Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Культурно-исторический подход к автобиографической памяти

Культурно-исторический подход к автобиографической памяти, страница 4

PDF-файл Культурно-исторический подход к автобиографической памяти, страница 4 Психология (29186): Диссертация - Аспирантура и докторантураКультурно-исторический подход к автобиографической памяти: Психология - PDF, страница 4 (29186) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Культурно-исторический подход к автобиографической памяти", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Развитие высшей психики понимается какопределяемое направлением действия знака, который прежде был средствомрегуляции поведения другого, на самого субъекта, что превращает психику всамоуправляемую,изоморфнуюструктуретекущейдеятельностифункциональную систему. В этом процессе, называемом Выготским«интериоризацией» или «вращиванием», «происходит…: 1) замещениефункций, 2) изменение натуральных функций (элементарных процессов,лежащих в основе высшей функции и входящих в ее состав) и 3) возникновениеновых психологических функциональных систем (или системных функций),принимающих на себя то назначение в общей структуре поведения, котороеранее выполнялось частными функциями» (Выготский, 1984, Т.

6, С. 15). ВПФв полном смысле становится «социальным способом поведения, примененнымк самому себе» (Выготский, 1984, Т. 6, С. 71). Проанализировано, как за счетдеятельностного подхода происходит расширение методологической оптикикультурно-исторической психологии. Доказывается органичное единствотеорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева на основе философской методологиии общенаучных принципов. В заключение обосновывается перспективностьсистемного изучения АП с позиций культурно-исторической психологии вовзаимосвязи структурного-функционального-генетического и излагаетсяпрограмма исследования, реализуемая в настоящей работе.

Предлагаетсяизучать: 1) развитие АП как производное от уровня присвоения культурныхпрактик рассказа о себе, что требует анализа многообразия аутомеморативныхкультурных практик и артефактов, в которых они опредмечиваются; 2)динамичность структурно-функциональных единиц АП и их зависимость от16структуры деятельности; 3) наличный репертуар функций и зону ближайшегоразвития функционального потенциала АП; 4) развитие АП в онтогенезе и висторическойперспективе,проведякультурно-историческийанализизобретения и развития культурных средств регуляции АП; 5) доступныечеловеку способы использования ресурса автобиографического опыта, условияперехода к активному и сознательному овладению им. Глава завершаетсяописанием методического инструментария работы.В главе 2 «Функционально-структурные единицы анализа АП.Микроуровень» проводится описание основных единиц микроструктурногоанализа и доказывается, что отдельные АВ о событиях прошлого в зависимостиот характеристик текущей деятельности и места в ней акта воспроизведенияактуализируются в одной из четырех потенциально возможных форм: 1)«фотографического» воспоминания (ФВ); 2) важного воспоминания (ВВ); 3)переломного воспоминания (ПВ); 4) характерного воспоминания (ХВ).

Наматериале анализа протоколов свободного воспроизведения эпизодов прошлого(N=259) выделяются их специфические характеристики (см. табл.1).Табл.1. Сопоставление характеристик единиц анализа микроструктуры АП.СвойстваЧувственнаяткань образаМеханизмывключения вАПНарратив«Фотографическое»воспоминаниеполимодальныйдинамичныйэпизод ссохранениемпрошлой“метрики”пространстваВажноевоспоминаниередуцированнаяформа, служит“ключом” кпостроениюрассказасразу (в моментзапечатления) всвязи сситуативнойэмоциональнойнасыщенностьюсразу (в моментзапечатления)или при анализепоследствийсобытия черезпринадлежностьк жизненноважной теме,концепциисудьбыотражает процесс ориентирован наозначиваниясобеседника,образа,принцип “ничегоподбираютсялишнего”,языковые средства «вычитывание»для описаниядеталейзатруднено.картины,17Переломноевоспоминаниефактологияпредставлена винтерпретационномконтекстеявляетсярезультатомретроспективногорефлексивногоанализаизмененияотдельныхсоставляющихЯ-концепциисопоставлениеразличныхвременныхсамоописанийсубъектаХарактерноевоспоминаниеэпизодвыступаетметафорой,перцептивныйматериалпреобразовансимволическими значениямиреконструкция всоответствии ссодержаниемЯ-концепции,“монтаж”эпизода вмоментактуализациистроится наописании своихличностныхособенностей вих соотнесениис содержаниемсобытиявозможно«вычитывание»дополнительныхдеталей эпизодавысокая,Эмоциональповторноенаянасыщенность переживаниевоспоминания эмоцийидентичных тем,которые были вмоментзапечатления(возвращение впрошлуюситуацию),особенно дляопыта,конгруэнтноготекущей ситуацииПредметситуацияэмоционально прошлого в ее- смыслового соотношении сотношенияпрошлыми,имевшимися вмоментзапечатлениямотивами ицелями личностиСмысловаяситуативныйнасыщенность смысл объектов, вих прошлойсмысловойинтерпретациихарактер эмоцийопределяетсяличностнойситуацией вмоментвоспроизведенияхарактерэмоцийопределяетсязначениемпроизошедшихизмененийличности дляактуальной намоментрассказаситуацииспецифическаяэмоция,отражающаяпереживаниесамоидентичности личности:“Это Я!”,конгруэнтностьсобытия иличностиситуацияпрошлого в ееотношении кактуальныммотивам,потребностям,целям личностисодержание инаправлениеизмененийличности илитраекториижизнисвойстваличностив светеналичных(сегодняшних)жизненныхсмысловличностисоотношение“до” и “после”события,выделяетсявекторличностногоразвитияинтерпретациисвоихизмененийорганизуютсубъективноепредставлениео событииисторияизмененияличностисобытиеприобретаетрасширенныйсмысл какпрезентациясути личностиЗначениеимеет формуконстатацииразвернутое,“взгляд изсегодняшнегодня”Содержаниеконтекстаситуативныйистория жизниВремя намикроуровне(единичноесобытие)время конкретно,представленочерез измененияпространственныхотношений идействийвремяабстрактно,изолированно отконкретногосодержаниясобытия18время самогособытиявырождается в“точкуперелома”предваряетактуализациюэпизодасодержаниемоделисамоописанияличностифактор временине являетсязначимымПрерывностьсобытияучастниковэпизод монолитенВремя намакроуровне(временнаялокализациясобытия наосибиографии)воспоминаниесолипсизировано,временнаялокализациязатрудненаАссоциированность собразомпамятисубъективноеслияние сситуациейпрошлогособытие можетбыть прерывно,т.е.

включатьразнесенные вовременифрагменты“сшибка”субъективногопереживаниянепрерывностисобытия привключенииразнесенныхво временифрагментов,этаповвременнымсобытиелокализуется во маркеромслужитвремени“интервалотносительно“цепи событий”. само“Рамки” события идентичностиудерживаются с личности”помощьютематическивременногостержня иявляются“эластичными”диссоциациядиссоциациянепрерывнособытиесуществует“вневременно”привнесеннаяинтерпретацией“вторичное”слияние (“Вэтом эпизоде –весь Я”)В §2.1.1. рассматривается проблема пластичности ФВ (flashbulb memories,Brown, Kulik, 1977) в контексте парадокса их достоверности - высокойсубъективной достоверности при низкой объективной (Neisser, Harsch, 1992;Magnussen et al., 2006). Выявлены причины данного парадокса, являющегосярезультирующей действия следующих факторов: 1) предпочтения стратегиипринятия не автобиографической информации в качестве автобиографическойв связи с неадаптивно высокой «ценой сомнения» в истинности личного опыта;2) вариативности интерпретации автобиографического материала; 3) трудностиверификации; 4) переход в «автоноэтическое» состояние сознания (Tulving,2001; Talarico, Rubin, 2003), сопровождаемое переживанием непосредственного«путешествия в прошлое», что вызывает чувство неотторжимойпринадлежности актуализируемого материала к «я» субъекта.

В отличие отзарубежных исследователей, признающих феномен ФВ «естественной»,культурно независимой формой существования автобиографического опыта,нами показано, что процесс описания перцептивного представления не является«натуральным», он детерминирован культурными правилами, и траектория19создания этого представления определяется использованием языковых средств.Одним из аргументов служит феномен «мигающей позиции вспоминающего»(field/observer blinking, Neisser, Nigro, 1983), когда при воспоминании субъектнаходится то как бы «внутри» своего тела, то – «видит» происходящее и самогосебя «со стороны».

Дан обобщенный вывод из цикла наших эмпирическихисследований, что максимальная вероятность ошибки наблюдается, когда: 1)содержание ложного события запоминается непроизвольно в рамках решениянемнемической задачи (Нуркова, Бернштейн, 2006); 2) у субъекта создаетсячувство знакомости материала (Нуркова, 2001); 3) имеет место акт мысленнойреконструкции события (Нуркова, 2008); 4) авторитетный источникутверждает, что событие имело место в реальности (Нуркова, Бернштейн,Лофтус, 2003); 5) событие воспринимается как высоко вероятное (Нуркова,2008); 6) субъект решает задачи, преобразуя материал более обобщенногосодержания по сравнению с описанием конкретных жизненных эпизодов; 7)целевая информация относится к «субъективному прошлому» (Nourkova,Bernstein, Loftus, 2004а); 8) субъект работает с материалом, структурированнымкак биографический (Nourkova, Bernstein, Loftus, 2004б); 10) контексткодирования и контекст извлечения информации не совпадают (Nourkova,Bernstein, 2008). Описывается один из экспериментов данного цикла (N = 82),где независимой переменной было включение описаний целевых событий вкачестве материала для упражнений в занятие по иностранному языку, азависимой – изменение оценок вероятности того, что целевое событие имеломесто в прошлом испытуемого.

Различия в направлениях сдвигов оценок междуэкспериментальными и контрольными условиями значимы (p<0.001). У 73%испытуемых при повторном заполнении опросника повысились оценкиуверенности в том, что событие, описание которого было включено ввыполнение задания на иностранном языке, имело место в их личном прошлом.В §2.1.3. «Эффект зависимости феноменологических характеристикавтобиографическоговоспоминанияотмотивационно-смысловойдинамики деятельности» приведено исследование, доказывающее, чтодинамика характеристик ФВ, не подчиняется классическим закономерностям,предсказывающим угасание качества мнемического следа со временем.Наоборот, ряд параметров чувственной ткани мнемического образа(субъективная яркость и полнота) и его значение (оценка историческойзначимости события прошлого) нарастают в соответствии с динамикойсмысловой насыщенности воспроизводимого материала, связанной снаступлением сходного по смыслу события.

В исследовании сравнивались20рассказы москвичей (N = 41) о террористических актах в Москве 1999 г.,собранные в апреле и октябре 2002 г. После полугодового интерваланаблюдалось значимое повышение оценок (см. рис.1). Страх передтерроризмом при первом опросе не был явно представлен в сознанииреспондентов, второй опрос проходил непосредственно после захватазаложников в театральном центре на Дубровке, что резко актуализировалопотребность в безопасности.Рис.1. Динамика мотивационно-смысловых и феноменологических характеристиквоспоминаний о террористических актах в Москве в 1999 г.

(оценки по 5-балльнойшкале), различия значимы на p<0.05.43,532,52апр.02окт.021,51ььиьььстстстстстциоооооокннммэмяр альерчичиваатозн я знстдеааядокнчеслиичртоисВыявленный новый феномен работы АП, отражает системность измененияфеноменологических характеристик воспоминаний в зависимости от динамикидеятельностного смыслообразования: наращивание смысла мнемическогосодержания при актуализации его в рамках более высоко мотивированнойдеятельности иррадиирует на другие образующие сознания – чувственнуюткань и значение.В §2.1.4. излагаются результаты анализа рассказов слепых от рожденияиспытуемых (N = 10, Vis. 0, оба глаза) о самых субъективно ярких событиях ихпрошлого, дающие дальнейшее подтверждение гипотезы о культурнойдетерминации ФВ.

Специфика микроструктуры АП при отсутствии зрениязаключается в исчезновении ряда классических феноменов: «яркой картины»,«погружения» в прошлое с переживанием эффекта присутствия в ситуации,«наложения временных осей прошлого и настоящего», «диссоциации Я» с21разделением позиций непосредственного участника события и наблюдателя.Эти эффекты доказывают, что актуализация прошлого в форме ФВ не являетсянатуральным процессом, так как рамки эпизода устанавливаются с помощьюсемантической обработки по законам композиции (начало, кульминация,развязка, финал), принятые в культуре схемы рассказов о событии служатформами структурирования перцептивного материала (Нуркова, 1998)В §2.2. «Важные автобиографические воспоминания» анализируетсядругая структурно-функциональная единица АП, отличием которой являетсярефлексивная позиция вспоминающего и осмысление роли события в контекстецелостного жизненного пути.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее