Моральные ценности
Описание файла
PDF-файл из архива "Моральные ценности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТимени М.В. ЛОМОНОСОВАНа правах рукописиМАТВЕЕВ Павел ЕвлампиевичМОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИСпециальность: 09.00.05 – этикаАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание учёной степенидоктора философских наукМосква20072Работа выполнена на кафедре этики Московскогогосударственного университета им. М.В. ЛомоносоваОфициальные оппоненты:доктор философских наук,профессор Апресян Р.Г.доктор философских наук,профессор Лукьянов А.Е.доктор философских наук,профессор Согомонов Ю.В.Ведущая организация: Тульский государственный педагогическийуниверситет, кафедра философии икультурологииЗащита состоится «2» апреля 2007 года в 15 часовна заседанииДиссертационного совета Д.501.001.09 по философским наукам вМосковском государственном университете им.
М.В. Ломоносова поадресу: 119899, Москва, Воробьёвы горы, 1-й корпус гуманитарныхфакультетов МГУ, философский факультет, 11-й этаж, аудитория 1156.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. ЛомоносоваАвтореферат разослан «7» февраля 2007 г.Учёный секретарь Диссертационного совета,кандидат философских наук, доцентА.М. Шишков.3ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования.Необходимость исследованияморальных ценностей определяется исторической динамикой человека,общества, природы, мира, когда появляются новые свойства, объекты,системы, изменяется содержание «старых форм», что требует ихперманентной ценностной оценки.Техногенная цивилизация,господствующая в последние столетия, породила ряд проблем, решениекоторых требует не только новых ценностей, но и нового теоретическогоучения о ценностях, с учётом критической оценки прошлыхаксиологических идей.
Как справедливо отмечает В.С. Стёпин: «Повидимому, на рубеже двух тысячелетий, по христианскомулетоисчислению, человечество должно осуществить радикальный поворотк каким-то новым формам цивилизационного развития… Любой новыйтип цивилизационного развития требует выработки новых ценностей,новых мировоззренческих ориентиров»1.Ценностный подход в этике важен и для выявления основанийнравственного выбора. Он позволяет выделить определённые критерииправильного, с нравственной точки зрения, решения. Ценности выступаюткак одно из оснований предпочтения добра в сложных жизненныхситуациях, когда зло может казаться выгоднее.Ценностный анализ феноменов, которые обозначаются каксправедливость, свобода и т.п., и которые предстают реальнымисвойствами, отношениями, необходим для выявления в них добра и зла.Наше исследование примыкает к той традиции в этике, которая считает,что одной из её важнейших проблем является проблема выявленияоснований моральной значимости явлений, к каковым, с нашей точкизрения, относятся моральные ценности.Это не отрицает другихнаправлений в этике, признания иных для неё предметов исследования,иных тем и подходов.Существует проблема оснований ценностной оценки.
Что лежит воснове понятий справедливости и несправедливости, мира и насилия,любви и ненависти и т.п.? С нашей точки зрения, одной из основ здесьслужат объективные моральные ценности как специфические качествареальных объектов и субъектов. Как пишет российский учёный С.Ф.Анисимов: «Насущная потребность в адекватной интересам человекаоценке, в правильных критериях оценки, в нахождении верной шкалыотсчёта ценностей жизни и культуры превращает аксиологию изотвлечённого философского знания в науку огромного практическогозначения».212Стёпин В.С.
Теоретическое знание. – М., 2003. – С. 34.Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. - М., 2001. – С. 44.4Значимость анализа ценностей связана и с программой «переоценкиценностей», которую ставит сама жизнь. И, как свидетельствует практика,данная программа не всегда предстаёт программой добра. Остаётсяактуальнойтакже проблема консолидации общества, что достижимотолько при наличии общезначимых и общепринятых абсолютныхценностей, а это, в свою очередь, требует соответствующих теоретическихобоснований.Об актуальности темы свидетельствует и прошедший в 2005 году вМоскве IV Российский философский конгресс, посвящённый «Философиии будущему цивилизации».На конгрессе впервые работала секция«Аксиология», где были представлены доклады по сущности ценностей, поих специфике, по анализу нравственных и других видов ценностей.В самой этике есть различные подходы к исследованию морали,различные методы исследования морали.
С нашей точки зрения, вкачестве очень важного предстаёт именно аксиологический, илиценностный подход, который в основу этических теорий берёт понятиеценности, и который не получил ещё должного развития в российскойэтике. И это также определяет актуальность темы.Степень разработанности проблемы. Понятие ценности сталофилософской категорией во второй половине XIX века благодаря работамГермана Лотце, а на рубеже XIX-XX веков оформляется отдельнаянаучная, философская дисциплина – аксиология, занимающаясяисследованием ценностей.Неокантианцы Баденской школы (В.
Виндельбанд, Г. Риккерт и др.1)были первыми из философов, которые создали систематическоетеоретическое учение о ценностях, у которых понятие ценности сталоважнейшей философской категорией.Следующийэтапвразвитииаксиологиисвязанс2феноменологической теорией ценностей Макса Шелера . По Шелеруценности есть специфические объективные априорные сущности.Ценности интенционально связаны с миром материальных вещей и благ.Дальнейший существенный шаг в развитии аксиологии связан с«критической онтологией» Н. Гартмана3.
Ценности по учению Н.Гартмана - это определённые объективные идеальные сущности.См.: Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи //В. ВиндельбандИзбранное. Дух и история. - М., 1995; Виндельбанд В. О свободе воли, там же;Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. - СПб., 1904.2Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер.Избранные произведения. – М., 1994; его же: Ресентимент в структуре моралей. – СПб.,1999 и др.3См.: Гартман Н. Этика.
– СПб., 2002; Гартман Н. Эстетика. - Киев, 2004.15В русской этике теория ценностей наиболее развита у Н.О.Лосского1.Своё учение о ценностях он определил как идеалреалистическое. Сами ценности по Лосскому неопределимы традиционночерез родовидовые различия. Это особые идеальные трансцендентныефеномены, которые могут быть объективными и субъективными,абсолютными и относительными, положительными и отрицательными.В марксистской философии, в частности в советской философии, кпроблеме ценностей обратились только в 50-е годы XX века, а болееинтенсивно ею занялись спустя десятилетие.
Разработка марксистамипроблемы ценностей сразу же повелась в остром теоретическом споре.Наибольшие расхождения возникли между В.П. Тугариновым, внёсшиммаксимальный вклад из советских философов в развитие аксиологииРоссии в новых условиях, и О.Г. Дробницким.2Утверждалось, чтоценности имеют субъектно-объектную природу.Особое вниманиеуделялось социальной природе ценностей, поскольку не только объект, нои субъект ценностного отношения рассматривался как продукт социальноисторического процесса.В 60-70-е годы в СССР усилилось внимание к аксиологии.
Прошлоряд конференций по проблемам ценностей, вышли в свет сборники,монографии по аксиологической тематике.3Понятие «ценности» вдальнейшем в советской философии развивалось в рамках субъектнообъектной концепции, когда расхождения шли уже в границах этогоподхода. Историческая и классовая природа ценностей, их социальнаясубъективность более всего изучены в марксистской философии.Однако ценностный анализпри этомчасто оказывалсяперегруженным социологизмом и психологизмом. Анализ конкретных,например, нравственных, эстетических феноменов иногда представал неэтическим или эстетическим исследованием, а социологическим илисоциально-психологическим. Многие же свойства ценностей, такие какединственность, единство, трансцендентность оставались незатронутыми.Многие сферыобщественного бытия оказывались неоценённымиучёными.Эти трудности определялись, с нашей точки зрения, иособенностями самого субъектно-объектного подхода к ценностям.В советской этике, тем не менее, появлялись работы, посвящённыеотдельным ценностям, проводились социологические исследованияСм.: Лосский Н.
Ценность и бытие // Н. Лосский. Бог и мировое зло. - М., 1994.См.: Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968; его же, Оценностях жизни и культуры. - Л., 1960; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.,1967 и др.3См.: В.А. Василенко «Ценность и оценка». - Киев, 1964; «Проблема ценности вфилософии».
- М.-Л., 1966; «Теория ценностей в марксизме». - Л., 1968; А.Ф. Шишкин,К.А. Шварцман. «XX век и моральные ценности человечества». - М., 1968 и др.126ценностей. Но эти работы исходили из уже традиционного для советскойфилософии взгляда на ценность как субъектно-объектное значение. Самоисследование морали по большей части сосредоточилось на изученииморально-специфического, собственно нравственного.