Моральные ценности, страница 7

PDF-файл Моральные ценности, страница 7 Философия (29803): Диссертация - Аспирантура и докторантураМоральные ценности: Философия - PDF, страница 7 (29803) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Моральные ценности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

И палитра оценок многообразна. Более того, плюрализмоценок является нормой существования общественной нравственности. Напрактике же и в теории очень часто совершается непроизвольная,26неосознаваемая подмена в сознании понятия ценности на понятие оценки,подобную подмену тезисов можно обозначить как «аксиологическуюошибку».Объективность ценностей означает также, что относительна всякая«переоценка ценностей». Собственно, эта знаменитая программа имеетсмысл лишь в том случае, когда она связывается именно с переоценкой,ибо можно действительно по-разному оценивать одну и ту же ценность.Ценности же, как и объективные качества, законы, порушить невозможно,можно лишь изменить их, изменяя сами предметные носители этихценностей.Отличительной чертой моральной ценности как объективногокачества является также то, что она предстаёт по своей природе особымкачеством.

Моральная ценность непосредственно не проявляется вфизическом пространстве и времени, она не есть первичное качество и неощущается отдельными органами чувств. Её отражение сознанием носитболее сложный характер и осуществляется через восприятие, интуицию,умозрение.

Моральные ценности предстают как идеальные качества вплатоновском понятии идеального, за тем лишь исключением, что они несуществуют независимо от их предметных носителей. И по этому ониболее подобны формам Аристотеля.Реальные вещи природы и общества, естественные и созданныечеловеком, как и сам человек, обладают множеством свойств, в том числеценностных. Они, по большей части, одновременно сопричастны добру излу. При этом наблюдается языковая омонимия, когда одним и тем жесловом обозначаются как материальные феномены, так и их ценности. Ноотождествление ценностей и их предметных носителей предстаёт«натуралистической ошибкой», отмеченной Дж. Муром.Следующая важная особенность моральных ценностей состоит втом, что они могут быть положительными или отрицательными, но несопричастными тому и другому одновременно, т.е.

они не могутхарактеризоваться двумя противоположными качествами, что характернодля реальных отдельных объектов и субъектов. Таким образом, моральныеценности не содержат в себе противоположных качеств, т.е. качеств добраи зла одновременно и предстают «одновалентными».

Но вне себяморальные ценности имеют, могут иметь, противоположные себеценности.Отмеченные свойства моральных ценностей позволяютотделить реальный социальный, естественный феномен и егоодноимённую ценность.В параграфе третьем «О трансцендентности и всеобщностиморальных ценностей» раскрываются свойства трансцендентности ивсеобщности моральных ценностей.Трансцендентность моральныхценностей означает, что их невозможно всецело «вывести» из доступной27чувствам природы, что они не формируются непосредственно подобнойприродой и только ею, они обладают определённой онтологическойавтономностью.

Трансцендентность моральных ценностей проявляется втом, что они существуют относительно независимо от конкретногоматериального бытия, его пространства и времени, «выходят» за пределыобычного чувственного опыта.Следующее важнейшее свойство моральных ценностей –всеобщность. Моральные ценности всеобщи в том смысле, что с нимиинтенционально связано всё реальное, всякая форма и вид бытия. Это неозначает, что любая вещь есть совокупность всех моральных ценностей,это означает лишь то, что любая вещь, любой предмет, любой субъектсопричастны добру и злу в той или иной степени.Признаниетрансцендентности ценностей добра и зла значительно расширяет сферуморали, этики.Со всеобщностью моральных ценностей сопряжено такое явлениекак «моральность». Моральность - это моральные ценности конкретныхобъектов и субъектов, а также поле определённых отношений, которыеформируются вокруг данных объектов и субъектов, когда к ним подходят снравственно ценностной стороны.Следует отметить, что если несуществует развитой морали природы, включающей в себя определённоесознание, то существует определённая моральность природы и природныхявлений.

Если же рассматривать моральность как определённый видморали, то следует признать космический характер морали.Моральные ценности являются аксиологическими качествами и кактаковые обладают рядом собственно ценностных формальных свойств.Так, им присущи единство и единственность, о которых писали ещёнеокантианцы.Глава 2 «Содержание моральных ценностей. Проблема зла игреха» посвящена исследованию содержания моральных ценностей,диалектике добра и зла, зла и греха.В параграфе первом «Содержание моральных ценностей:положительные и отрицательные моральные ценности» раскрываетсясущность и содержание положительных и отрицательных моральныхценностей. С содержательной стороны моральные ценности предстаютценностями добра и зла.

«Добро» в широком смысле слова обозначает, вопервых, класс объектов и субъектов, наделённых определённыхсвойствами, и, во-вторых, класс определённых свойств, качеств, илиценностей, что входит в объект нашего исследования. «Положительные»моральные ценности и есть ценности добра.С нашей точки зрения, на ценности как специфические объективныекачества вполне правомерно использовать понятие «отрицательная»ценность как номинальное для обозначения ценностей, противоречащих по28содержанию положительным ценностям. «Отрицательная» моральнаяценность существует сама по себе как определённое качество, а именно,как специфическое свойство, прежде всего, таких свойств как уродство,насилие, эгоизм, злоба и т.п.

Эти качества «отрицательных» качеств неявляются просто недостатком добра, а предстают по содержанию своемусовершенно иными качествами. «Отрицательные» моральные ценности иесть ценности зла.Параграф второй «Зло и грех» посвящён анализу понятий зла и грехаи их диалектики. Зло не является относительным добром. Относительноедобро – это также всегда добро, а не зло, хотя и не полное. Добро никогдане переходит во зло, хотя любой объект и субъект причастны добру и злу.И «тонкой» границы между добром и злом не существует, её нет кактаковой в реальности.Ценности добра и зла являютсяантагонистическими свойствами, существующими изначально различно вдействительности или в возможности.

Когда утверждается, что данныйпредмет или данное свойство, отношение может быть добром и злом, тоэто может быть истинным, но это не означает, что добро может быть злом.В данном случае конкретный объект или субъект предстают носителямиценности и добра, и зла. В иной системе то или иное явление можетпредстать и в иных моральных качествах.

Добро, несомненно, можетсуществовать без зла. Зло же не может существовать автономно, онопредстаёт лишь отрицанием добра, оно по сущности своей есть нечторазрушительное, а не созидающее, творческое. Обычная ошибка вутверждении о том, что добро не может существовать без зла, как безсвоей противоположности, состоит в том, что здесь ценность добра и злане отделяется от оценки добра и зла, т.е.

совершается аксиологическаяэтическая ошибка.Но оценка положительная может быть дана не через сравнение сотрицательной ценностью, а через соотношение с верхним положительнымпределом или с моральным абсолютом. Неравнозначность добра и злаимеет важное значение для их правильной оценки и правильногопрактического отношения к ним.Зло необходимо правильно соотносить не только с добром, но и сгрехом.

Мы считаем, что понятие «греха» можно и нужно использовать всветской этике как определённую категорию. С нашей точки зрения, грехозначает, во-первых, поступок, который есть творчество зла и нарушениепринципа максимина, когда существует действительная или возможнаясвобода выбора, а, во-вторых, отрицательную моральную ценностьподобного поступка. Грех есть разновидность зла, и характеризует зло сточки зрения ответственности и долженствования свободного и разумногосубъекта.29Всякий грех есть зло, но не всякое зло есть грех. Человек несётнравственную ответственность за всякое зло, и особую нравственную, и вомногих случаях правовую ответственность, за совершённый грех.Существуют также действия, качества, отношения, сущности,которые не являются греховными по своим ценностям, но предстаютпроявлением иного вида зла.

Подобные феномены можно определить какадиафорные.Отношение зла и греха носит исторический характер. Мера грехаопределяется уровнем нравственного состояния общества и человека,степенью свободы выбора, ценностным рангом совершаемых актов. Ниодин человек не может избежать зла, но человек может и должен избегатьгреха, - отсюда и особая ответственность человека за совершённый грех.Грех, связанные с ним проблемы составляют предмет этики греха.Этика греха обращает внимание как на ценность мотивов, так и наценность результатов, что совершается через моральную оценку самихдействий – анализ свободы выбора, принципа максимина и др.Глава 3 «Структура мира моральных ценностей» посвященаисследованию фундаментальных, базисных моральных ценностей и ихструктуре.В первом параграфе «Понятие фундаментальных моральныхценностей» даётся анализ аксиологических классификаций, раскрываетсясущность понятия фундаментальных моральных ценностей и ихсодержания. Наиболее общими, фундаментальными ценностями добра,собственно составляющими содержание «моральности» добра, предстаютс нашей точки зрения моральные ценности бытия, единственности иединства.

Данные ценности лежат в основе системы ценностей добра каксистемы положительных моральных ценностей.Выше названные три основополагающие ценности добрарассматриваются нами как абсолютные и фундаментальные. Абсолютныеморальные ценности составляют лишь часть «морального абсолюта».Моральный абсолют есть «вечное» в мире добра. И как таковойморальный абсолют проявляется и в содержании, и в форме моральныхценностей. С содержательной стороны моральный абсолют предстаёт,прежде всего, как совокупность определённых фундаментальных,базисных и системных ценностей добра. Со стороны же формы абсолютявляется как определённая логика морали и нравственности, как структураеё ценностей.Фундаментальность отмеченных трёх моральных ценностейозначает, что они предстают основой добра, любых базисных, системныхи предметных нравственных ценностей. «Моральность», «добро» того илииного явления, вещи, предмета, субъекта определяется мерой30«воплощения», «реализации», «объективации» или «опредмечевания» вних данных трёх ценностей добра.Второй параграф «Понятие базисных моральных ценностей.Структура базисных моральных ценностей и её основные принципы»посвящён анализу базисных моральных ценностей и их структуре.Базисные ценности предстают непосредственным проявлениембытия, единственности и единства как фундаментальных ценностей добра.И для каждой конкретной сферы бытия можно выделить три основныебазисные ценности, которые определяют «моральность», добро или злоконкретных объектов и субъектов.

Подобный подход к структуре мираценностей находит своё яркое проявление при анализе ценностейсоциальных в деятельностном подходе.Нравственный опыт свидетельствует, что базисные ценности добрасуществуют даже в мире неживой и живой природы. В социальном миреосновополагающими базисными ценностями являются- «жизнь»,«личность» и «единство».Базисные моральные ценности«развёртываются», реализуются через системные и предметные ценности.Критерием ранга моральных ценностей, с нашей точки зрения,может быть следующий: более высокой по рангу является моральнаяценность, которая характеризует более полную реализацию, возможнуюили действительную, бытия, единства и единственности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее