Моральные ценности, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Моральные ценности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Алексеева, В.Г. Афанасьева, В.С. Библера, А. Боннара, П.Бурдье, Э. Гидденса, А.Я. Гуревича, Т. Карлейля, И.С. Кона, П.В. Копнина,В.Н. Кудрявцева, К. Лоренца, Н. Лумана, А.И. Малинкина, М. Малкея,В.С. Нерсесянца, А. Риха, А. Смита, В.М. Соколова, Б.С. Украинцева, Д.Узнадзе, А.Д. Урсула, С. Хантингтона, Ф. фон Хайека, В.П. Эфроимсона идр.Кроме того, в диссертации использована литература по методологиинаучных исследований, по проблемам культуры, истории и т.п.Вспомогательным материалом для изучения реального бытия ценностейпослужили произведения писателей, публикации периодической печати.Научная новизна исследований. Изучение проблемы моральныхценностей способствовало формированию ряда положений, имеющихнаучную новизну как для общей теории ценностей, так и для общей теорииморали, а также для более частных этических дисциплин, таких какхозяйственная этика, политическая этика и др. К наиболее значимымрезультатам можно отнести следующие:• Установлено, что ценность есть особое качество, которое связано собъектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, ихместо во всеобщей взаимосвязи.Моральные ценности есть особыесвойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность,единство, их место в мире с позиций добра и зла.• Выявлено, что ценности как особые объективные качества нельзяотождествлять со значениями, возникающими в субъектно-объектныхотношениях, в которых одним из контрагентов значащего отношениявыступает оценивающий субъект.
Ценность не тождественна значению попричине своейтрансцендентности, определённой независимости отсубъекта, в то время как значение, так или иначе, субъективно. Ценностьюможет обладать и то, что не имеет никакого значения для субъекта.Отождествление ценности и значения приводит к чрезмернойсубъективации ценностей, когда игнорируется их объективнаясамоценность.• Показано, что моральные ценности характеризуются множествомсвойств. Одним из существенных свойств моральных ценностей предстаётих объективность.
Признание объективности ценностей не позволяетсвести их к субъективному значению и способствует ограничениюморально-ценностного релятивизма и нигилизма, ставит пределсубъективному произволу в сфере морали.• Обосновано, что моральные ценности предстают формами добра изла. По своей природе ценности добра и зла являются особымикачествами, не тождественными природным свойствам, сущностям,отношениям. Мораль, с одной стороны, интенционально связана с11определённой «материей», с реальным бытием, с жизнью.
С другойстороны, и объект также нельзя всецело отделить от его нравственныхкачеств.• Согласно развиваемой концепции, мораль включает в себясистему определённых ценностей, специфический ценностный «срез»бытия; нравственность, как она функционирует в обществе, в человеке,при этом не сводима к ценностям, ценности предстают одной из четырёхосновных её подсистем: системы нравственного сознания, действий,отношений, ценностей.Ценности, при таком подходе к ним,рассматриваются как выполняющие латентную функцию в системеморали, а также как реализующие функцию включения человека всуществующие культурные системы.• Выявлено, что важной особенностью моральных ценностейявляется то, что они могут быть положительными или отрицательными,но не сопричастными тому и другому одновременно, т.е. они не могутхарактеризоваться двумя противоположными качествами, что характернодля реальных отдельных объектов и субъектов.
Моральные ценности несодержат в себе противоположных качеств, т.е. качеств добра и злаодновременно и предстают «одновалентными».•Показано, что моральные ценности являются не толькообъективными, но и трансцендентными. Трансцендентность моральныхценностей означает, что их невозможно всецело «вывести» из доступнойчувствам природы, что они не формируются непосредственно подобнойприродой и только ею, а обладают определённойавтономией.Трансцендентность моральных ценностей проявляется в том, что онисуществуют относительно независимо от конкретного материальногобытия, «выходят» за пределы обычного чувственного опыта.•На новом основаниирассмотрена структура моральныхценностей.Показано, что мир моральных ценностей предстаётупорядоченным множеством, системой с определённой структурой.Наиболее общими, фундаментальными ценностями добра предстают снашей точки зрения моральные ценности бытия, единственности иединства.
Данные ценности лежат в основе системы ценностей добра каксистемы положительных моральных ценностей.История моралисвидетельствует, что все три отмеченные всеобщие ценности добраприсутствуют в любой исторически конкретнойморали, какопределённом ценностном порядке того или иного общества.• Выявлено, что основные фундаментальные ценности добраразвертываются в систему более частных ценностей, среди которыхможно выделить базисные для той или иной сферы бытия, а затемсистемные. Среди последних, в свою очередь, выделяются важнейшиеили главные системные ценности конкретных природных, социальных,12экзистенциальных образований. Системные ценности «разворачиваются»через частные предметные ценности добра и зла. Таким образом,образуется система моральных ценностей с определённой структурой ипринципами.•Показано, что существуют абсолютные и относительныеморальные ценности.
Абсолютная моральная ценность определяетсяместом, рангом вещи, предмета, субъекта во всеобщей действительной ивозможной взаимосвязи вещей, предметов, субъектов с позиций добра изла.Относительная моральная ценность определяется местом вдействительной взаимосвязи вещей, предметов, субъектов.Всеконкретные предметные ценности добра и зла являются относительнымиморальными ценностями. Относительные моральные ценности добра неесть зло, а предстают неполной реализацией соответствующихабсолютных моральных ценностей.Основные положения, выносимые на защиту.1.Ценность нельзя отождествлять с оценкой, в том числеодноимённой, ибо если ценность объективна, то оценка субъективна.Отождествление ценности и одноимённой оценки мы определяем как«аксиологическую ошибку».2.
Зло не является относительным добром. Относительное добро –это также всегда добро, а не зло, хотя и не полное. Добро никогда непереходит во зло, хотя любой объект и субъект причастны добру и злу.Утверждение, что данный предмет или данное свойство, отношение можетбыть добром и злом, следует понимать лишь в том смысле, что данныйконкретный объект или субъект предстают носителями ценностей и добраи зла. В иной системе то или иное явление может предстать и в иныхморальных качествах.3.
Добро, несомненно, может существовать без зла. Зло же не можетсуществовать автономно, оно предстаёт лишь отрицанием добра. Ошибкав утверждении о том, что добро не может существовать без зла, как безсвоей противоположности, состоит в том, что здесь ценность добра и злане отделяется от оценки добра и зла, т.е. совершается аксиологическаяошибка.4.
Зло необходимо правильно соотносить не только с добром, но и сгрехом. Грех есть разновидность зла, и характеризует зло с точки зренияответственности и долженствования свободного и разумного субъекта.Всякий грех есть зло, но не всякое зло есть грех. Человек несётнравственную ответственность за всякое зло, и особую нравственнуюответственность за совершённый грех.135.
Существуют также действия, качества, отношения, сущности,которые не являются греховными, но предстают проявлением иного видазла. Подобные феномены можно определить как адиафорные.6. Со всеобщностью моральных ценностей сопряжено такое явлениекак «моральность». Понятие «моральность» можно использовать дляобозначения совокупности всего того, что связано с моральнымиценностями конкретных объектов и субъектов. Моральность - этоморальные ценности конкретных объектов и субъектов, а также полеопределённых отношений, которые формируются вокруг данных объектови субъектов, когда к ним подходят с нравственно ценностной стороны.
Несуществует развитой морали природы, включающей в себя как элементсознание, но существует определённая моральность природы и природныхявлений. Рассматривая моральность как вид морали, мы признаём еёопределённый космический характер.7. Система моральных ценностей включает в себя моральныеценности природы, общества и личности. Существует определённаяморальность неживой и живой неразумной природы. В числе важнейшихбазисных моральных ценностей природы выделяются благо, жизненность,органичность и другие.Кроме перечисленного, в диссертации высказывается ряд гипотездискуссионного характера, направленных на привлечения вниманияроссийских этиков к соответствующим проблемам.
К ним принадлежитпредположение об определенных моральных ценностях неживой и живойнеразумной природы, не отмеченных в автореферате, об определённыхнравственно-аксиологических оценках собственности, государства, войныи т.д.Теоретическая и практическая значимость работы. Концепцияморальных ценностей как форм добра и зла, являющихся определённымикачествами объектов и субъектов, построенная с учётом этикоаксиологическихтрадиций, способна усилить методологическоеобеспечение этических, аксиологических и конкретно-социологическихисследований состояний ценностей и морали в обществе.