Культурно-исторический подход к автобиографической памяти, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Культурно-исторический подход к автобиографической памяти", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
«Рассказ о важном жизненном опытеструктурируется с нарративными целями, то есть в перспективе значения исмысла, а не изложения факта как такового», - утверждает Дж. Брунер (Bruner,Feldman, 1996, С. 293). Обобщается типология ВВ, включающая: «стартовые»воспоминания, маркирующие первый опыт человека в значимой области(Pillemer, 2001); «самоопределяющие», конструирующие представления о себекак личности (Singer, Salovey, 1993); «воспоминания-модели», служащие дляпонимания внешнего мира. Приводятся результаты эмпирическогоисследования (Нуркова, Митина, Янченко, 2005), подтверждающие гипотезу осоответствии содержания и временного распределения ВВ параметраминтериоризованного культурно специфичного жизненного сценария,предписывающего что и когда должно происходить в жизни типичногочеловека. Испытуемые (N = 173) описывали и датировали самое важноесобытие прошлого, оценивали его последствия, а также должны были указатьтипичный возраст, когда оно происходит в российской культуре.
Тематическийрепертуар оказался достаточно узок: воспоминания «рождение ребенка», «своерождение», «вступление в брак» и «работа» совокупно дают 82%, что совпадаетс содержанием российского жизненного сценария, 92.5% ВВ оцениваются какположительные. Результаты изучения российской выборки сопоставлялись сзарубежными данными (Bertsen, Rubin, 2004). В §2.2.2. представленырезультаты психосемантического исследования оценки ФВ и ВВ.
Проверяласьгипотеза, что осознание автобиографического опыта в форме ФВ или ВВпроисходит в различных семантических пространствах: для ФВопределяющими являются критерии интенсивности опыта в момент свершениясобытия, а для ВВ – когнитивные критерии, позволяющие оценить рольсобытия в истории жизни. Испытуемым (N = 60) предлагалось вспомнить«самый яркий эпизод прошлого», затем «самый важный» и оценить их по 20шкалам семантического дифференциала. Результаты подтвердили гипотезу22(Нуркова, 2000).
§2.3. посвящен сравнению переломных (ПВ) и характерныхвоспоминаний (ХВ), относимых зарубежными авторами к единой категории«самоопределяющих» воспоминаний (self-defining memories, Singer, Salovey,1993). Обосновывается правомерность их разделения по феноменологическойспецифике на две категории (см. табл.1).
ПВ соотносятся с качественнымиизменениями самоидентичности, их основная функция - фиксация историиличностных изменений, создание метрики временной оси жизни. Изложенырезультаты исследования пластичности АП, относительно временных периодовДО или ПОСЛЕ ближайшего во времени ПВ. Испытуемые (N = 65) былиразделены на две группы по временной дистанции относительно последнегоПВ так, что для одной половины из них временной период «5 лет назад»относился к «субъективному прошлому», а для другой - к «субъективномунастоящему» (рис.2).Человек 1Человек 2Переломноевоспоминание5 лет назад Субъективное прошлое5 лет назад –Субъективное настоящееПереломноевоспоминаниеРис.2.
Субъективное прошлое и субъективное настоящее как производныевременной дистанции до последнего переломного события.После создания эссе о воображаемом персонаже, с которым произошлоцелевое событие («Представьте себе, что с воображаемым персонажем околопяти лет назад случилось следующее…»), испытуемые оценивали степеньуверенности в том, что эти вымышленные события имели место в их личномпрошлом. Сравнение 2340 пар оценок показало, что относительно периодов«субъективного прошлого» при объективно равной временной дистанции,порог мониторинга точности воспоминаний повышается, т.е.
более высокаготовность принять ложные содержания за реальные (p<0.01). Эффектобъясняется разделением актуального настоящего (Я настоящий = Я прошлый)и периодов изжитой самоидентичности. Содержания ПВ высокоиндивидуализированы по тематике и временной локализации, что отражаетинтимный процесс самоопределения и переопределения личности. Испытуемые(N = 38) на бланке методики ЛЖ отмечали события, которые изменили их,оценив эти изменения количественно и качественно. В среднем указывалось4.68 (2.26) ПВ, с оценкой личностных изменений в среднем в 40%.Наблюдаются значительные индивидуальные различия в выборе критериев,относительно которых отслеживаются личностные изменения.
Нами выделеныролевая, тематическая и атрибутивная стратегии осуществления самоанализа.ПВ представляют собой ресурс субъективной периодизации своего жизненного23пути и выполняют функцию средства регуляции самосознания личности. В ХВинтегрально презентируется персональная самоидентичность субъекта.Выявлено два варианта поиска в АП наиболее характерного события:интуитивный (на основе модели «нечетко структурированного прототипа») ирефлексивный, с предварительным осознанием критериев выбора иразвернутым процессом смысловой символизации событий жизни.В § 2.4.
«Автобиографические факты и знания» содержатся данные офункционировании личностно отнесенных знаний. Изложены результаты трехисследований личного имени, которое изучается нами как культурное средство,интериоризируемое при взаимодействии ребенка с социальным окружением ирегулирующее затем различные аспекты самоотношения, гендернойидентичности и отношения к родительской семье. Анализ историческисложившихся практик присвоения и использования имен позволил установитьсостав функционального репертуара имени и его роль в психической жизни.
ВАП имя представлено: 1) как определенное знание, факт; 2) как эпизодпрошлого, связанный с именем; 3) как маркер значимой жизненной темы; 4) какемкое выражение личной концепции судьбы. В первом исследовании (N = 110)показано, что негативное отношение к своему имени вплоть до отказа от него(10% испытуемых) может служить индикатором кризисного состоянияличности: желание изменить свое имя связано с низким отраженнымсамоотношением и высоким внутренним конфликтом. 75% испытуемых(мужчины значимо чаще, чем женщины) нанесли на ЛЖ воспоминания,включающие как существенный компонент личное имя, количество такихвоспоминаний позитивно связано с динамикой положительного отношения кимени.
Полученные во втором исследовании (N = 119) данные дают основаниедля рекомендаций по выбору андрогинного женского имени как предиктораоптимизации (средства регуляции) профиля гендерной идентичности(применялась методика МиФ Ткаченко А.А., Введенского Г.Е., ДворянчиковаН.В.). В третьем исследовании (N = 176) приведены результаты изучения связимежду автобиографическим знанием об источнике своего наречения, факторомчастотности имени, особенностями АП и личностными характеристиками.Выявлены практики наречения, показано, что носители субъективно редкихимен ниже оценивают свое детство и имя, включают в ЛЖ меньше событий, ихвоспоминания о детстве бедны персонажами (притом, что оценка значимостивоспоминаний о прошлом выше). Нарушение традиционных культурныхпрактик наречения и отсутствие информации о причинах получения своегоимени однозначно связаны с низкой удовлетворенностью своим детством.24В заключении суммируются результаты микроструктурного анализавыявленных типов воспоминаний.
Делается вывод, что в зависимости от целей,условий и используемых средств актуализация АВ феноменологическисуществует в различных нарративных формах: «яркий эпизод», «важноесобытие», «переломное событие», «характерное для личности событие».Включение события в «историю жизни личности» устанавливается путемпридания ему автобиографического значения и смысла.
Наши эмпирическиеданные свидетельствуют о культурно детерминированном многообразииспособов актуализации автобиографического опыта. На материале АВконкретизированы положения теории А.Н. Леонтьева о трехаспектностиструктуры сознания и раскрыты новые закономерности динамикипереозначивания и переосмысления фрагментов чувственной тканимнемического образа, существенно уточнена роль перцептивной составляющей«образа события жизни» в динамике процесса его осмысления.Глава 3 «Функционально-структурные единицы анализа АП.Макроуровень»посвященарассмотрениюфеноменологииАП,представляющей уровень «целостной картины прошлого». В §.3.1.
«Историяжизни как автобиографический нарратив» обсуждается проблемавербального опосредствования АП. Представлен обзор основных понятий ипринципов анализа автобиографической истории как повествовательногожанра. Сделан вывод о том, что при проектировании определеннойнарративной позиции автор выявляет значимые характеристики своей личностии фиксирует их в тексте. Содержание нарратива черпается из АП автора,которая представляет собой индивидуальный срез культуры и задает полевозможностей самореализации в тексте. Анализируется нарративное движениев психологии, объединившее исследователей закономерностей взаимовлияниявербализованной картины прошлого и личности (McAdams, Sarbin,Polkinghorne и др.), согласно которому функцией автобиографическогонарратива является конструирование, интеграция и стабилизация личности,вопреки ее ситуативной изменчивости (понятия «нарратив», «идентичность» и«личность» по существу отождествляются).
Обсуждаются предложенныеМакАдамсом параметры анализа нарратива и критерии «оптимальной»жизненной истории. С позиций культурно-деятельностного подходаобосновывается понимание автобиографического нарратива как процесса ирезультата реализации мотивированного и целенаправленного мнемическогодействия, исполненного по семиотическим правилам в речевой форме и черезмеханизм осознания направленный на стабилизацию или изменение25существующей иерархии мотивов для оптимизации характеристик будущейдеятельности. Автобиографический нарратив приобретает объективированнуюформу и становится знаковым средством рефлексивного преобразованияструктур личности. Эти положения позволяют выявить ряд принципиальноновых аспектов исследования: 1) учет ситуации рассказывания являетсяметодом реконструкции структуры мотивов, целей, ценностей личности, похарактеристикам рассказа можно оценить место в иерархии того мотива,который связан с актуализацией воспоминания; 2) автобиографическийнарратив, как один из компонентов текущей деятельности, являетсяосознаваемым средством изменения или стабилизации личностных свойств, егоанализ позволяет выявить тот идеальный «проект» личности, которыйстремится осуществить субъект; 3) семиотическая опосредствованностьнарратива открывает возможность анализа тех дискурсивных практик, вкоторых складывается самосознание человека.В §.3.2.