Экономика и общественный строй южного Казахстана и северной Киргизии в эпоху саков и усуней (V в. до н.э. V в. н.э.), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Экономика и общественный строй южного Казахстана и северной Киргизии в эпоху саков и усуней (V в. до н.э. V в. н.э.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
В эnоху разложения nервобытиообщинноrостроя и в раинеклассовых обществах существовала nрямая связь межд:у nогребалышм обрядом 11 СОI.Сiальной структурой в том nонятии,что погребальный обряд отражают не только имущественное, но именносоциальноеnоложениезахороненного.В социологических реRОнструкциях особое значение придаетсяархеолоmчесЮtм материалам из Се!v1Иречья, так :как 1\УРГВНЬI сакскойэnохи эдесь изучены значительно лучше,чем в друrих районах Средней Азии и Каэrосстана.В<1:r..но таюке, что именно здесь сосредотvче.ны так называемыецарские курганы, достигающие высоты долатомnриэтом служитзаюnочение,что18-20такием.
Исходным nостуnамятникинемогливозводиться над могилами каждого члена общества, они были прерогативой узкого круга тщ. Небольшое количество больших 1\УРГЗИОВпо сравнению с.тысячами малых насыnей 6есnорно свидетельстцуют оразделении о6~ества на две груnпы:на меньшинство,имеющее привилеrий, и на неимущее большинство. Кстати, начало социальномуиеравенств,у было nоложено еще в эnоху nоздней бронзы в конце второй половиныn тысячилетин дон.э.Меньшая общественная групnа, судяnoп.шпности nогребальиоrообряда, располагала значительными nреимуществами: по сравнению сосновной массой васе.певия. Этими nреимуществами моги бнть rосподство и бога!t'ство меаьш.инства в обществе. А разделение общества наnривилиrированных и иеnривилегированвых, т.е.
на богатых и бединх-свидетельство сущестйеиного социального неравеиства, первый- I? шаг на nути к классообразованию.Несомненно, семиреченские саки-скотоводы уже вдо н.э.Y-IYвв.(к этомУ nериоду относятся захоронения в Бесшатыре иИссыке) стояли на высокой ступени общественного прогресса. Экономические предпосылки к этомr здесь были налицо.В УШ-УП вв. до н.э.
в Семиречье, как и на всей терри•.rориидревнего Казахстана, завершился nереход к новым прогрессивкымформам хозяйства: к освоению нового металла-железа и к кочевому скотоводству. Эти экономические факторы яmшись nричинами дальнейшего ускоренного развития общества и его культуры.Большие возможности для производсrва материальiШХ 6лаr давало и кочевое скотоводство-новм форма хозяйства.
Кочевое скотоводство именно в. раннюю эnоху своего развития было nроrрессивной формой хозяйства.Сnособность к быстроЦу воспроиэводств,у и легкая отчуждаемость скота привели к интенсивному накоnлению богатства у отдельных скотоводческих семей и лиц и к обнищанию большинства населения, к социальному расслоеiШJ) сакского общества.Подтверждением этого тезиса моrут служить исторические факты, относлщиеся к nозднему этапу сакской истории.
В среде саю>усуньской этнонультурной общности в Ш-П вв. до н.э. и.мелись .mща,как сообщают древние дииастийНЬJе хроники,-Владеющие уже четырьмя-nятью тысячами голов лошадей.У них же известен факт закреnления за усуньским nравителем( rуньмо)nод именем Uылими земельвых владений, 'Ч'rО было связанос тем же сосредоточением в одних руках большого количества скотаи необходимостью иметь достатоЧНЬlе для nрокорма их nастбищ.Можно полаrать, что эти формы усуиьской частной собственности зародились и развивапись еще у саков, хотя и прямыми свиде-- 20I!ссыкском .Ь."Урrа не, в друrих (рядовых)отсутствием таковых.-I:е:рнеыся к археологическому источшшу, кБесr.JЭтырском мorllJlЬнnкe размеры насuпей,nоrребалън!:.!е камеры Iсурrапов-eroанализу.
Вболыnие бревенчатыенеосnоримые арте~l-акты по исследуеz.юН лробле1.1е.l3o:rtiiO'~ 11~ наших работyr.\eстыечалось,что захоронешшеnоднacшt<JJ.~~ бесшатuрсю~х курганов nрпнадле;:\али к трем социальнымслоя:.::оолыrшечальн..иков;I<урrанысредние--могJ~лы саксю!Х цapefi1.10rилы apiiCTOI~paтиil и-Еерховных Еоеназнати,меmше-моr:илы друв:ишшков и р.qдовых общишnжов.Дош~юiроЕаюtенаснnе7. царских курr•анов над t.lноrочJюденными1.~льи.ш соотвЕ"тствовало госnодству знатл на,ц мaccoit nростолrодиdи рабов.
Пар.::щетры I<урrанных насыnей-это -то:;<е пнсиrшш власти.-2~-Насыnи всех царских и срещшх Itypraн.oв Восточного Се!.:иречьяnoизначальному архите1стурному замыслу Еоз.води.Jшсь с nлocr:oliверш.tшо:n и с npямw.w боко:вw.ш Сl\аТами, nоэтому олределЕНШR объеМll их возz.tстноnoфорJ.IУЛе yceчeiOioro конуса.По этой формуле объема насыnи Большого Бесшатнр~коrо кургана состаЕмет 80,5 тысяч I<уб • .м. !\роме того,EOI<pyrнасЬUlи расподоJ:tенн каменный вал (Ееролтно, обЕоднвл стена) и 94 кольцеЕыхоград,свышена сооружение I<оторых было доставлено из окрестных гор650 мноrотонны.х менrиров и валунов..Поражает воображеJше nредnолаrаемыt объем человеческого тgуда,затрачеш1ый на заготовку и траноnортироЕку уЕазанноrо nоличестЕз камrш и rцебнл, .каменных nлит и млунов, а танае на nозЕедеЮiенасыm1 и друrих доnол.нлщих соорУJ::е.ЕШй этого I$pc.r~oгona-мятншса.Под наоыnью царских К".fргано.I! Бесшатыра нах-:>дшшсь больпmеnоrре6альные Iсамеры их трехметроЕых 6ре:ееп тянЬiпанской ели.Приластройке юше ры в Третьем Бесшатнрсi<ОJ.\ кургаnе было nсnольэовано с.Еыше300лвоь таю:tетаких бревен.Назаготовку ~ перевозку.r.xтребо:мнемалая: затрата челоЕеческой энeprmr.По эксnериz.tентальннм nодсчетам на строительство тольr<о наСШ1И Большого Бесшатырского .кургана было затрачено около ЗС тысяч человеzсодней.
При это1.1 нами не г:штывал~ труд,на зaroтoEity и nеревозrсутысячи ку6.1.1.650'каменных nлит ишн.шя: для: Еала.Если учесть300затрачеНIШНбре.I!ен, а такжеэтот труд, кр01.1е тогочеловеi<одrш, nотребные на возведеЕШе самой 6ре1!енчато:n усШJальницы,ритуальных .каменных сооруженИii .вокруг наснnn,во челоЕеiсоднеil возрастает до6(}..65тысяч.то количест-28'дельческоii формой хозяйства они т~е встречаются нередко.При интерnретации знаков, относящихся к разным хронологическим nериодам,мнения исследователей в целом совnадают,:вшсодя за npeдeJIЬI rпnотезы: клеймо мастера-незнак собственности.Пе рваначальнов функциональное назначение эваков несомненносвязано с социалыrо-эiсономичесюtМИ nричинами. ЭВОJrd)ЦИЯ функцв:изнаков с момента :их появления nрошла ряд стадий:знак-по:каэательиндивидуального мастерства изготовителя, знак- отметка (тамга)nринадлежности данной DB[ЦL1[ конкретному роду, оnределитель владельца и,наконец, знак частной собственности.Таврение лошадей появляется позднее, древнекитайские письменные источн:ики отмечают широкое распространение таврения лошадей у тюрских и монrолояэы'ЧНЬIХ мемсн Западного края, возможно, втом числе и у усувей.Еще одним доказательством раннего nоявления частной собственности яВJIЯJОТся металлические, каменные и гЛИНЯНЬiе печати.
Находки их известны, начиная с эпохи неолита (Малая и Передняя Азия,Ближний Восток). В Средней Азии и Казахстане оки известны с nозднесакского времени. Печати,тwсже как и тамги, и знаки-метки, ЯI!JIЯются археолоrическим свццетельством nроизошедшей имуществеинойдифt!ереJЩИации.Изобретение печатей, бЬIJio вызвано тем, что развитие частнойсобственности достигло более высокой ступени по сравне~ с nериодом появления тамr и знаков-меток. Оттиски печати бьш знакомудостоверяющим nринадлежиость данной вещи субъекту-владельцу 1 т.е.лицу,nос~авивmемупечать.Резюме это nодтверждается другой археологической находкой.Особенно важно, что глиняная nечать бЬIЛа найдена на территорииСемиречья в моrиле рядового усуня.·: :·.- 29Находка усуньской nечати не является неожиданностью.Подинастийным хроНИRВ.М известно, что некоторые усуньские военачат.ники и чиновники nрохавьской ориентации за особо важные заслугисоответственно своим чинам наrраждались империей золотыми и медными печатями.
Причем замена золотой печати медною означала .лишение доверия,неми.nост.ь,униже~mе и умаление достоинства.В древнеусуньском обществе владельцами печатей был более шиIcpyrрокийлисьJDQiteй, чем знать и чино:вники. У последних nечати .IIВJIЯсимволом власти должностных лиц,а примитИВНЬ/екаменныеУглиняные печати преднаэначапись для разграничения д~юй собственностиразных владел.ьцев.Появление и исnоJIЬэоваиие nроцараnанных знаков на тулове сосудов,знаков-меток на ушах лошадей, тамr и таврения яоmадей, и,наконец,печатей индивидуаяьноrо пользования связаны о развитиемсобствеЮiости: от родовой, оdщинвой до частновладельческой.
Такой вывод nодтверцается сооuщен.иями писименнuх источниiсов, которые не оставляют сомнения в том, что в обществе усуней не тол.ьRОсуществовВJiа частная соdствеиност.ь, ва дВИJIIИМОе ИNtУщество (скот,nредметы роскоши, орудu труда), но и что ова достигла уже развитых форм.Древнекитайские источники, напиоанине еще во П-1 вв. до н.э.сообщают о резком ~щественном неравенстве, nроисщедшем в усун.ьском обществе, о богатых владельцах четырех-nяти тысяч лошадей ит.n.Исторические примеры из социально-экономической жизни древнихплемен подтве.РJ~Щают известный тезис Маркса, что коче:вне меменаи народы первые (значит раньше, чем земледельческие) развивают усебя обмен и форму денег, следовательно, и отношения собственности.Однако, развитие отношений собственности У.
Iючевuх народов не мо-·-30жет сду.Rить показателем более высокого nрогресса их цультурн иnoэконо.•.mкикакизвестно,сравнению с земледельческими племенами. Дело здесь,вразличиикак посвоемупроисхаждению,так и посвоей социальной форме двух основных видов общественного богатства-JIЯIO'.rnродукта труда и npoдy1cra природы. Оба вида богатства cocтmrто,чтопринятоназывать движимыминед.вижимым имуществом.К nepьo~J из них относятся: снот, nродукты ремесла и жилища, а ковторому-земля.
Продукты труда-движимое имущество-рано становились объектом частной собственности и могли быть отсуждекы вобмене, станов.чсь товарным богатством. Поэтому конньtе кочевые DJieмeнa, основой хозяйства которых было скотоводство, а подвижныйобраз жизни их: приводил в постоянное соnриносновев:ие с другими народаNПf,что способствовало раннему развитию товарных отношений,nервые развивают у себя отношения собственности и накопление богатства в виде движимого имущества. Накоnление богатства внутрилюбого общества происходило не равномерно среди всех семей,населения,всеговсего общества.
С неизбежной закономерностью nроисходила имужественная .дифреренциация, накопление богатства в руках уз:кого :круга .лиц и обнищание большинства населения,постепенная ПОJIRриэация общества. Именно такой nроцесс nроисходил в обществедревних усуней.Земля же, :ка:к nродукт природы и как недвижимое богатство,состояла из естественных условий nроиэводства: она во всех до~талистических общественных формациях,не становится предметом собственности,мездных отношений.Она,как средство производства,nредметом стоимостных возначиная с момента nерехода варварских племен к nроизвароmцему хозяйству'.
у всех народови скотоводчеС8К--и земледельческих,оставалась ·об!ЬiеlШ'ОМ частиого или коллективноговладеНИf!. ~~а sacDJe~o 'П<ШIЬ3С!I:ваRИЯ .земпей., nрииадлежа-- 3Jщей всему обществу.Хотя во всех докаnиrапистических формациях поземелыwе отношения выступали в форме пользования и .владеЮ4Я, но основнфе формы присвоения эеМJШ, структура землевладения бwm разными. Так,основу nервобытно-общинноrо· строя составляло общкнное влцдениеземлей и общинная собственность на продукты труда, рабовладельческог~ общества-частное впадение государственной землей и частнаясобственность на nродукты труда и на раба, и, наконец.
основуфеодального обдества составляло иерархическое землевладение, nрикреnление работНИI<В. nроиэводства к ае.мле и частная собст:венностьнапродуК'I'Ытруда.Чаастная' собствеЮiость на С'l'ада, господС'lвоБа11111Ие :в усуньском обществе. проясНJJЮТ. :в свою очередь, вопрос поземельных отношений. mторые могJШ иметь фopr.w частного впи иерархическоrо:аладени.я землей.Так какое же место принадлежало эемпе и скоту ~ проиэводстве материальных благ в таких специфических обдествах, RЗК nолукочевые-полуоседлые усуни? У древних усуней было два основныхсредства производства: земля и сmт. Но nри зrом у них ТВЮiе квхи во всех человеческих общес'l'вах земля,являетсяглавнымсредством проиэводс~ва,-вак проду~ природыа nоземельные-отвоmеиивбыли оnределяющами в сложении и развитии производст:веввuх отношений.Однако. в обществе номадов-скотоводов отношения м~ ~ми.устанавливающиесяту,ввпроцессепроизводства,складываютсятом числе и отношения зависимости и подчи~еиия,и поскоэксnлу~ации и угнетения, в исторической перспективе аитаrоRtfстические о~ношения.