Экономика и общественный строй южного Казахстана и северной Киргизии в эпоху саков и усуней (V в. до н.э. V в. н.э.), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Экономика и общественный строй южного Казахстана и северной Киргизии в эпоху саков и усуней (V в. до н.э. V в. н.э.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Ухудшение средн nриводит х yпa.IJ.RY социального проrресса. По давиым С .А.Арутюнова т81С8Я с:вяэь четко nрослеnвается в истории эскимосов nериQДа "китовых аплей".Правомерность анаnоrичиой выше уnомянутым интерnретациоивойоценкиСJШСКИХ курганов подтверждается RВХОДI<ВМИ nри раскопкеодних из них (царских) больших ма.териВJIЬнш ценностей в nогребальных :камерах, богатством одеяния и оружия, КВI< это имело место вПолевые~2-нnDem1po:eoч1Weзамеры в таких nределах демонетрирутrрадацn:о лараматров нвоШiеtl 1сурrанов:Большv.е: диаметры- I04-48,Средние~ Дllаметры-45-30, высота -~пые:-I8-6, О,диаметры.еысотавысота- 20-7м.6-2,0 м.- I, 0-0,5м.- 23Вnечатляют покаэатели расточительного расхода челоnекодней,nотраченных на их сооружение:Большие: от60000-65000Средние: от1700-2000до300-400.от0,2 - 0,9до4,7-4,8.Малые:до2000-3000.Тадим образом, на стро:е:тельство самоrо большого парекогоиургана было затрачеrо более чем в десять тысяч раз больше человекодней, чем на возведение самого большого рядового кургана.Резi~ градация параметров насыпей и ноличество труда,затраченного на их сооружение, явпяется приЧИВJПlМ следствием разmrтости социальной иерархии в саксном обществе.Кургаи ИссЬJК дал допотштельные важные материа.тJ, nодтвеfrдцающие доказываемый тезис.
Иссыксхий погребалышй иНБентарь-инди:ка.тор богатства и :власти .пица, принадлежавпеrо к вuсшему рангу общества.Неизвестно сакское самоназвание титулатурн ДОЛJ(НОСТШ:IХ ~·но захороненных в Басmатырских и Иссыксноrо курrавах,воз~Юхно,называть царями. При этом ошибка в большей степени может быть вформе титула, в меньшей-вeroсодержани:v..Мобилизация сведений античных авторов о стратификации общества азиатских скифов-~ствекная возможность реконструкции социальной титулатуры. Саиские иерархические титулs (хотя они по..; одержанию,вероятно, иес~ традиции SВ'l'ИЧВоrо мира)-УRЗ38.1'ЕШИначавшейся и возрастающей поляризации общества. В нем на одномnолюсе дислоцировалис.ь царь и царица (по античной традицииzЬ а 1le.
И S ) , "первые" и "знатиые" JП1ЩИ, всадники - коиныв :воины,на nротивоnоложном- зависимые шщи, рабыnешиевоины.cpatde..s),с.цуиав:ки,-24l.lобиллэова.нна.я 11.Нформация обосно.вьшает следуюде е резюuе:оа1с1 CI!OIIX у1.:ерших царей облачали .в золотое одеяние, nоJ,Jещали :вnроотарные nоrреОэльНЬ!е и.амеры, а над юши сооружали архитектур-ный nа1.Uiтникorpoшun1 I~ypraн.oCiщ~cтiJa уnрощалсяnoОбряд norpeueюtЯ друrих членоiJцере nонижения на стуnенпх иерархичаокойлестницы.В диqq.еренциации Об.Рflда,роль,зависимую от социального nоложенияnrpaл I<уЛЬТ мерт.вы.х предко.в,кровителей.-сильных nоНо в ритуалах воз.велиЧJ-шания личНости цйры имелась иnолптическая nодоллекаnpeei.IHИ..Icoв.особенно царей-сугубо земные I<орыстные v...нтересы егоОю1 и.сnольэо:валн ритуалы nоrребального обJЩЦа ItaKpemtГlioэнoe воздействие на массы с целью идеологически обосно.ватьне зыблеJ.\Ость династии сакс.ю;х царей.Несомненно,тана назолотая одежда иссш<ского сака не была рассчи.внешю1fi эЦ;(ект,а больше ооде.[!}JI'.Вда социальную на .грузку,nре~ледовс:ла nолитико-nрола гандиетекие "дешl.воэвеличиiJалаличность царя,воэDодилаСверкащая одеждаего в ранг солнцеnодооного боrа.Релиrиоэно-идеолоrичесl\ое содержание зооморфi-шх образов наукрашениях головноrо убора nодтве~~ает зто~ вивод.Dобраз~ крылатых и раrатых коне~· на надобной части головного убора иссыкскоrо .воиназаложена сложная символика,ноrо мировоззренияDоnлощены :каноны ре.пиrиоэ-саков.В Риr.веде и в Авесте образ коня nолисемантичен, ю его образе nредс•tавлен це1ШЙ nантеон древних боrов: Митра, Фарн, Сиявуш,Веретраrва и друrие.
Несомненно, в етот пантеон входил и А:хураМазда.Восnроиэ:ведение крылатых существ t..уждо для саксzсой среды,110широко расnространено в Передвей Азии. В частности, в Ахеменид-- 25ском Иране персонифицироваиный высший бог неба Ахура Маздаизображался в виде крылатой фигуры в солнечном диске. Саки отобраза Ахура Мазда заимствовали крылья и своего солярного богаизображали в образе нрылатоrо :коня с козли.ными рогами. В поJШморфной фигуре этого саксноrо божества слились черты бога солнцаМитры.боrа неба Ахура Мазды и родового тотема.Несомненно протомы :коней Иссыка имели двойную семантическую наrрузну: символ солнечного божества и царский знак. А вцелом, иссыкский царь в таком сверкающем гаповиом уборе, в ослеnительnой од~е nредставал реальной Ахура Маздай или tШтройего nереона олицетворяла земного и небесного ьл~ынугоцаря-светеЕеи верховного жреца.Значение иссыкских ваходох для рассмаfриваемой проблемывозрастает в связи с находкой памятника письменности-сере6ряной чашей с надписью.
Возможнооть nривлечения надписи для соци~логических реконструкций-в прямой зависимости от ~ешения круrаважных вопросов: идентификации иссыкских графем с алфавитнымписьмом, происхсцдения и зтнонультуриой а!'риdуции, дешифровкинадписи.Первый из этих воnросов специалистами решен nопажительво,ряд доказательств свццетельств.уетoGапфавитвом хараитере пись-менности.Значительно сложнее два nоследних Вопроса, особенно деmифровм. В отношении атнои;ультурвой П{.ИНадлежности пока существуетединственный вывод rипотетичесиоrо уровня об атрибуции неиавествой иссыкокой письменности с саксRОй средойФакт существования письменности в любом обществе свидетельствует о выеоном уровне развития социальво-экономичесRой орrаии-..эации. Таким органом могла быть форма общественного устройства- 26тиnа государстDенного образования. Процессы возникновения государства и письма были вэаив.юсвязанн, вероятно, письменностьnо~~етсл через какой-то непродолжительннй перпод после зарождения и функционирования государства.Реэю:.шруя приведеиную информацию, извлеченную из археологического и эnиграфического источнmwв (градация nараметров насыпей,наличие больших wАтериальных ценностей, количество человекодней,иэрасходов~чннх на сооружения, nисьменность и др.), мы склоннысчитать, что саки Семиречья по уровню социальной структуры находились на стадии сложения раинеклассового общества, производст~енныеотношения в ноторых регламентпровались и регулировались органом тиnа государственного образования.ГОСУдА.FСТВО УСУНЬПроцесс сложения классовых отношений и государственного образования,нач8.БШИйся в с~шском обществе активно nродолжался нарубеже и в первые века нового времени, nосле установления политического господства в регионе племенем-гегемоном,именуемым ханьскими источниками "у-сунь".
Последние яви.лись тем лцром,которогоnроизошла консолидация саков,вокруrюечжи и других индаиранскихплемен. Этноним усунь nокрыл всю старую радоnлеменную номенклатуру,хотя династийные хроники еще какоР.-то время nродолжали отмечать,но уже в составе древних усуней племена сэ (саки) и юечжи. Эвонимы уйшун-уйсун, дошедшие до наших дней восходят к древнеr,w этнониму и доказывают значительную роль усуней в истории У.рая.
Политическая организация,созданная усунами яВЛяется nервым государетвеннимобразованием на территории Праказахстана.Возникновение древнеусуньскоrо государства оnределили факторы внутреннего и внешнего характера. Причем, оба эти фактора были- 'G? теснейшим образом взаимосвязаны, а, взаимодействуя друr с дpyror11,усitоряли социально-экономичес:кое развитие семиреченс:ких усуне!i.Хотя несомненно, что государство усуней-npoдyitT внутреннего развития экономики самого общества, но большое, причем каталиэирУ»щее влияние оказывали соседство и тесный nолитический контакт свысокоразвитой mrлерией Хань.Древние династийные хроники содержат фактичесю1е материа;ш,не оставляющие соr~ения, в существовании у усуней частной собственности на скот и эеМ1IЮ.
OnнaRO, наснолько можно судить, стеnешразвития этих двух видов соdствеююсти не была одинакова. Есличастная собственность на скот и nредметы роскоши имела развитуюформу, то земельная собственность находилась на стадии становления,принимая фор~ монопо~ крупными скотовпадельцmпи определенныхэемельннх участков как "исКJIЮчителыwми, толькоm.tnодчинеЮП:L-.m:сферами их личной воли" (Маркс), т.е. она носма форму владения.Одним из nризнаков возникшей собственности, родовой, общинной или частной, является отметка ее особыми знаками, оnределяющими принадлежиость собственности.По археолоrичесl<ИМ даюmм nервое повlUiеиие таких знахов натеррИ'l'ории Казахастава набтодается еще :в апо~ nоздней бронзы, васосудах dеrазы-дандыбаевсвой культу~ы.
Примечаfепьно, что :времяnоявления их совпадает о временем сооружения- ~ольших по параметрами сложных по нонструкции вадмоГИJIЬВЬIХ устройств. Значительно чащеони встре'r:lаются на nредметах сRИфо-rакскоrо и сармато-усуньс:воrовремени.Большое расnространение знаки nолучают nозднее, особенно врайонах земледельческой цультурн, rде массовое nроиэводство глиня.ной посуды принимало торrово-ремеслеииый характер. На территориях.близлежащих к этим районам, у племен с иной, ското:вод-ческо-эеtме-- 16да,затраченного на пх возведение, масштабы тризны и жертвоприношеm~.В советской археолог~rи nрименяются и совершенствуются методпчесi<Ие nриемы обработки та:кой информации с целью реконструкциидревнпх соцле:лыrnх систем.