Моральные ценности, страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Моральные ценности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Этонисколько не умаляет право, и не низводит его на один из «уровнейморали», не делает его «минимумом нравственности», а напротив,возвышает право как одного из важнейших факторов социального бытия вцелом, и морали в частности.С нашей точки зрения, системными моральными ценностями праваявляются легальность, достоинство и равенство. Легальность какморальная ценность есть качество законности, соответствующейценностям добра.
Легальность как положительная моральная ценностьесть самодостаточность права и закона, основанная на их самоценности.Она означает достоинство права и закона как таковых, их легитимность, иопределяет уважительное отношение к праву и закону со стороны человекаи общества, характеризует их – человека и общества – правовую инравственную культуру.С легальностью связана проблема нравственно-аксиологическойоценки наказания. С нашей точки зрения, нет каких-либо оснований39считать нравственно легальным само наказание за любое нарушениезакона.Следующей системной нравственной ценностью права, с нашейточки зрения, является достоинство. Ценность достоинства определяетзначимость, чин человека как личности, его ответственность перед собойкак личностью.Содержание ценности достоинства человека, всовременном её понимании, включает в себя два фактора: объективный,представляющий собой «социальный чин», статус, социальную значимостьчеловека как личности, и субъективный, в котором выражается самооценкачеловеком самого себя.
Таким образом, ценность достоинства человекане выделяет его из сообщества, а, напротив, связывает его с другимилюдьми и социальными организациями. Но уже поэтому достоинство незамещает иные ценности, связанные с ассоциациями, в частности,ценности чести. Ценность достоинства реализуется в системе прав исвобод, которые оформляются юридически через конституции и сводызаконов.Право через систему конкретных законов, принциповобеспечивает достоинство человека. Оно само с ценностной точки зренияесть воплощение достоинства личности.Третьей системной нравственной ценностью права, с нашей точкизрения, предстаёт равенство.
Равенство можно определить какнравственную ценность, характеризующую одинаковые права иобязанности людей как личностей. Моральная ценность равенства связанатакже с равенством людей в их человеческом достоинстве, не взирая на ихбиологические, социальные, духовные различия. Право обеспечиваетравенство, защищает его и в то же время само предстаёт воплощениемпринципов равенства. В современных правовых системах ценностьравенства реализуется через свод прав, свобод и обязанностей,гарантируемых и контролируемых государством.
В то же время реальныеотношения равенства, как и свободы, парадоксальны.Существуетпарадокс равенства, который состоит в том, что равенства для своих правможет потребовать и сторонник привилегий.Это означает, чтоабсолютного равенства в отношениях в сфере морали и права несуществует. Добро и зло не равноправны в бытии, и уже потому, что злоотрицает бытие.Во-первых, нужно говорить о равенстве не только прав и свобод, нои обязанностей. Во-вторых, равенство нужно брать в единстве с другимиценностями, в частности, с ценностями достоинства, легальности.Ценность равенства, далее, должна подчиняться ценностям более высокогоранга, в частности, ценностям любви, содружества.В четвёртомпараграфе «Моральные ценности науки»анализируются основные моральные ценности науки и подвергаютсяаксиологическому исследованию некоторые актуальные её проблемы.40Следует отметить, что не может быть однозначной нравственноаксиологической оценки как науки в целом, так и современных её форм,тенденций, которые предстают естественными и необходимыми длясуществования и развития науки.Необходимо также иметь в виду, что ценностный подход неисчерпывается ценностно-нравственным анализом.
Наука связана сомногими ценностями, не являющимися собственно моральными. Следуетпризнать наличие целой системы внутренних и внешних научныхценностей, среди которых существуют моральные ценности.Мы считаем, что включить в научное познание внешние для негоценности можно органично на основе развиваемого нами реалистическогоподхода к ценностям как к определённым объективным качествамобъектов и субъектов.С нашей точки зрения, наука имеет своивнутренние системные моральные ценности, которые объективны,инвариантны по отношению к основным историческим формам науки –классической, неклассической, постнеклассической. Учёные могли илимогут осознавать их более или менее явно и следовать им более или менеепоследовательно.С нашей точки зрения основными системными положительнымиморальными ценностями науки являются истинность, эвристичность иуниверсальность.
Слово истина может использоваться в логическом,онтологическом и аксиологическом значениях.Истинностькакнравственная ценность есть положительная моральная ценность знания какистинной информации.Не всякая истинное научное знание являетсятолько добром, как и не всякая ложь предстаёт только злом, но всякоезнание, оцениваемое как добро, является истинным.Истинное знание,как таковое, уже обладает самоценностью истинности.С нравственной точки зрения мы можем принимать ценностьистинности как важнейшую внутреннюю морально-положительнуюценность науки, даже если мы не признаём понятие истины, стараемсяобойтись без него в научных исследованиях. Истинность по своей природеесть именно ценность добра.
В русском языке со словом «истина» тесносвязано слово «правда». «Правда» как ценность – это один из видовистинности как ценности, а именно, связанной с социальным илибожественным, для верующих, порядком.Многие нравственные нормы науки, как, например, нормы «научнойчестности» или «научной достоверности» предстают сверхдолжными посравнению с обычными нравственными нормами честности идостоверности. Но это связано со спецификой научного творчества,научных знаний, форм и методов научного познания.Следующей важнейшей системной моральной ценностью науки, снашей точки зрения, предстаёт эвристичность.
Эвристичность, как41ценность добра, характеризует направленность субъекта науки наоткрытие принципиально новых знаний.Ценность эвристичностихарактеризует ту особенность собственно научной деятельности, что онаимеет целью не просто знание, а принципиально новое знание, не известноедо того человечеству. И учёный осознаёт в этом одну из своихважнейших профессиональных целей, имеющую свою самоценностьдобра, и определяющую его труд как определённый нравственный долг.Эта ценность ещё в большей степени, нежели ценность истинности,предстаёт специфической нравственной ценностью науки.Третьей главной системной нравственно-положительной ценностьюнауки,снашейточкизрения,являетсяуниверсальность.Универсальность, как моральная ценность науки, характеризует открытыйхарактер коммуникативных связей в науке и общезначимость её методов,форм и знаний.
Универсальность, как ценность добра, в науке связана и сознанием, и с деятельностью учёного, и с сообществом учёных, с ихкоммуникативными внутренними и внешними связями. Универсализмхарактеризует нравственную самоценность самого содружества учёных,самоценностьразличныхформнаучнойкоммуникативности.Коммуникативность в науке означает как внутренние связипредставителей одной науки, так и внешние связи между представителямиразных наук. Можно сказать, что именно в науке есть истиннаякоммуникативность, чего нет в религии, в политике, в праве, которыевсегда являлись ограниченными своими субъектами – нацией, церковью,государством и т.п.Универсальность науки как её положительная моральная ценностьсвязана также с демократическим характером самой науки.Универсальность науки проявляется и в том, что в ней должны ценитьсязнания по их истинности, новизне, глубине, но не по прежним заслугам ихтворцов.
Репутация самих учёных должна строиться на их заслугах, а нена аскриптивных критериях. В науке всегда присутствовали все триосновные системные ценности – истинность, эвристичность иуниверсальность. В современной же ситуации особенно актуальнойоказалась ценность универсальности. И наука достойно может ответить навызов времени, ибо у неё потенциально есть соответствующие средства.Ценность универсальности требует от учёного соответствующейкорреляции своей деятельности с общечеловеческими ценностями.Ценности науки подчинены фундаментальным и базисным ценностямдобра, в том числе - жизни, личности, единству и не должны их отрицать.Иначе научная деятельность приобретает значение не только зла, но игреха, которому нет оправданий, что может порождать различныекомплексы в сознании учёных.42В Заключении подводятся итоги исследования, излагаютсяосновные выводы, намечаются перспективы дальнейшей научной работы.Основное содержание диссертации отражено в следующихпубликациях автора:МОНОГРАФИЯ.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ1. Моральные ценности. - Владимир, изд-во Влад. гос. ун-та, 2004. – 11,9 п.л.2. Этика. Основы общей теории морали. Курс лекций. Ч. 1. - Владимир, издво Влад. гос. ун-та, 2002. – 3,1 п.л.3. Этика. Основы хозяйственной этики. Курс лекций. Ч. 2. - Владимир, издво Влад. гос. ун-та, 2003. – 4,1 п.л.4. Этика. Моральные ценности общества. Курс лекций. Ч. 3. - Владимир, издво Влад. гос. ун-та, 2004.
– 6,7 п.л.5. Этика. Моральные ценности гражданского общества. Курс лекций. Ч. 4. –Владимир, изд-во Влад. гос. ун-та, 2005. – 3,5 п.л.СТАТЬИ. ТЕЗИСЫ6. Глобализм, фундаментализм, фундаментальная и религиозная этика //Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2004.№ 2. – 1 п.л.7.
Проблема зла, греха, адиафоры: ценностный анализ // Вестник Поморскогоуниверситета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – Архангельск, 2006. № 8.– 0, 8 п.л.8. Учение о ценностях Н. Лосского // Вестник Поморского университета.Серия «Гуманитарные и социальные науки». – Архангельск, 2006. № 8. – 0, 8 п.л. (Всоавторстве).9. Гуманистический этос инженерного образования // Труды Словацкоготехнического университета. № 60. – Братислава, 1998. – 1 п.л. (на словац. яз.).10. К вопросу о понятии естественного права // «Атриум». Межвузовскийсборник научных статей. Международная академия бизнеса и банковского дела,Самарский гос. университет и др., 1997, №1.– 0,8 п.л.11.
Метафизика успеха в этике православия // Этика дела: Ведомости научноисследовательского института прикладной этики. Выпуск 7. – Тюмень, 1997. – 1 п. л.12. Этика греха // XXI век: будущее России в философском измерении:Материалы II Российского философского конгресса.