Культурно-исторический подход к автобиографической памяти, страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Культурно-исторический подход к автобиографической памяти", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Эффект «пика» связывается с процессами качественногопреобразования личности, предполагающими сохранение высокой «плотности»воспоминаний, адресованных периодам переопределения самоидентичности.Подобная ситуация впервые возникает в юности, что задает универсальнуюсоставляющую эффекта «пика», затем складывается индивидуальнаяконфигурация уникальных переломных событий. При помощи новогостатистического метода, специально разработанного О.В. Митиной,проверялась гипотеза о неравномерности временного распределения АВ на«оси жизни» и наличии периодов «сгущений» плотности воспоминаний вобласти ПВ.
Установлено, что наряду с универсальным «пиком воспоминаний»выявляется и индивидуальная конфигурация наиболее доступных длявоспроизведения АВ, которые группируются вокруг ПВ. Причем,интенсивность данных «сгущений» описывается кубической функцией. В §6.3.«Ретроспективная оценка времени протекания событий» анализируютсяособенности переживания времени при актуализации АВ различного типа.Изложены результаты исследования закономерностей оценки воспоминаний отеррористических актах в Москве и Нью-Йорке (N = 91). Показано, чтопереоценка времени составила 25.5% для взрывов в Москве и 67.4% для атакина ВТЦ, однонаправленное искажение объясняется высокой когнитивнойнагрузкой при актуализации насыщенного перцептивными деталями образа.В Главе 7 «Анализ феномена фотографии с позиций культурно деятельностной психологии» проводится междисциплинарный анализ этаповразвития феномена фотографии как средства взаимообусловленногопреобразования социальной реальности и личности.
В § 7.2. «Фотография какопосредствующий память знак» обосновывается положение о том, чтоистория культурного «взросления» фотографии заключается в расширении еефункционального потенциала. В социуме складываются различные способы38дешифровки фотографического послания, которые должны быть освоеныкаждым из членов культурной общности в процессе социализации.Психологическая история фотографии начинается с функционирования вформе внешнего наглядно-образного средства с минимальным уровнемобобщения (фотография показывает только то, что на ней изображено и видимовсеми идентично).
Со временем происходит сегментация единогофотографического листа на два частично пересекающихся семантическихпространства - социально прозрачное значение и интимно скрытый личностныйсмысл, диссоциируются два кода «прочтения» фотографии: код для других икод для себя. И, наконец, в социогенезе фотографии наступает моментоткрытия потенциальной возможности формирования внутреннего идеальногофотографического образа-знака, доступного лишь внутреннему взору егоносителя. В §7.2.2. даны результаты опроса (N = 260) о приоритетныхфункциях обращения к фотографии, где обнаружено явное преобладаниечастоты использования фотографий как важного визуального средстваорганизации мнемических процессов и процессов личностной саморегуляции, впервую очередь, связанных с установлением и поддержанием идентичности. В§7.3.
с позиций гуманитарного знания прослежено как техническая инновация(изобретение фотографии) становится причиной множества системноорганизованных психологических и социальных изменений. Фотографияпринимает функции опосредствования различных форм деятельности человека:как носитель персональной идентичности, как средство идентификации икаталогизации социумом своих членов, как средство создания виртуальныхсообществ, как средство «открытия» и конструирования новых миров, каксредство символического обладания, как средство пространственно-временнойэкспансии личности. Культурные практики, основанные на фотографии,представлены как источник не существовавших ранее потребностей, формпознания, деятельности и общения.
В §7.4.1. «Фотография как внешнийаналог памяти» описываются характеристики иконической памяти - сверхкратковременного прекатегориального хранилища зрительной информации,обеспечивающего ее дальнейшее распознавание и удержание стабильностивидимой картины. Фотография как эрзац сенсорного регистра со снятымограничением по времени представляет собой материальную «псевдоэйдетику». В §7.4.2. «Фотография и ФВ» подчеркивается конструктивныйхарактер данного типа воспоминаний и неправомерность их отождествления.
В§7.5. «Фотография как средство реализации функций АП» рассмотреноприменение фотографии в качестве внешнего культурного орудия39опосредствования социальных, саморегуляционных, прагматических иэкзистенциальных функций АП. В §7.6. раскрыты механизмы использованияфотографии как средства организации структуры АП на уровне фиксации иактуализации воспоминаний об отдельных событиях прошлого, специфичныедля ФВ, ВВ, ПВ и ХВ. Показано, что фотография позволяет обеспечить доступк тем АВ, которые не могут быть извлечены из памяти произвольно; выполняетфункцию «ключа» к семантически или ассоциативно связанным с еесодержанием пластам воспоминаний; процесс узнавания при обращении кфотографиинепроизвольнопреобразуетсявпроцессактивноговоспроизведения; массив личных фотографий выступает внешним средствомдля формирования индивидуальных стратегий временного упорядочивания иструктурирования личной истории; способствует объективации деятельности,направленной на автобиографический анализ течения жизни и личностнойдинамики; служит источником формирования и трансформации идентичности,«материализуя» представления об интервалах самоидентичности.
В §7.6.4.«Фотография как средство экспликации свойств личности» показано, какначальная ориентация на использование фотографии для утверждения итрансляции самоидентичности вовне в ходе развития сменилась процессомвыстраивания глубоко интимного переживания тождественности со своейличной историей, опосредствованной индивидуализированными, закрытымидля окружающих изображениями.
Фотография становится знаком «для себя»,т.е., с одной стороны, напоминанием о чем-то, что прямо не отражено наснимке, а, с другой, - средством экспликации наиболее субъективно значимыхличностных черт и состояний. Данный вид фотографий был назван нами«сущностной» фотографией. В §7.6.4.1. по результатам интервью (N = 50)делается вывод о том, что основным содержанием сущностной фотографииявляются “Я” в предметном контексте (46%), “Я” и другие люди (26%), “Я” вдеятельности (11%), “Я” и животные (7%), предметы, ландшафты, другие люди(10%).
В сущностной фотографии зафиксированный на снимке эпизодвыступает в качестве метафоры личности. Перцептивный материал – реальныйреферент снимка преобразован системой символических значений.Рассматривая сущностную фотографию, субъект переживает привнесеннуюинтерпретацией “вторичную” ассоциированность с образом фотографии (“Вэтом эпизоде – весь Я”). Однократный образ приобретает генерализованныйсмысл как вынесенная вовне репрезентация сути личности.
В §7.7. изложенырезультаты исследования соотношения воспоминания об эпизоде прошлого ификсирующей его фотографии, в котором испытуемым (N = 15) предлагалось40вспомнить о содержании кадров, которые они сделали на аналоговомфотоаппарате за неделю перед опросом. По результатам исследования былисделаны следующие выводы: акт фотографирования является для субъектасобытием, предсказывающим высокий уровень запоминания эпизода ипредставляет собой означивание воспринятого, разделяющий его на зоны«фигуры» и «фона», в воспоминании об эпизоде «фигура» представленазначимо большим количеством элементов. Основной функцией сохранения впамяти образа сделанной фотографии является обеспечение возможностиактуализации более широкого событийного контекста, что проявляется втипичных ошибках воспроизведения смежных во времени эпизодов и выхода заграницу кадра; при воспроизведении «фигуры» и «фона» фотографиинаблюдаются качественно различные искажения: актуализация «фигуры»связана с ошибками, наращивающими объем информации (увеличение идетализация за счет реконструкции), обращение к «фону» обедняет образ засчет стереотипизации.
В §7.8. «”Ментальная фотография”. Эмпирическоеисследование» утверждается, что поскольку люди обладают не толькофотографиями как материальными орудиями памяти, но и воспоминаниями офотографиях, именно последние («ментальные фотографии») являютсявнутренними интериоризованными знаками для регуляции АП личности.Подтверждена гипотеза о том, что люди располагают корпусом регулярновспоминаемых ментальных фотографий двух типов. Оба типа образов равны васпектах психологической близости и схожести, субъективной яркости идетальности, предпочтении и легкости актуализации. Они значимо различаютсяпо параметрам доступности контекста ситуации съемки и возрасту съемки.Эпизодические ментальные фотографии (контекст доступен) являютсяидеальным инструментом доступа к конкретным эпизодам прошлого.Сущностные ментальные фотографии (контекст не доступен) служат длядостижения чувства самотождественности и переживания непрерывностиличной истории.В Заключении работы указывается, что АП изучена как развивающаясясистема в рамках ряда дихотомий: присвоение нарративной структуры рассказао ярком и важном событии прошлого – оригинальная структура репрезентациипереломного воспоминания; присвоение культурных жизненных сценариев –индивидуальная конфигурация переломных воспоминаний, задающихпреемственность этапов развития личности; избыточная наглядностьфотографии как внешнего культурного средства регуляции памяти –символическая сжатость ментальной фотографии как внутреннего средства41регуляции памяти и личности.
Проведено сопоставление АП с инымиподсистемами долговременной памяти (семантической и эпизодической).Обосновывается, что при разработке и реализации исследовательскойпрограммы на основе культурно-деятельностной методологии, нам удалосьпоказать и внешнюю валидность данного подхода. Часть полученных намирезультатов «переводима» на язык иных исследовательских парадигм и можетбыть использована для более согласованного представления, например,многокомпонентной модели памяти в современной когнитивной психологии.По результатам работы формулируются общие выводы.1.2.Выводы.Применение системно-функционально-генетического анализа наоснове методологии культурно-исторического подхода позволилоисследовать АП как высшую психическую функцию, организованнуюпо смысловому принципу, оперирующую с личностно отнесеннымопытом, которая обеспечивает формирование субъективной историиличного прошлого и переживание себя как уникального протяженногово времени субъекта жизненного пути, имеющую многоуровневуюструктуру,принципыорганизациикоторойопределяютсяиспользованием различных систем социо-культурных средств.Разработана модель иерархической организации АП, отражающаяфункционально-генетическийпринципеепостроения.Намикроструктурном уровне единицей анализа АП являютсяавтобиографические воспоминания, которые в зависимости отиспользуемых культурных средств актуализации, соотносимых сцелями и условиями воспроизведения, воплощаются в различныхнарративных формах: «яркий момент жизни – эпизод», «важноесобытие жизни», «переломное событие» и «характерное для личностисобытие».