Культурно-исторический подход к автобиографической памяти, страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Культурно-исторический подход к автобиографической памяти", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
На макроструктурном уровне единицей анализа АПявляются воспоминания о «жизненных периодах», «жизненныхтемах»,«личностныхэтапах»,вкоторыхсредствамиструктурирования мнемического материала являются культурныесценарии, высший уровень единиц культурно-историческойинтеграции «картины жизненного пути личности» представленпереживанием интегральной идентичности и осознанием концептасудьбы,концентрирующимисплавсоцио-культурныхииндивидуально-личностных смыслов.423.4.Функциональный потенциал АП развивается от разделенного с другимкоммуникативного действия к интериоризированным формамвнутреннего полилога на основе соотнесения разновременныхвоспоминаний о себе (разновременных Я) в целях саморегуляции ипланирования деятельности - к экзистенциальному осмыслению«субъективной картины пройденного жизненного пути».Обнаруженыустойчивыевзаимозависимостимакроимикроструктуры АП:• Опыт, маркируемый на основе смыслового принципа какавтобиографический преобразуется в структурно-функциональныхединицах микроуровня в двух разнонаправленных вариантах:обобщается, схематизируется, повторяющиеся элементы усиливаются(этот механизм определяет формирование важных и переломныхвоспоминаний,сквозныхжизненныхтем,индивидуальногожизненного сценария и системы автобиографических знаний) иликонденсируется, усиливает уникальное (этот механизм конденсациилежит в основе формирования «фотографических» и характерныхвоспоминаний, вербальной истории жизни, представления о судьбе какцелостности, феномена переживания целостного образа прошлого смаксимальнойсмысловойнасыщенностью–«мгновенногожизненного обзора»).• Динамика смысловых образований личности определяет свойствамикроструктурных единиц: снижение смысловой насыщенностисобытия ведет к функциональному «потускнению» перцептивныххарактеристик, отражающего его образа, хранящегося в АП и,наоборот, нарастание смысловой насыщенности ведет к переживаниюобраза прошлого, как более яркого, детального и достоверного.• Специфика микроструктурных единиц АП у слепых от рождениялюдей состоит в исчезновении феномена «погружения» в прошлое спереживанием эффекта присутствия в ситуации, феномена «наложениявременных осей прошлого и настоящего», феномена «диссоциации Я»,что свидетельствует о культурной детерминации всех форм АВ.• Содержание и временная конфигурация большей части важныхвоспоминаний (до 80%) может быть описана как результат селекции иоценки эмпирики жизненного опыта на основе присвоенногокультурного жизненного сценария.43• Переломные воспоминания открываются сознанию в качестве ядраличностных изменений, определяемых изменением социальных ролей,ведущих жизненных тем и персональных характеристик.
Переломноевоспоминание реконструируется сквозь описания этих смысловыхполей. Они характеризуются высоким тематическим разнообразием(до 25% оригинальных воспоминаний), их содержание ориентированона личностные изменения, являющиеся результатом внутреннедетерминированной рефлексии личностью своих качеств.•Переломные воспоминания образуют границы интерваловнеизменной самоидентичности личности и задают интервальнуюмакроструктуру субъективной картины прошлого, представляющуюсобой конфигурацию «сгущений» и «пустот» во временномраспределениивоспоминаний.Интервалысамоидентичностиопределяют периодизацию личностью этапов своего жизненного путии рефлексию ключевых моментов в собственном развитии, ведущих ккачественному преобразованию личности как целостной структуры.Переломное воспоминание срабатывает как средство извлеченияличностно отнесенной информации об окружающем его жизненномпериоде и вызывает интенсивное переживание автобиографическойидентичности.• Вынужденная смена идентичности (внезапное тюремное заключение)провоцирует феномены «обеднения прошлого» и «утраты» детства,сужение тематических линий организации истории жизни, глобальное«обесценивание» прошлого, что объясняется нерелевантностьюпрошлого в качестве ресурса для адаптации к новой ситуации.•5.6.Личноеимякакформаавтобиографическогознанияинтериоризируется в ходе взаимодействия ребенка с социальнымокружением и затем начинает регулировать его самоотношение.В типологии АП системообразующим основанием должна выступатьиндивидуально специфичная иерархия функций АП личности.Выявлена специфика детерминации индивидуальных типов АПсубъекта со стороны физиологических предпосылок (особенностейнервной системы), свойственная природе ВПФ: в период своегостановления АП опирается на имеющиеся особенности нервнойсистемы (прямое соответствие), у зрелой личности АП становитсясредством, при помощи которого происходит компенсация природныхограничений произвольной регуляции.447.8.9.Формируясь в качестве высшей психической функции, АПопосредствуется системой особых социокультурных средств и далее,продолжая свой путь развития в культуре, приобретает новый статуспсихолологического средства регуляции когнитивных и личностныхпроцессов.Детальное изучение процесса опосредствования АП, проведенное наматериале истории развития фотографии, показало, что развитиекультурных практик, основанных на использовании фотографии, ипревращение фотографии в средство преобразования системноорганизованных ВПФ осуществляется как единый процесс развитиякультуры и психики человека.
Фотография оказывается культурнымсредством, одновременно преобразующим социум и личность,становясь источником возникновения не существовавших ранеепотребностей, видов деятельности, форм познания и общения.Преобразование процессов социализации и индивидуализацииличности, появление особого класса «техник себя», реализуемых сприменением фотографий, обеспечивает новые траектории системногоразвития высших психических функций. Человек, входящий в миркультуры, овладевает фотографией как потенциально многограннымсоциокультурным средством, последовательно распредмечиваявозможности этого «орудия» и совершенствует его в новыхтехнических изобретениях.
Интериоризация в ходе преобразованияинтерпсихической формы деятельности в интрапсихическую меняетфотографию, придавая ей символические свойства. Воспоминания офотографияхстановятсявнутренними(интериоризованными)средствами регуляции АП. Обращение к «ментальной» фотографиипредставляет собой закономерную стадию развития внутреннегопсихологического средства регуляции АП культурного человека.Главнымрезультатомисследованияявляетсядемонстрациянаправления дальнейшего развития ВПФ как «нарастание степенейсвободы» при овладении полифункциональным культурнымсредством, когда оно интериоризуясь становится психологическим. Висследовании показано, как фотография становится средствомосознанного и произвольного преобразования различных функций АП.Автопортрет выступает как социокультурное средство овладенияпрактикой саморегуляции и техниками структурной перестройкижизненной истории. Экстериоризируя образ «Я», в процессе создания4510.11.12.автопортрета, личность формирует внешнее средство обретенияавтобиографической самоидентичности, которое затем, по мереразвертывания процесса идентификации, присваивается, модифицируясодержание образа Я.
Работа над автопортретом входит в историюжизни автора, т.е. фиксируется в АП как переломное событие, котороедает возможность овладения своим прошлым.Реализация культурно-деятельностного подхода позволяет выделитьособый вид экзистенциальной деятельности, направленный наконструирование личностью истории своей жизни и созданиеконцептасобственнойсудьбы,котораяобеспечиваетсязакономерностями многоуровневого культурного опосредствованияавтобиографической памяти.Исторический компонент индивидуальной АП выполняет функциюсамоопределения личности в социокультурном пространстве, степеньего представленности связана с психологическим благополучиемличности.АП служит базисом развития основных механизмов, обеспечивающихсамодетерминацию личности в социокультурном пространстве еебытия (экзистенциальные функции АП): формирования идентичности,установления интервалов самоидентичности личности, самопознания,самоопределения, осознания личной уникальности, финальнойинтеграции.Основное содержание диссертационного исследования отражено впубликациях автора (общим объемом 130.6 п.л., авторский вклад 111 п.л.).87Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования инауки РФ для публикации результатов диссертаций на соискание ученойстепени доктора наук (12):1.
Нуркова,В.В.Автобиографическаяпамятькакпроблемапсихологического исследования / В.В. Нуркова // Психологическийжурнал. -1996.- Т. 17. №2. - С. 16–29 (1 п.л.).2. Нуркова,В.В.Автобиографическаяпамятькакпроблемапсихологического исследования / В.В. Нуркова // Вестник МГУ. Серия14. Психология. -1996.- №1.- С. 58–59 (0.1 п.л.).463. Нуркова,В.В.Проблемаистинностиавтобиографическихвоспоминаний в процессе судопроизводства / В.В. Нуркова //Психологический журнал. -1998.- Т. 19. №5.- С. 15–30 (1 п.л.).4. Нуркова, В.В.