое полушарие мозга. Левоеполушарие у музыкантов берет на себя не совсем специфичную для него(правополушарную) функцию. Нельзя исключить, что это происходит за счетвовлечения «дополнительных» зон. В теории системной динамическойлокализации функций одним из принципов мозговой организации являетсяпринцип динамичности, изменчивости. Одним из проявлений этого принципавыступает«функциональнаямногозначность»мозговыхструктур(Корсакова Н.К, Микадзе Ю.В., 2008). Многие мозговые структуры приопределенных условиях могут включаться в выполнение новых функций,входить в состав разных функциональных систем, что может происходить ипри такой ведущей деятельности, как музыкальная практика. Вовлечение зонлевого полушария мозга и формирование межфункциональных интеграций умузыкантов можно также понять с позиции теории Э.
Голдберга (Голдберг Э.,2003). Им было введено понятие «градиент» для описания мозговойорганизации в «высших» отделах мозга, в неокортексе. На основе тщательногоанализа последствий повреждения новой коры он предположил, что имеетместо постепенный переход от одной когнитивной функции к другой,соответствующий последовательной непрерывной траектории на поверхностикоры.
С точки зрения градиентного принципа, в реализации активноразвивающейся функции могут задействоваться соседние зоны коры.Различными авторами высказывалась идея о том, что и музыкантам, ивообще творческим личностям свойственно повышение способности кинтеграции функций обоих полушарий мозга (Леви Д., 1995; Bryden M.P.,1982). При этом важную роль играют задатки, предрасположенность к такой31интеграции, которая может быть задана генетически, а с другой сторонысущественнарегулярнаятренировкавизбранномвидедеятельности.Особенности латеральной организации функций изучались на моделяхразличных видов способностей, относящихся не только к искусству, но и кточным наукам. Так, среди математически одаренных подростков чаще, чем вконтрольной группе, встречались амбидекстры и меньше было правшей иправоруких (Лукьянчикова Ж.А., Ениколопова Е.В., Степанова О.Б., 2006).Аналогичное снижение выраженности асимметрии, но уже в слухоречевойсфере, отмечалось у лиц с языковыми способностями (Котик Б.С., 1992).Указанныеданные,полученныеприисследованииразличныхвидовспособностей – музыкальных, языковых, математических – позволяютвыдвинуть предположение о том, что определенная степень билатерализации,выражающаяся в слабых или нулевых асимметриях переработки информациипри достаточно высокой продуктивности или при наличии определенныхспособностей, может означать большую гибкость когнитивных стратегий.Полученные в работе данные о высокой степени межполушарноговзаимодействия в двигательной и сенсорной сферах и о формированиимежфункциональныхмузыкантов,асвязейтакжевслуховойрезультатысфереуисследованийпрофессиональныхдругихавторов,демонстрирующие влияние музыкальных занятий на паттерны активации вслуховой коре мозга у взрослых немузыкантов (Trainor L.J., Shahin A.