Моральные ценности, страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Моральные ценности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Такое усечённоепонятие ценности, выработанное на основе общих мировоззренческихидей о ценностях, в этике, включающей в себя и учение о конкретныхценностях бытия, подкреплялось соображением, что ценностные сужденияявляются аналитическими. Само понятие «моральная ценность» являетсядля такого подхода некоей бессмыслицей, ибо понятие «мораль», когда мыего употребляем, уже означает для нас «добро», «зло» и тому подобное.И это верно для определённого позитивистского идеала научногознания. Однако с аксиологической точки зрения ценностные сужденияпредстают содержательными, синтетическими, и, следовательно,информативными. Они дают новое ценностное знание об объектесуждения.
Кроме того, эти суждения и понятия имеют разное значение взависимости от контекста.В советской этике есть и исследования отдельных ценностей,например, справедливости, идеала, смысла жизни и других. Однако вподобных исследованиях было в основном представлено традиционноепонятие ценностей как субъективно-объективных значений.Нопримечателен сам факт возрастания интереса у советских этиков к1Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974. - С. 215.23ценностному подходу, к анализу конкретных моральных ценностей.Решение этих проблем требовало, с нашей точки зрения,более«широкого», «объективного» подхода к самим ценностям, что постепеннои стало утверждаться как одно из направлений в советской философии иэтике.
Советская этика имела большой идейный и творческий капитал, чтоопределило и определяет дальнейшее развитие уже российской этики.Часть 2«Сущность и специфика моральных ценностей»посвящена исследованию важнейших свойств моральных ценностей,анализу системы ценностей добра и зла, её структуре, раскрытиюосновных форм и свойств существования моральных ценностей.Глава 1 «Природа и аксиологическая сущность моральныхценностей» посвящена проблемам дефиниции моральных ценностей, ихобъективности, трансцендентности и всеобщности.В параграфе первом «К вопросу о дефиниции моральных ценностей»раскрывается сущность проблемы определения ценностей. Определениеценности является проблемой в современной философии. Сейчас нетобщепринятого определения ценности, даже нет единой классификацииэтихопределений.Существуетпозитивнаяконструкциямеждисциплинарного понятия ценности, которая характеризуетсяпризнанием множественности форм существования ценностей.
С её точкизрения ценности, во-первых, есть общественные идеалы; во-вторых,ценности предстают как «зафиксированные в культуре предметныевоплощения»; в-третьих, ценности существуют в форме личностныхценностей.Отдавая должное данному подходу и соглашаясь со многими егоположениями, мы в то же время не можем всецело принять подобноепонятие ценностей. С нашей точки зрения, некоторые выводы данногоанализа требуют корректировки.Так, вызывает возражениеотождествление ценностей с идеалами. Идеалы, нормы являются лишьсубъективной формой осознания ценностей или же могут предстать однимиз видов ценностей.С нашей точки зрения, ценность есть определённое объективноекачество, которое может являться субъекту и как значение, но которое несводимо к значению.
С реалистической точки зрения, развиваемой нами,ценностями, в том числе моральными, обладают не только субъекты иобъекты социума, но и объекты природы.Несомненно, что естьспецифические ценности социума, человека, и очень многие положениясторонников социологизации ценностей относятся именно к подобнымценностям.Можно дать следующее определение ценности: ценность естьособое качество, которое связано с объектами и субъектами, ихарактеризует их единственность, единство, их место во всеобщей24взаимосвязи.Моральные ценности, соответственно, определяются какособые свойства объектов и субъектов, характеризующие ихединственность, единство, их место в мире с позиций добра и зла.Второй параграф «Проблема объективности моральных ценностей»посвящён проблеме объективности моральных ценностей.
В защитуданного положения свидетельствует факт определённого единства внаших нравственных оценках, теориях, дискуссиях. Оценки, идеи ободной и той же моральной ценности, несомненно, субъективны,плюралистичны, но мы всегда знаем хотя бы отчасти, что оценивается, чтоотражается в идеях, о чём идёт спор, мы можем понимать другого. Впользу объективности и трансцендентности морали свидетельствует иналичие общечеловеческих моральных ценностей.В современную эпоху постиндустриализма интенсивно развиваетсяглобализация, когда не правомерно жёсткое разделение «своих» и«чужих». Одним их объективных всеобщих оснований сосуществованияразличных человеческих субъектов, этносов, культур, цивилизаций и ихвзаимодействия в прошлом, в настоящем и в будущем, принимающимглобальный характер, являются, в частности, объективные моральныеценности, язык добра.
И в этом смысле мораль обладает специфическойавтономией, в том числе по отношению к религии и к этносу.Важным аргументом в пользу реализма в вопросах нравственноаксиологических является факт моральной самоценности природы. Длясубъективных концепций моральных ценностей остаётся до концанеразрешимой проблема всеобщности и независимости морали, включая ипроблему «моральности природы». Целые пласты бытия при отрицанииобъективных моральных ценностей оказываются «обесценёнными», какякобы не имеющими какой-либо ценности.Одной из причин,заставляющей учёных отказываться от понимания моральных ценностейкак объективных качеств, состоит в том, что мораль не распространяетсяими на сферу природных явлений, а связывается только с человеком.За объективность моральных ценностей свидетельствует и фактнравственной самоценности всего существующего.
Всё существующееобладает определённой самоценностью уже в силу самого факта бытия.Один и тот же предмет при этом может оцениваться нравственно поразному, проявлять разную моральную значимость. Подобное различие вценностях казалось бы одного и того же предмета, не опровергаетобъективности ценностей, ибо, на самом деле, в каждом из таких случаевмы имеем дело не с тождественными предметами, а лишь с аналогичными.Любой предмет, любая вещь всегда находится в той или иной конкретнойсистеме, и в том или ином качестве, но уже потому и ценности этого,казалось бы, идентичного предмета разные.25В пользу отстаиваемой здесь реалистической аксиологическойпозиции служит и религиозный опыт, в частности, многие положенияхристианского Церковного Писания и Предания. Для нерелигиозногоподхода, для светской этики в целом этот опыт не является, конечно,аргументом.В данной работе и мы не рассматриваем его какдоказательство отстаиваемой нами идеи объективности моральныхценностей.
Мы лишь стараемся показать, что данная идея не противоречитопределённому религиозному мировоззрению.В философии существует давняя традиция подходить к некоторымявлениям морали как к объективным феноменам и не замыкать их начеловека или только на его сознание.Так воспринимал благо,справедливость Платон, связывая их не только с человеком, но и собществом, космосом в целом. Мораль была свойством объективнойсубстанции для Спинозы, Лейбница. Альберт Швейцер считал, чтоединственно возможный основной принцип нравственного означает нетолько упорядочение и углубление существующих взглядов на добро изло, но и их расширение. Идею об объективности ценностей отстаивалиранний М.
Шелер и Н. Гартман. И в известной мере мы стараемсяпродолжить данную традицию.Из русских мыслителей Вл.С. Соловьёв, признав объективноеабсолютное Добро, безусловный нравственный порядок, или ЦарствоБожие, утверждал и о наличии объективного нравственного смысла заприродными, социальными явлениями и видел «всеобщее оправданиедобра» в «распространенииего на все жизненные отношения».Объективный подход к моральным явлениям обнаруживается у С.Н.Булгакова, у Н.О. Лосского.Стихийный реализм в представлении о моральных ценностяхприемлем и для здравого смысла, что получает отражение в обыденномязыке.Идея об объективности ценностей стала в определённых формахутверждаться и среди современных российских философов, занимающихсяаксиологическими проблемами.
Об этом свидетельствует, в частности,прошедший в 2005 г. IV Российский философский конгресс.Объективность моральных ценностей нельзя понимать в духеплатоновского объективизма идей. Моральные ценности не существуютсамостоятельно вне объектов и субъектов. Они есть определённыесвойства этих объектов и субъектов и предстают объективными постольку,поскольку не зависят от интересов, желаний людей.Следует также осознавать, что одна и та же ценность может быть поразному оценена.